Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи фио, административное дело по апелляционной жалобе Управления Росрестра по Москве на решение Гагаринского районного суда адрес от 25 марта 2021 года по административному делу N 2а-149/2021 по административному исковому заявлению ИМЕТ РАН к Управлению Росреестра по Москве о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛА:
ИМЕТ РАН обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором его представитель просил признать незаконным решения Управления Росреестра по Москве от 13.10.2020 года N 77/005/263/2019-4168\2, N 77/005/263/2019-4169\2, N 77/005/263/2019-4170\2, N 77/005/263/2019-4171\2 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления административного истца на объекты недвижимости с кадастровым номером 77:06:0002008:4788, с кадастровым номером 77:06:0002008:1175, с кадастровым номером 77:06:0002008:4760 и с кадастровым номером 77:06:0002008:1164.
Возложить на Управление Росреестра по Москве обязанность осуществить государственную регистрацию права.
В обоснование доводов указал, что административный истец обладает правом оперативного управления на вышеуказанные объекты недвижимого имущества на основании постановления Президиума РАН от 26.06.2007 N 152, передаточного акта от 23.01.2008, акта приема-передачи объектов недвижимости от 16.06.2008 и Устава ИМЕТ РАН, сведений из ЕГРЮЛ. В связи с реорганизацией Института физико-химических проблем керамики Российской академии наук (ИПК РАН) в форме присоединения к ИМЕТ РАН вышеуказанные объекты недвижимости переданы административному истцу по передаточному акту от 23.01.2008 и акту приема-передачи объектов недвижимости (сооружения) в собственность ИМЕТ РАН от 16.06.2008.
Обременений данных недвижимых объектов не имеется. Иных лиц, оспаривающих права административного истца на объекты, не имеется.
25.12.2019 административным истцом были поданы заявления о государственной регистрации права оперативного управления на вышеуказанные объекты недвижимости, а также от имени Российской Федерации были поданы заявления о государственной регистрации права собственности на те же объекты.
15.01.2020 Управлением Росреестра по Москве принято решение N 77/005/263/2019-4168, 4169, 4170, 4172 о приостановлении государственной регистрации в связи с тем, что не представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации прав оперативного управления и подтверждающие закрепление объектов на праве оперативного управления за ИМЕТ РАН".
Одновременно Управлением Росреестра по Москве принято решение N77/005/263/2019-4168, 4169, 4170, 4172 о приостановлении государственной регистрация права собственности Российской Федерации на указанные объекты по тем же основаниям.
Считает указанные решения незаконными, поскольку полагает, что они противоречит статьям 58, 131, 299 ГК РФ, статьям 14, 26 Закона N 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы административного истца.
Кроме того, указал, что на основании постановления Президиума Российской академии наук от 26.06.2007 N 152 ИПК РАН реорганизован в форме присоединения к ИМЕТ РАН. ИПК РАН передал ИМЕТ РАН все права и обязанности по передаточному акту от 23.01.2008, в том числе на вышеуказанные объекты недвижимости.
В связи с тем, что ИПК РАН не зарегистрировал в установленном порядке право на объекты, они были переданы на баланс ИМЕТ РАН по передаточному акту от 23.01.2008, как основные средства.
16.06.2008 надлежащим образом оформленные права на объекты переданы ИПК РАН по акту приема-передачи объектов недвижимости (сооружения) в собственность ИМЕТ РАН.
По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц дата прекращения деятельности ИНК РАН - 17.09.2008, в связи с чем 17.09.2008 ИМЕТ РАН приобрел права ИПК РАН на вышеуказанные объекты.
Согласно Уставу ИМЕТ РАН учредителем и собственником имущества Института является Российская Федерация.
Кроме того, считает, что административным ответчиком не учитываются положения ст. 299 ГК о том, что имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, поступает в оперативное управление учреждения в порядке, установленном законодательством для приобретения права собственности, а одним из оснований приобретения права собственности согласно ст. 218 ГК является реорганизация юридического лица.
ИПК РАН реорганизован в форме присоединения к ИМЕТ РАН, о чем в ЕГРЮЛ 17.09.2008 внесена запись о прекращении деятельности ИПК РАН, соответственно с этого момента к ИМЕТ РАН перешло право на объекты, вне зависимости от вида права, на котором оно принадлежало ИПК РАН. Однако, учитывая организационно-правовую форму ИМЕТ РАН, в силу закона объекты принадлежат ему на праве оперативного управления, а Российской Федерации - на праве собственности. Право собственности ИПК РАН, о котором в ЕГРН содержатся записи, на объекты фактически прекращено 17.09.2008.
Решением Гагаринского районного суда адрес от 25 марта 2021 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Москве просит решение суда отменить, поскольку считает, что основания для удовлетворения требований отсутствовали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административным истцом в Многофункциональный центр адрес в Москве были поданы заявления о государственной регистрации права оперативного управления ИМЕТ РАН на объекты с кадастровыми номерами 77:06:0002008:4788, 77:06:0002008:1175, 77:06:0002008:4760, 77:06:0002008:1164, а также заявления от имени Российской Федерации о государственной регистрации права собственности на указанные объекты.
Решением административного ответчика от 15.01.2020 N77/005/263/2019-4168, 4169, 4170, 4172 осуществление государственной регистрации права приостановлено ввиду того, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации решение вопроса о закреплении объекта на праве оперативного управления на недвижимое имущество входит в компетенцию публичного собственника недвижимого имущества и представляет собой распорядительное действие последнего в отношении объекта недвижимости, а также то, что не представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации прав и подтверждающие закрепление объектов на праве оперативного управления за ИМЕТ РАН.
Регистрация права собственности Российской Федерации на указанные объекты также была приоставнолена в связи с тем, что документы, являющиеся основанием для регистрации прав на объекты, необходимые для государственной регистрации, отвечающие требованиям п. 2 ст. 14 ? Закон N 218-ФЗ, в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве не представлены.
Решениями административного ответчика от 13.10.2020 года N 77/005/263/2019-4168\2, N 77/005/263/2019-4169\2, N 77/005/263/2019-4170\2, N 77/005/263/2019-4171\2 было отказано в государственной регистрации права оперативного управления административного истца на объекты недвижимости
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии препятствий для осуществления государственной регистрации.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Так, в соответствии с постановлением Президиума Российской академии наук от 26.06.2007 N 152 Института физико-химических проблем керамики Российской академии наук (ИПК РАН) реорганизован в форме присоединения к ИМЕТ РАН.
ИПК РАН передал ИМЕТ РАН все свои права и обязанности по передаточному акту от 23.01.2008, в том числе и в отношении недвижимого имущества: с кадастровыми номерами 77:06:0002008:4788, 77:06:0002008:1175, 77:06:0002008:4760, 77:06:0002008:1164.
В связи с тем, что ИПК РАН не зарегистрировал в установленном порядке права на объекты, они переданы на баланс ИМЕТ РАН по Передаточному акту от 23.01.2008 как основные средства (страница 39 приложения N2 к Передаточному акту).
16.05.2008 на указанное недвижимое имущество Управлением Росреестра по Москве зарегистрировано право собственности ИПК РАН. Записи о праве собственности ИПК РАН до настоящего времени в отношении вышеуказанных недвижимых объектов являются действующими.
16.06.2008 надлежащим образом оформленные права на объекты были переданы ИПК РАН по акту приема-передачи объектов недвижимости (сооружения) в собственность ИМЕТ РАН.
ИПК РАН реорганизован в форме присоединения к ИМЕТ РАН, о чем в ЕГРЮЛ 17.09.2008 внесена запись о прекращении деятельности ИПК РАН, По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц дата прекращения деятельности ИПК РАН - 17.09.2008 г.
Установив указанные обстоятельства и правильно руководствуясь положениями ст. 58 ГК РФ, п. 4 ст. 57 ГК РФ и п. 3 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ИМЕТ РАН приобрел права ИПК РАН, в том числе и на недвижимые объекты, в силу закона 17.09.2008.
В соответствии со ст. 123.21 ГК РФ установлено, что учредитель является собственником имущества созданного им учреждения, а на имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим кодексом.
В силу ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
На основании п. 2 ст. 299 ГК РФ имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, поступает в оперативное управление учреждения в порядке, установленном законодательством для приобретения права собственности.
Одним из оснований приобретения права собственности согласно ст. 218 ГК является реорганизация юридического лица.
В силу абз. 3 п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
Согласно Уставу ИМЕТ РАН, утвержденному Приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 06.07.2018 N 163 учредителем и собственником имущества Института является Российская Федерация в лице Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Учредителем ИПК РАН является Российская академия наук.
В связи с реорганизацией Института физико-химических проблем керамики Российской академии наук (ИПК РАН) в форме присоединения к ИМЕТ РАН объекты переданы административному истцу по передаточному акту от 23.01.2008 г. и акту приема-передачи объектов недвижимости (сооружения) в собственность ИМЕТ РАН от 16.06.2008.
ИМЕТ РАН является правопреемником ИПК РАН с 17.09.2008.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в соответствии с действующим законодательством ИМЕТ РАН приобретает имущество на праве оперативного управления, на вышеуказанные объекты недвижимости в силу закона 17.09.2008 возникло право собственности РФ и право оперативного управления ИМЕТ РАН.
Правильно руководствуясь разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", а также положениями п. 2 ст. 8, п. 4 ст. 57, п. 2 ст. 218 п. 2 ст. 299 ГК РФ, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что к ИМЕТ РАН перешло право оперативного управления на вышеуказанные объекты недвижимости в силу закона.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно полагал, что административным истцом представлены документы, подтверждающие право оперативного управления, которые являются основанием для осуществления государственной регистрации права.
Следовательно, обоснованно признал оспариваемые решения незаконными.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда адрес от 25 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.