Судья Московского городского суда Неретина Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя ГКУ "Организатор перевозок" фио, поданную на решение судьи Останкинского районного суда адрес от 02 августа 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП адрес в отношении Никитиной Даниэлы Габриэловны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего инспектора (контролера) 4 отдела УК ППММ и ММТС ГКУ адрес "Организатор перевозок" серия ВВВ N 1456300 от 29 апреля 2021 года, Никитина Д.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП адрес, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением судьи Останкинского районного суда адрес от 02 августа 2021 года вышеуказанное постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с признанием утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, руководитель ГКУ "Организатор перевозок" фио просит об отмене судебного акта, ссылаясь на то, что Указ Мэра Москвы не является законом, в связи с чем, не отменяет административную ответственность Никитиной Д.Г.
Руководитель ГКУ "Организатор перевозок" фио, Никитина Д.Г. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, о причинах своей неявки в судебное заседание не сообщили.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела основанием для привлечения Никитиной Д.Г. к административной ответственности по ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП адрес послужило передвижение последней 29 апреля 2021 года в 16 час. 30 мин. по адресу: адрес на станции метро ВДНХ Калужско-Рижской адрес без использования средств индивидуальной защиты рук (перчаток), в нарушение п. 9.4 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 г. N 12-УМ.
В ходе рассмотрения дела по жалобе судья районного суда пришел к обоснованному выводу о необходимости прекращения производства по делу на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
В обосновании своих выводов суд правомерно сослался на ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, согласно которой, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Указом Мэра Москвы от 30.07.2021 N 45-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. N 68-УМ", предусмотрено, что с 30.07.2021 утрачивают силу требования об использовании средств индивидуальной защиты рук (перчаток) при посещении гражданами общественных мест, магазинов, использовании городского транспорта.
Таким образом, приведенные выше положения Указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ об использования средств индивидуальной защиты рук (перчаток) в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), в которых осуществляется реализация товаров, работ, услуг гражданам, нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели), легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, невыполнение которых 29.04.2021 вменено Никитиной Д.Г. по настоящему делу об административном правонарушении, утратили силу.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения; акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации.
Согласно Закону адрес от 28 июня 1995 года "Устав адрес" (далее - Устав адрес) Мэр Москвы является высшим должностным лицом адрес.
Мэр Москвы непосредственно или через органы исполнительной власти адрес решает вопросы социально-экономического развития адрес, осуществляет управление городским хозяйством, выполняет другие исполнительно-распорядительные функции в пределах своих полномочий (часть 1 статьи 41 Устава адрес).
По вопросам своей компетенции Мэр Москвы издает обязательные для исполнения на всей территории адрес указы и распоряжения и осуществляет контроль за их исполнением (часть 4 статьи 41 Устава адрес).
Указы Мэра Москвы - правовые акты, издаваемые Мэром Москвы по вопросам нормативного характера, а также по иным вопросам, предусмотренным федеральными законами и законами адрес (часть 5 статьи 41 Устава адрес, пункт 1 части 3 статьи 4 Закона адрес от 08 июля 2009 года N 25 "О правовых актах адрес").
В соответствии с положениями части 1 статьи 23 Закона адрес от 8 июля 2009 года N 25 в правовой акт вносятся изменения правовым актом того же вида и того же органа государственной власти (должностного лица), принявшего (издавшего) правовой акт, в который необходимо внести изменения, если иной порядок не предусмотрен изменяемым правовым актом.
В данном случае Указ Мэра Москвы от 08 июня 2020 года N 68-УМ, которым отменена обязанность использования средств индивидуальной защиты (перчаток) гражданами и работниками в помещениях и транспорте является правовым актом Мэра Москвы - высшего должностного лица адрес, возглавляющего высший исполнительный орган государственной власти адрес - Правительства Москвы. Названный Указ принят в соответствии с положениями Закона адрес от 08 июля 2009 года N 25 "О правовых актах адрес" и обязателен к исполнению.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах судья районного суда пришел к верному выводу о необходимости отмены состоявшегося в отношении Никитиной Д.Г. постановления о привлечении ее к административной ответственности по ч.4 ст.3.18.1 КоАП Москвы, и прекращению производства по делу на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
С учетом этого решение судьи Останкинского районного суда адрес от 02 августа 2021 года отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья, РЕШИЛ:
решение судьи Останкинского районного суда адрес от 02 августа 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП адрес в отношении Никитиной Даниэлы Габриэловны оставить без изменения, жалобу руководителя ГКУ "Организатор перевозок" фио - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Неретина Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.