Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, с участием прокурора Клевцовой Е.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Долотова Дмитрия Владимировича о признании недействующим в части постановления Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года N 832-ПП "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы",
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 29 декабря 2014 года принято постановление N 832-ПП "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы". Постановление подписано Мэром Москвы, опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 30 декабря 2014 года, и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 1, 8 января 2015 года.
Пунктом 2.2 постановления Правительства Москвы N 832-ПП от 29 декабря 2014 года утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы на 2015-2044 годы (приложение 2 к постановлению) (далее - Региональная программа).
В Региональную программу под пунктом * включен дом по адресу: АДРЕС (в редакции постановления Правительства Москвы от 18 декабря 2018 год N 1583-ПП).
Долотов Д.В, уточнив заявленные требования, обратился в Московский городской суд с иском о признании не действующим указанного постановления в части включения в Региональную программу дома по адресу: АДРЕС, в обоснование требований указав, что включение названного дома в приложение 2 к постановлению Правительства Москвы N 832-ПП от 29 декабря 2014 года противоречит положениям Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ), поскольку в соответствии с положениями названного закона обязанность по устранению недостатков, имеющихся в многоквартирном доме, в течение гарантийного срока возлагается на застройщика, в связи с чем в отношении такого дома капитальный ремонт в течение гарантийного срока за счет средств фонда капитального ремонта производится не должен.
В судебном заседании административный истец Долотов Д.В. заявленные требования поддержал.
Представитель Правительства Москвы Радиулова Н.А. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Клевцовой Е.А, считавшей требования административного истца подлежащими отклонению, суд приходит к следующему.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов административного дела Долотову Д.В. на праве общей совместной собственности принадлежит квартира N * в доме по адресу: АДРЕС, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Административному истцу как собственнику жилого помещения в доме, включенном в Региональную программу, начисляются платежи по взносам на капитальный ремонт. В такой ситуации заявитель является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом и вправе обращаться в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Проверяя в порядке части 8 статьи 213 Кодекса административного производства Российской Федерации полномочия административных ответчиков на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из следующего.
Жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Жилищным законодательством регулируются, в том числе, отношения, связанные с пользованием общим имуществом собственников помещений (пункт 3 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации), содержания и ремонта жилых помещений (пункт 6 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации), уплатой взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (пункт 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации), формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (пункт 11.1 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации), утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (статья 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Законодательное разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищного законодательства закреплено Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений установлены статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В целях организации обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которыми в частности утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (статья 168 Жилищного кодекса РФ).
Пунктом 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Частью 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пунктов 16.4, 16.5 части 2 статьи 7 Закона города Москвы от 27 января 2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" к полномочиям Правительства Москвы в жилищной сфере города Москвы относится подготовка и утверждение региональной программы (подпрограмм) капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, краткосрочных планов реализации указанной программы в порядке и в соответствии с требованиями, которые установлены Правительством Москвы; определение в региональной программе (подпрограммах) капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, краткосрочных планах реализации указанной программы очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах исходя из сроков эксплуатации многоквартирных домов, их технического состояния, а также иных критериев, устанавливаемых Правительством Москвы.
Пунктом 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" установлено, что Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
В соответствии со статьей 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы.
Пунктами 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" предусмотрено, что нормативные правовые акты (за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне) подлежат официальному опубликованию. Правовые акты Мэра Москвы, Правительства Москвы, заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы публикуются в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и газете "Тверская, 13" (электронной версии данных изданий), полный текст указанных правовых актов размещается (публикуется) на официальном сайте Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановление Правительства Москвы N 832-ПП от 29 декабря 2014 года (в том числе в оспариваемой редакции) подписано Мэром Москвы, официально опубликовано; его форма соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы".
Полномочия и компетенция Правительства Москвы на издание оспариваемого нормативного правового акта, порядок его принятия и введения в действие административным истцом не оспаривается.
Проверяя оспариваемые заявителем нормативные положения постановления Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года N 832-ПП на соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к выводу о том, что оно издано в полном соответствии с действующим нормативным правовым регулированием.
В соответствии с частью 1 статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В силу пункта 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации р егиональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем пять квартир. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта
Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, расположенные на территориях населенных пунктов, признанных закрывающимися на основании решений органов государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.
По смыслу приведенной нормы в Региональную программу подлежат включению все многоквартирные дома, расположенные на территории субъекта Российской Федерации, вне зависимости от срока ввода их в эксплуатацию, за исключением прямо предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации случаев. Указанная норма не предусматривает возможности не включать в Региональную программу дома, в отношении которых действует гарантийный срок, установленный Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ.
Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ также не содержит положений, предусматривающих исключение дома, в отношении которого на основании части 5 статьи 7 названного закона установлен гарантийный срок для устранения недостатков, из Региональной программы.
Напротив, в соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ он регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств как граждан, так и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
В свою очередь в силу общего принципа гражданского законодательства о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает для всех собственников помещений в многоквартирном доме обязанность с момента возникновения права собственности на соответствующие помещения не только нести расходы на их содержание, но и участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на него путем внесения платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт (часть 3 статьи 30, части 1 и 3 статьи 158).
Многоквартирные дома подвержены естественному износу, а потому надлежащее содержание таких домов предполагает в числе прочего непрерывный мониторинг их технического состояния, а также своевременное проведение необходимых работ по устранению неисправностей их конструктивных элементов. В связи с этим Жилищный кодекс Российской Федерации в порядке конкретизации части 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанности по обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, по организации своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования, а также по осуществлению государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля (пункты 6, 6.1 и 8 статьи 2).
Согласно части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
То есть формирование фонда капитального ремонта осуществляется в целях последующего поэтапного капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в то время как закрепление в Федеральном законе от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ норм о гарантийном сроке устранения недостатков направлено на обеспечение прав участника долевого строительства на получение в собственность объекта долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.
Кроме того, вопреки доводам административного истца, положения части 2 статьи 7 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ предусматривают не единственно возможный способ защиты прав участника долевого строительства в случае выявления недостатков строительства в виде их безвозмездного устранения застройщиком. Так, в случае, если объект долевого строительства построен (создан) застройщиком с отступлениями от условий договора и (или) обязательных требований, приведшими к ухудшению качества такого объекта, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного договором использования, участник долевого строительства, если иное не установлено договором, по своему выбору вправе потребовать от застройщика как безвозмездного устранения недостатков, так и соразмерного уменьшения цены договора или возмещения своих расходов на устранение недостатков.
Таким образом, положения Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ, закрепляющие обязанность застройщика по устранению недостатков строительства в течение гарантийного срока, и положения Жилищного кодекса Российской Федерации, закрепляющие необходимость включения жилых домов в р егиональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, направлены на регулирование различных общественных отношений, а оспариваемое постановление положениям законодательства, имеющего большую юридическую силу, не противоречит.
В силу части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что оспариваемые административным истцом нормативные положения не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; принимая во внимание, что оспариваемое постановление принято Правительством Москвы в пределах соответствующей компетенции, без нарушения прав и свобод заявителя; постановление было обнародовано и введено в действие в установленном законом порядке, суд не усматривает оснований для признания его в оспариваемой части недействующим.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Долотову Дмитрию Владимировичу отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда подпись В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 1 марта 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.