Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей Кирпиковой Н.С., Коневой С.И.
при секретаре Сергеевой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N2а-126/2021 по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N19 по адрес к Полегаевой... о взыскании задолженности по земельному налогу, пени
по апелляционной жалобе административного ответчика Полегаевой А.А, подписанной представителем по доверенности фио, на решение Преображенского районного суда адрес от 11 марта 2021 года об удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонной Инспекция Федеральной налоговой службы России N19 по адрес (далее - МИФНС России N19 по адрес) обратилась в суд с административным иском к Полегаевой А.А. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2018 год в размере сумма и пени в размере сумма, ссылаясь на то, что административный ответчик в спорный налоговый период являлась собственником земельных участков, расположенных в адрес, однако обязанность по уплате земельного налога надлежащим образом в полном объеме не исполнила.
Решением Преображенского районного суда адрес от 11 марта 2021 года административные исковые требования МИФНС России N19 по адрес удовлетворены, постановлено:
взыскать с Полегаевой Ангелины Александровны в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N19 по адрес задолженность по земельному налогу за 2018 г. в размере сумма, пени в сумме сумма;
взыскать с Полегаевой Ангелины Александровны в бюджет адрес расходы по оплате госпошлины в сумме сумма
В апелляционной жалобе административный ответчик фио ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В силу пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно статье 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Статьей 390 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса РФ).
Статьей 396 Налогового кодекса РФ предусмотрено, сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
На основании пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления.
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции установил, что Полегаевой А.А. в 2018 году принадлежали на праве собственности (в том числе общей долевой) земельные участки с кадастровыми номерами.., расположенные по адресу: адрес;
земельные участки с кадастровыми номерами.., расположенные по адресу: адрес, адрес;
земельные участки с кадастровыми номерами.., расположенные по адресу: адрес, адрес;
земельные участки с кадастровым номером.., расположенные по адресу: адрес, 125, 287.
Налоговым уведомлением N71741069 от 26 сентября 2019 года Полегаевой А.А. произведен расчет земельного налога за 2018 год в общем размере сумма, в том числе за вышеуказанные земельные участки, определен срок его уплаты до 2 декабря 2019 года.
Поскольку уплата земельного налога произведена Полегаевой А.А. частично, в ее адрес налоговым органом направлено требование N71648 от 20 декабря 2019 года, которым предложено в срок до 21 января 2020 года погасить задолженность по налогу в размере сумма и уплатить пени.
18 августа 2020 года мировым судьей судебного участка N 111 адрес вынесен судебный приказ о взыскании с Полегаевой А.А. недоимки по земельному налогу и пени.
Судебный приказ отменен определением того же мирового судьи от 30 сентября 2020 года на основании возражений должника против его исполнения.
В суд с настоящим иском административный истец обратился 24 ноября 2020 года (л.д.5), то есть с соблюдением установленного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ срока.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, проверив соблюдение административным истцом порядка и срока для обращения в суд, пришел к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
При этом суд исходил из того, что в ходе судебного разбирательства установлен факт наличия у административного ответчика задолженности по уплате земельного налога за 2018 год, размер которой проверил и признал правильным, в связи с чем взыскал с административного ответчика в пользу МИФНС России N19 по адрес задолженность по земельному налогу в размере сумма, пени в сумме сумма
Судом в соответствии с требованиями статей 178, 180, части 6 статьи 289 КАС РФ проверены утверждения административного ответчика о необходимости применения при расчете Полегаевой А.А. земельного налога ставки 0, 3% исходя из вида разрешенного использования земельных участков - для дачного строительства, ведения дачного хозяйства.
Судом учтено, что в силу статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 8 ноября 2018 года N2725-О, следует, что при оценке возможности применения пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, не может не учитываться целевое назначение данного участка и правовой статус его собственника.
По смыслу налогового законодательства, пониженные ставки земельного налога, предусмотренные абзацем четвертым подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства и создающих исключительно для этих целей некоммерческие организации, и не могут распространяться на коммерческие организации, которые приобрели эти земельные участки для строительства дачного комплекса и их последующей реализации юридическим и физическим лицам в целях извлечения прибыли.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что данных, подтверждающих фактическое использование Полегаевой А.А. соответствующих земельных участков для целей дачного строительства и ведения дачного хозяйства, административным ответчиком не представлено, а содержащиеся в записях в ЕГРН сведения о дате приобретения прав на участки, основания их приобретения, общее количество участков свидетельствуют о том, что налоговым органом при расчете земельного налога обоснованно применена ставка 1, 5%.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о неправильном исчислении земельного налога за 2018 год судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они сводятся к неправильному пониманию и толкованию закона.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы по настоящему делу направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
При таких обстоятельствах, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Преображенского районного суда адрес от 11 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Полегаевой А.А. - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.