Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В., судей фио, фио
при секретаре Мироновой Ю.К, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело N2а-235/2020 по административному иску Марковского Виктора Николаевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по адрес о признании незаконными решений, возложении обязанности осуществить регистрационные действия
по апелляционной жалобе административного истца Марковского В.Н, подписанной представителем по доверенности фио, на решение Щербинского районного суда адрес от 17 декабря 2020 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Марковский В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес (далее - Управление Росреестра по адрес), в котором просил признать незаконными и отменить решения о приостановлении государственного кадастрового учета от 02.06.2020 года N 35-6235065 и об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 02.09.2020 года N 35-6235065/1; обязать осуществить государственный учет изменений границ земельного участка с кадастровым номером 50:21:60110301:446, расположенного по адресу: адрес, адрес, о.г.т. Бараново, в соответствии с точками координат, указанными в межевом плане.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:21:0110301:446, расположенного по адресу: адрес, адрес, огородное товарищество Бараново. 26 мая 2020 года административный истец обратился в Управление Росреестра по адрес с заявлением о государственном кадастровом учете изменений границ земельного участка. Уведомлением от 02 июня 2020 года N 35-6235065 административный ответчик приостановил государственный кадастровый учет изменений границ земельного участка, поскольку в составе представленного межевого плана отсутствуют документы, подтверждающие местоположение границ земельного участка. Не согласившись с указанным решением, Марковский В.Н. обратился в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и регистрации права. Решением от 11 июня 2020 года N 548/2020 жалоба Марковского В.Н. отклонена. 02 сентября 2020 года Управлением Росреестра по адрес принято решение N35-6235065/1 об отказе в учете изменений земельного участка административного истца. Административный истец не согласился с решениями Управления Росреестра, полагал их незаконными, поскольку, по его мнению, в Управление представлены в полном объеме документы, необходимые для учета изменений земельного участка.
Решением Щербинского районного суда адрес от 17 декабря 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Марковского В.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Марковский В.Н, действуя через представителя, ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы настоящего дела, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности фио, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к отмене постановленного судом решения.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В силу статьи 14 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7 части 2).
Статьей 22 данного Федерального закона предусмотрено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1).
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута (часть 6).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10).
Частью 1 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 26 названного выше Федерального закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).
Статьей 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Судом первой инстанции установлено, что Марковский В.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:21:0110301:446, площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: адрес, адрес, огородное товарищество Бараново.
Право собственности у административного истца зарегистрировано и подтверждено на основании Свидетельства о праве на землю N 3081 от 25 января 1992 года, выданном в соответствии с решением сельского совета совхоза Московский, адрес при образовании огородного товарищества "Бараново".
Ранее, 25.01.1992 года, земельному участку был присвоен государственный учетный номер участка: У50:21:11 03 01:0271. Площадь участка - 600кв.м.
В выписке, в разделе Особые отметки указано: "Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения о видах разрешенного использования имеют статус "Актуальные незасвидетельствованные". Право (ограничение права, обременение объекта недвижимости) зарегистрировано на данный объект недвижимости с видами разрешенного использования "Для иных видов жилой застройки". Сведения необходимые для заполнения раздела 3 отсутствуют. Сведения необходимые для заполнения раздела 3.1 отсутствуют. Сведения необходимые для заполнения раздела 3.2 отсутствуют. Сведения необходимые для заполнения раздела 4 отсутствуют. Сведения необходимые для заполнения раздела 4.1 отсутствуют. Сведения необходимые для заполнения раздела 4.2 отсутствуют".
26 мая 2020 года административный истец обратился в в Управление Росреестра по адрес с заявлением о государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением описания местоположения его границ.
Уведомлением от 02 июня 2020 года административный ответчик приостановил государственный кадастровый учет изменений границ земельного участка, ссылаясь на следующие основания: Нарушены положения ч. 10 cт. 22 Закона документы, включенные в состав Приложения межевого плана, не подтверждают обоснование прохождения местоположения уточненных границ.
Не согласившись с указанным решением административного ответчика, Марковский В.Н. обратился в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и регистрации права.
Решением от 11 июня 2020 года N 548/2020 жалоба Марковского В.Н. отклонена.
02 сентября 2020 года Управлением Росреестра по адрес принято решение об отказе в учете изменений земельного участка административного истца.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что представленный административным истцом межевой план не соответствует установленным требованиям; документы, включенные в состав Приложения межевого плана, не подтверждают обоснование прохождения местоположения уточненных границ; Управлением Росреестра по Москве не нарушено каких-либо прав и законных интересов истца.
Вместе с тем, судебная коллегия согласиться с обоснованностью выводов суда не может, полагая, что они не соответствуют обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Согласно части 10 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Требования к межевым планам, оформленным в электронной форме в виде файлов в формате ХМL -схем, утверждены приказом Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 года N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".
Согласно пункту 70 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до 1 января 2019 года, или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
Отказывая в осуществлении государственного кадастрового учета изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0110301:446 в связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению кадастрового учета, административный ответчик сослался на то, что в нарушение части 10 статьи 22 Закона и пункта 70 Требований в составе межевого плана отсутствуют документы, подтверждающие местоположение границ земельного участка в соответствии с представленным межевым планом.
Вместе с тем, из приобщенного к материалам дела межевого плана земельного участка от 10 апреля 2020 года (л.д.57-77), представленного административным истцом, следует, что он содержит раздел "Исходные данные" с указанием перечня документов, использованных при подготовке плана, и их реквизитов, в разделе "Заключение кадастрового инженера" приведено обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, к межевому плану представлены ситуационный план земельного участка, схема расположения земельного участка на фотоснимке.
При этом из межевого плана следует, что граница земельного участка, смежного с земельным участком административного истца (по точкам н3-н4), установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, с иных сторон земельный участок граничит с землями неразграниченной государственной собственности.
Между тем, основания, по которым представленные документы, по мнению административного ответчика, не подтверждают местоположение границ земельного участка, в оспариваемом решении не приведены.
Данным обстоятельствам в нарушение требований статей 62, 178, 180, 226 КАС РФ суд правовой оценки в решении не дал; напротив, указав на то, что представленный Марковским В.Н. межевой план не соответствует нормативным правовым актам, устанавливающим требования к его содержанию, суд счел подобное утверждение достаточным для отказа в удовлетворении заявленных требований, таким образом, в чем именно заключается такое несоответствие, в ходе судебного разбирательства не установили не проверил, фактически освободив административного ответчика от обязанности доказать правомерность принятого им решения.
Таким образом, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущена ошибка в применении норм материального и процессуального права, судебная коллегия в соответствии с положениями пунктов 1, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ полагает решение суда подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных Марковского В.Н. требований о признании незаконными решений Управления Росреестра по адрес от 02 мая 2020 года о приостановлении и от 02 сентября 2020 года об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
Определяя способ восстановления нарушенных прав Марковского В.Н, судебная коллегия полагает необходимым возложить на Управление Росреестра по Москве обязанность повторно рассмотреть заявление Марковского В.Н. о внесении в ЕГРН сведений об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 50:21:0110301:446, расположенного по адресу: адрес, адрес, огородное товарищество Бараново, поскольку разрешение данного вопроса относится к компетенции административного ответчика и суд не вправе подменять его.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щербинского районного суда адрес от 17 декабря 2020 года отменить, признать незаконными и отменить решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес по адрес от 02 мая 2020 года о приостановлении и от 02 сентября 2020 года об отказе в учете изменений объекта недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0110301:446, расположенного по адресу: адрес, адрес, о.г.т. Бараново.
Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес обязанность повторно рассмотреть заявление Марковского Виктора Николаевича о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 50:21:0110301:446, расположенного по адресу: адрес, адрес, о.г.т. Бараново.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.