Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей М.М. Моргасова и Р.Б. Михайловой, при секретаре О.В. Сергеевой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи М.М. Моргасова административное дело (N в суде первой инстанции 2а-329/2021) по апелляционной жалобе В.А.Ю. на решение Чертановского районного суда города Москвы от 04 июня 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного иска В.А.Ю. к начальнику отделения регистрации МО ГИБДД ТНРЭР N 2 ГУ МВД России по г. Москве, начальнику Межрайонного отдела ГИБДД ТНРЭР N 2 ГУ МВД России по г. Москве, начальнику УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве, МВД России о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в отказе регистрации транспортного средства административного истца на нового собственника с сохранением государственных регистрационных знаков, обязании произвести регистрацию транспортного средства, взыскании компенсации морального вреда в размере 60 000 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В.А.Ю. обратился в суд с административным иском к начальнику отделения регистрации МО ГИБДД ТНРЭР N 2 ГУ МВД России по г. Москве, начальнику Межрайонного отдела ГИБДД ТНРЭР N 2 ГУ МВД России по г. Москве, начальнику УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве, МВД России о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в отказе регистрации транспортного средства административного истца на нового собственника с сохранением государственных регистрационных знаков, обязании произвести регистрацию транспортного средства, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование требований указал, что принадлежащий ему автомобиль был снят в ГИБДД с регистрационного учета, что повлекло дополнительные расходы.
Судом постановлено приведенное выше решение об отказе в удовлетворении требований.
Об отмене данного судебного постановления как незаконного по доводам апелляционной жалобы просит административный истец В.А.Ю, полагая, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Административный истец В.А.Ю. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, подчеркнул, что он являлся собственником автомобиля на момент снятия автомобиля с регистрационного учета, чем нарушены его права.
Представитель ГУ МВД России по г. Москве по доверенности Я.Т.С. в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, полагал решение суда законным.
Судебная коллегия на основании ст.ст. 150, 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела и решение суда, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Правовые и организационные основы, цели государственной регистрации транспортных средств, права и обязанности участников отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств, регламентированы Федеральным законом N 283-ФЗ.
Регистрационное действие по смыслу части 1 статьи 10 данного закона представляет собой действие регистрационного подразделения по установлению или изменению регистрационных данных транспортного средства, замене документов, идентифицирующих транспортное средство.
К регистрационным действиям также относятся: прекращение государственного учета транспортного средства - включение в соответствующую запись государственного реестра транспортных средств информации о временном прекращении допуска транспортного средства к участию в дорожном движении и возобновление государственного учета транспортного средства - отмена ранее принятого решения о прекращении государственного учета транспортного средства (пункты 3 и 4 части 4 статьи 10 Федерального закона N 283-ФЗ).
Статьей 18 Федерального закона N 283-ФЗ установлены основания прекращения и возобновления государственного учета транспортного средства. Государственный учет транспортного средства прекращается: по заявлению владельца транспортного средства; по заявлению прежнего владельца транспортного средства в случае, если новый владелец данного транспортного средства в течение десяти дней со дня его приобретения не обратился в регистрационное подразделение для внесения соответствующих изменений в регистрационные данные транспортного средства (п.п.1 и 2 ч. 1).
Согласно пункту 3 части 1 ст. 18 указанного Федерального закона, государственный учет транспортного средства прекращается при наличии сведений о смерти владельца транспортного средства.
Статье 18 Федерального закона N 283-ФЗ корреспондируют пункты 56-61 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 1764 "О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях государственной инспекции дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Правила), определяющие основания прекращения государственного учета транспортного средства.
Прекращение государственного учета транспортного средства по заявлению владельца транспортного средства осуществляется регистрационным подразделением на основании заявления о проведении регистрационного действия, поданного владельцем транспортного средства или его представителем (пункт 56 Правил).
Пунктом 57 Правил определено, что прекращение государственного учета транспортного средства в случае его отчуждения осуществляется регистрационным подразделением на основании заявления прежнего владельца транспортного средства и предъявления им документов о заключении сделки, направленной на отчуждение транспортного средства, при условии отсутствия подтверждения регистрации транспортного средства за новым владельцем.
На основании пункта 58 Правил прекращение государственного учета транспортного средства при наличии сведений о смерти владельца транспортного средства либо о ликвидации юридического лица, являющегося владельцем транспортного средства, или о прекращении физическим лицом, являющимся владельцем транспортного средства, деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также при наличии сведений о прекращении опеки (попечительства) над собственником транспортного средства осуществляется регистрационным подразделением на основании решения уполномоченного должностного лица регистрационного подразделения.
С учетом положений пункта 61 Правил при прекращении государственного учета транспортного средства в соответствии с пунктами 56, 58 - 60 Правил государственные регистрационные знаки, за исключением принятых регистрационными подразделениями на сохранение, и регистрационные документы признаются недействительными и вносятся регистрационным подразделением в соответствующие разыскные учеты утраченной специальной продукции Госавтоинспекции.
На основании пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона N 283-ФЗ владелец транспортного средства имеет право на сохранение за собой присвоенного транспортному средству государственного регистрационного номера или передачу его с отчуждаемым транспортным средством, при этом новый владелец транспортного средства имеет право в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, принять транспортное средство с имеющимся государственным регистрационным номером либо заменить его при совершении регистрационного действия.
Пунктом 44 Правил установлено, что сохранение государственного регистрационного номера осуществляется на основании соответствующего волеизъявления владельца транспортного средства, за которым оно было зарегистрировано, содержащегося в заявлении о проведении регистрационного действия, в результате которого он высвобождается. Сведения о сохранении государственного регистрационного номера вносятся регистрационным подразделением в соответствующие банки данных. После совершения регистрационных действий государственный регистрационный знак остается у владельца транспортного средства.
Срок сохранения государственного регистрационного номера составляет 1 год со дня проведения регистрационного действия, в результате которого он был сохранен, либо со дня прекращения государственного учета транспортного средства (пункт 45 Правил).
Таким образом, ранее присвоенные регистрационные номера могут быть сохранены за автомобилем, если прежний владелец транспортного средства в заявлении на проведение регистрационного действия не выразил волеизъявление о сохранении за ним данных регистрационных номеров.
Вместе с тем при прекращении государственного учета транспортного средства в соответствии с пунктом 57 Правил государственные регистрационные знаки и регистрационные документы признаются недействительными и вносятся регистрационным подразделением в соответствующие разыскные учеты утраченной специальной продукции Госавтоинспекции по истечении 10 дней со дня отчуждения транспортного средства (абзац второй пункта 61 Правил).
Частью 2 статьи 18 Федерального закона N 283-ФЗ установлено, что возобновление государственного учета транспортного средства осуществляется по заявлению его владельца при наличии для этого установленных законодательством Российской Федерации оснований.
Возобновление государственного учета транспортного средства в случае признания действий, связанных с прекращением государственного учета транспортного средства, незаконными или необоснованными осуществляется на основании решения суда либо решения, принимаемого вышестоящим должностным лицом регистрационного подразделения или регистрирующего органа (часть 3 статьи 18 Федерального закона N 283-ФЗ).
Согласно пункту 62 Правил возобновление государственного учета транспортного средства осуществляется путем внесения регистрационным подразделением записи в государственный реестр транспортных средств о возобновлении допуска транспортного средства к участию в дорожном движении.
Возобновление государственного учета транспортного средства, прекращенного в соответствии с пунктами 57 и 58 Правил, осуществляется за новым владельцем транспортного средства в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 63 Правил (пункт 64 Правил).
В соответствии с абзацем вторым пункта 63 Правил возобновление государственного учета транспортного средства в случае перехода права собственности на него или изменения владельца транспортного средства осуществляется за новым владельцем транспортного средства. При этом помимо документов, указанных в абзаце первом пункта 63, представляются документы, подтверждающие право собственности на транспортное средство, и страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также проводится осмотр транспортного средства.
Как указано в пункте 67 Правил, возобновление государственного учета транспортного средства производится регистрационным подразделением по месту обращения владельца транспортного средства с выдачей нового регистрационного документа и паспорта транспортного средства (при отсутствии электронного паспорта). Возобновление государственного учета транспортного средства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 68 Правил, осуществляется с присвоением государственного регистрационного номера. При возобновлении государственного учета транспортного средства, учет которого прекращен в связи со смертью владельца транспортного средства в соответствии с пунктом 58 Правил, при наличии волеизъявления нового владельца государственные регистрационные знаки, признанные в соответствии с пунктом 61 Правил недействительными и внесенные регистрационным подразделением в соответствующие разыскные учеты утраченной специальной продукции Госавтоинспекции, исключаются из числа разыскиваемых и сохраняются за транспортным средством.
Судом установлено, что 13.12.2019 г. В.Г.Г. на основании договора дарения автотранспортного средства, заключенного в простой письменной форме передала в дар В.А.Ю. транспортное средство..,... года выпуска, идентификационный номер.., регистрационный знак...
В установленном порядке автомобиль с регистрационного учета предыдущим собственником не снимался, новым собственником на регистрационный учет не ставился.
07.01.2020г. В.Г.Г. умерла.
01.06.2020г. В.А.Ю. на основании договора дарения транспортного средства передал указанный автомобиль в дар В.А.Л.
08.06.2020г. В.А.Ю. обратился в МО ГИБДД ТНРЭР N 2 ГУ МВД России по г. Москве с заявлением N... о регистрации транспортного средства на имя В.А.Л. по доверенности с сохранением регистрационного знака.
В совершении регистрационных действий с сохранением регистрационного знака было отказано.
08.06.2020г. В.А.Ю. обратился к начальнику УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве с жалобой на действия начальника отделения регистрации МО ГИБДД ТНРЭР N 2 ГУ МВД России по г. Москве, выразившиеся в отказе в совершении регистрационных действий с сохранением регистрационного знака.
19.06.2020г. письмом N... В.А.Ю. был предоставлен ответ заместителем начальника УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве на его жалобу от 08.06.2020г.
23.06.2020г. письмом N... В.А.Ю. был предоставлен ответ начальником МО ГИБДД ТНРЭР N 2 ГУ МВД России по г. Москве на его жалобу от 08.06.2020г, из содержания которого следует, что в регистрации транспортного средства с сохранением государственных регистрационных знаков отказано в связи с тем, что 10.04.2020г. регистрация транспортного средства прекращена в связи со смертью владельца В.Г.Г. 07.01.2020г.
Согласно карточке транспортного средства..,... года выпуска, идентификационный номер., 10.04.2020г. регистрация была прекращена в связи с наличием сведений о смерти В.Г.Г.
28.09.2020г. транспортное средство зарегистрировано на имя В.А.Л. на основании договора дарения от 21.09.2020г, выданы государственные регистрационные знаки...
Принимая во внимание то, что В.А.Ю. в течение десяти дней с момента заключения договора дарения транспортного средства с В.Г.Г. не обратился в органы ГИБДД для совершения регистрационных действий, органы ГИБДД, располагая сведениями о смерти владельца транспортного средства, обосновано прекратили регистрацию указанного транспортного средства в соответствии со ст. 18 Федерального закона N 283-ФЗ.
Поскольку В.А.Ю. приобрел в собственность транспортное средство не в порядке наследования, а на основании сделки (договор дарения), отказ в регистрации транспортного средства с сохранением регистрационных знаков являлся правомерным.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (часть 2).
Суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу о том, что административными ответчиками была рассмотрена жалоба административного истца, мотивированный ответ был предоставлен в установленные законом сроки; несогласие административного истца с предоставленным ему ответом, не является основанием для признания действий административного ответчиков незаконными.
Из содержания статей 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые интересы граждан либо иных лиц.
В силу статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания нарушения своих прав и свобод по делам названной категории лежит на административном истце.
Доказательств наступления для административного истца каких-либо негативных последствий в связи с оспариваемым бездействием административных ответчика суду представлено не было.
28.09.2020г. транспортное средство..,... года выпуска, идентификационный номер.., зарегистрировано на имя В.А.Л, присвоены государственные регистрационные номера.
При этом права В.А.Ю, подарившего подаренный ему автомобиль, не нарушены.
Согласно положениям ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом не было установлено наличие виновных действий (бездействия) со стороны административных ответчиков в отношении В.А.Ю, суд не нашел оснований для взыскания с административных ответчиков компенсации морального вреда в пользу административного истца.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о том, что доводы административного истца не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, нарушение прав и охраняемых интересов административного истца оспариваемыми действиями (бездействием) также не установлено, в связи с чем в удовлетворении административного иска правомерно отказано.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на правильном применении закона и надлежащем установлении обстоятельств дела.
Бремя доказывания распределено судом первой инстанции правильно.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в административном иске, поскольку доводы административного истца, положенные в основу административного иска, с учетом норм действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и обстоятельств дела, сами по себе, иного вывода по делу не влекут.
То обстоятельство, что на основании договора дарения транспортного средства В.А.Ю. являлся его собственником, само по себе, иного вывода по делу не влечет с учетом иного предмета данного административного дела.
После получения автомобиля в дар, на регистрационный учет в ГИБДД В.А.Ю. в установленном порядке автомобиль не ставил, в связи с чем по приведенным выше основаниям, предусмотренным законом, автомобиль был снят с регистрационного учета в связи со смертью В.Г.Г.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений процессуального характера не допущено, а потому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чертановского районного суда города Москвы от 04 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.