Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при секретаре фио
рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи фио, административное дело по апелляционной жалобе ФСИН России по доверенности на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 07 июля 2021 года по административному делу N 2а-761/2021 по административному исковому заявлению фио к ФСИН России о признании бездействия незаконным, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил возложить на ФСИН России обязанность перевести его в исправительное учреждение ближе к месту жительства родственников и взыскать в его пользу компенсацию морального вреда сумма.
В обоснование заявленных требований указал, что для отбывания наказания был направлен в исправительное учреждение адрес, расположенное на значительном удалении от места жительства его родственников, что создает препятствия для общения с ними.
На его обращение ФСИН России было отказано в переводе в иное исправительное учреждение, расположенное ближе к месту жительства его родственников.
Решением Замоскворецкого районного суда адрес от 07 июля 2021 года административные исковые требования удовлетворены частично.
На ФСИН России возложена обязанность повторно рассмотреть заявление фио о переводе в исправительное учреждение адрес.
В апелляционной жалобе представитель ФСИН России просит решение суда в удовлетворенной части отменить, поскольку считает, что судом неправильно применены нормы права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, фио до ареста проживал в адрес. Родственники административного истца: мать, отец, жена и дети также проживают в адрес.
фио был направлен для отбывания наказания в ФКУ ИК-2 УФСИН России по адрес.
фио обратился с заявлением о переводе его в исправительное учреждение ближе к месту жительства родственников.
На указанное обращение 15.12.2020 первым заместителем УИПСУ ФСИН России был дан ответ, в котором указывалось об отказе в удовлетворении просьбы осужденного.
Расстояние до места жительства родственников фио составляет более 500 км. Согласно справке УИПСУ ФСИН России в исправительном учреждении адрес лимит наполнения не исчерпан.
Удовлетворяя заявленные требования в указанной части, суд первой инстанции пришел к выводу об их обоснованности.
С данными выводами судебная коллегия соглашается.
Действительно, в соответствии с ч. 7 ст. 73 УИК РФ осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы.
Согласно ст. 81 УИК РФ осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении.
Перевод осужденного к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.
По письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой, второй или третьей статьи 73 настоящего Кодекса, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод не предоставляет осужденным права выбирать место отбывания наказания.
Однако для того, чтобы обеспечить уважение достоинства, присущего человеческой личности, целью государств должно стать поощрение и поддержание контактов заключенных с внешним миром. Для достижения этой цели национальное законодательство должно предоставить заключенному, а при необходимости и его родственникам реальную возможность выдвигать свои требования до того, как государственные органы власти примут решение о размещении его в определенное исправительное учреждение, а также убедиться в том, что какие-либо другие их распоряжения соответствуют требованиям статьи 8 указанной конвенции (пункт 100).
Настаивая на удовлетворении своих требований, административный истец в качестве основания перевода его для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение расположенное ближе к месту жительства родственников, указывает на невозможность общения с ними.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце первом п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", определение либо изменение конкретного места отбывания осужденными уголовного наказания в виде лишения свободы не могут быть произвольными и должны осуществляться в соответствии с требованиями закона. При этом следует учитывать законные интересы осужденных, обеспечивающие как их исправление, так и сохранение, поддержку социально полезных семейных отношений (статьи 73, 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Требования административного истца о переводе в исправительное учреждение по месту жительства его родственников были мотивированы необходимостью поддержания социально полезных связей с близкими и родственниками.
Таким образом, оспариваемое решение принято без учета необходимости обеспечения сохранения, поддержки социально полезных семейных отношений осужденного, лишает его возможности поддерживать личные семейные связи с семьей.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные требования в указанной части.
Соглашается судебная коллегия и с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Согласно ч. 1 ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Исходя из положений действующего законодательства, основанием к удовлетворению требований о взыскании компенсации морального вреда является установление факта нарушения личных неимущественных прав административного истца или других нематериальных благ и наличие причинно-следственной связи между таким нарушением и неправомерными действиями должностных лиц административного ответчика. Вместе с тем установленные по делу обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о посягательстве на нематериальные блага административного истца, обстоятельств, свидетельствующих о причинении административному истцу морального вреда, не установлено.
Административным истцом не доказан факт причинения ему нравственных и физических страданий в результате действий административного ответчика.
Доводы апелляционной жалобы не содержат в себе обстоятельств, которые бы влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда. Следовательно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от 07 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФСИН России - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.