Судья Московского городского суда Неретина Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника фио, действующего по доверенности в интересах Степаненко К.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заместителя начальника метрополитена - начальника Дирекции информационно-технологических систем и систем связи ГУП "Московский метрополитен" Степаненко Кирилла Алексеевича,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением N 230 заместителя Главного государственного инспектора субъекта Российской Федерации (адрес) по пожарному надзору - заместитель начальника Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по адрес полковника внутренней службы фио от 21 апреля 2021 г. заместитель начальника метрополитена - начальник Дирекции информационно-технологических систем и систем связи ГУП "Московский метрополитен" Степаненко Кирилл Алексеевич, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере сумма.
Решением судьи Мещанского районного суда адрес от 06 июля 2021 г. постановление должностного лица от 21 апреля 2021 г. оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник фио ставит вопрос об отмене состоявшихся решения, постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, т.к. постановление вынесено в отношении ненадлежащего субъекта, применены нормы законодательства о пожарной безопасности, не подлежащие применению по данному делу.
Степаненко К.А. надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание Московского городского суда не явился, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявил, направил защитников фио, фио, которые доводы жалобы поддержали, в связи с чем, согласно ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело рассмотрено в отсутствие Степаненко К.А.
Представители Главного управления МЧС России по адрес фио, фио в судебное заседание явились, против удовлетворения жалобы возражали.
Государственный инспектор ГУ МЧС России по адрес фио пояснил, что принимал участие в проведении проверочных мероприятий, подтвердил факт выявленных в ходе проверки нарушений, пояснил, что проверочные мероприятия проводились на основании распоряжения от 24 февраля 2021 г, по результатам проверки составлен акт 05 апреля 2021 г, в котором отражен перечень всех нарушений, им составлен протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица Степаненко К.А, протокол об административном правонарушении составлен 12 апреля 2021 г. с участием защитника Степаненко К.А. - фио, в отсутствие Степаненко К.А, который был извещен телеграммой, Степаненко К.А. является заместителем начальника метрополитена - начальником Дирекции информационно-технологических систем и систем связи ГУП "Московский метрополитен" в чьи обязанности в соответствии с приказом NУД-07-1233/19 от 17 октября 2019 г, входит организация работ по эксплуатации, ремонту, модернизации устройств автоматической пожарной сигнализации, охранно-оповестительной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, устройств пожаротушения в метрополитене, в протоколе отражены нарушения связанные с указанными видами работ. За иные нарушения пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки, привлечены иные должностные лица, к чьим обязанностям они относятся. Несоблюдение требований пожарной безопасности на адрес метрополитена, в случае возможного возникновения пожара может повлечь угрозу жизни и здоровью людей.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения защитников, представителей ГУ МЧС России по адрес, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения администрации к административной ответственности) нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 указанного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - от шести тысяч до сумма прописью; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до сумма прописью.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ) законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно статье 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в РФ, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности (далее - ППР РФ).
Согласно п. 54 ППР РФ руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
В соответствии с п.п.4, 14, табл. 3 п. 21 Приказа МЧС от 18 июня 2003 г. N315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03) в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении, в который включены наземные и подземные помещения и сооружения метрополитенов и подземных скоростных трамваев (п. 21).
Согласно п. 5.16.4.1. и таблице 5.34 "СП 120.13330.2012. Свод правил. Метрополитены. Актуализированная редакция СНиП 32-02-2003" (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 264), наземные и подземные сооружения линий метрополитена необходимо оборудовать автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализации - по таблице 5.34, в т.ч. шкафы вводов питания и управления эскалаторами в машинных помещениях, кладовые горюче-смазочных материалов и покрасочных материалов
Как следует из материалов дела, 05 апреля 2021 г. в 10 час. 00 мин. по адресу: адрес, в помещении ГУП "Московский метрополитен" в ходе проверочных мероприятий соблюдения требований пожарной безопасности выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- подземные сооружения линий метрополитена не защищены автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализации в соответствии п. 5.16.4.1; табл. 5.34 СП 120.13330.2012 "Метрополитены" (шкафы вводов питания и управления эскалаторами в машинных помещениях, кабельный коллектор) - п. 4 ; п. 14; табл. 3, п. 21 Приказа от 18 июня 2003 г. N315 "Об утверждении норм Пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащей защите автоматическими установками пожаротушений и автоматической сигнализацией (НПБ-110-03);
- не организуются работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств (кладовая ГСМ), что является нарушением п. 54 ППР РФ;
- помещения (склад ГСМ) категории В1 по пожарной безопасности не защищены автоматической установками установками пожаротушения и пожарной сигнализации по нормативным документам субъектов Российской Федерации, утверждённым в установленном порядке (п. 5.16.4.1; табл 5.34 СП 120.13330.2012 "Метрополитены") - п.4; п.14; табл. 3 п. 21 НПБ-110-03;
- при монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности не соблюдаются проектные решения (в части расстановки датчиков АПС) - п. 54 ППР РФ.
фио является заместителем начальника метрополитена - начальником Дирекции информационно-технологических систем и систем связи ГУП "Московский метрополитен".
В соответствии с приказом начальника ГУП "Московский метрополитен" от 17 октября 2019 г. NУД-07-1233/19 "О распределении обязанностей между начальником метрополитена, первыми заместителями начальника метрополитена и отдельными руководителями метрополитена" на заместителя начальника метрополитена - начальника Дирекции информационно-технологических систем и систем связи ГУП "Московский метрополитен" возложено организация работ по эксплуатации, содержанию и модернизации устройств автоматической пожарной сигнализации, охранно-оповестительной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, устройств пожаротушения в метрополитене (п. 7.8).
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, указанные выше нарушения требований пожарной безопасности были допущены должностным лицом Степаненко К.А, который ненадлежащим образом исполнял организационно-распорядительные функции, не организовал работу в области информационных технологий и связи, по выполнению мер пожарной безопасности.
Факт нарушения требований пожарной безопасности подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 12 апреля 2021 г.; распоряжением о проведении выездной плановой проверки от 24 февраля 2021 г. N93 (л.д.30); актом проверки от 05 апреля 2021 г.; копиями приказов: N282/л от 01 марта 2016 г, N332/л от 20.03.2017 г. о назначении Степаненко К.А. на должность заместителя начальника метрополитена - начальника Дирекции информационно-технологических систем и систем связи ГУП "Московский метрополитен", другими материалами дела.
Достоверность и допустимость всех доказательств по делу судьей районного суда проверены, каждое доказательство, а также их совокупность получили надлежащую оценку в судебном решении в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в деянии Степаненко К.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Действия Степаненко К.А. квалифицированы по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства в области пожарной безопасности.
Доводы жалобы о том, что Степаненко К.А. не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, ранее являлись предметом проверки должностного лица и судьи районного суда, получили надлежащую правовую оценку.
В жалобе указывается о том, что объект проверки (станция метро "Тургеневская") введен в эксплуатацию в 1972 году и СП 120.13330.2012. Свод правил. Метрополитены. Актуализированная редакция СНиП 32-02-2003" (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 264) не мог быть применен к названным правоотношениям, так как в силу п. 1 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент и безопасность зданий и сооружений", требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к следующим зданиям и сооружениям: к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований; к зданиям и сооружениям, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований.
Из анализа нормативных актов, которые применил суд, следует, что они разработаны и приняты в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяют основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения данного Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями данного Федерального закона.
В отношении станций метрополитена действуют правила пожарной безопасности, установленные Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479 "О противопожарном режиме", Свод правил СП 120.13330.2012 "СНиП 32-02-2003. Метрополитены". Актуализированная редакция СНиП 32-02-2003 (утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 июня 2012 года N 264), Приказом МЧС от 18 июня 2003 г. N315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), которые являются специальными техническими условиями, содержащими комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объекта защиты.
Действия которых распространяется на объекты защиты введенные в эксплуатацию до 01 мая 2009 года, в соответствии с разъяснениями МЧС РФ данными 15 ноября 2013 г.
Несоблюдение требований пожарной безопасности на адрес метрополитена, которое вменено заявителю, в случае возможного возникновения пожара может повлечь угрозу жизни и здоровью людей.
Несогласие заявителя с выводами должностного лица и судьи районного суда, с оценкой имеющихся в деле доказательств и установленных обстоятельств правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов не является.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение (ч. 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания должностному лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, данные о личности, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено.
С учетом характера административного правонарушения в области пожарной безопасности, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, административное наказание Степаненко К.А. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в действующей редакции.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что обжалуемые постановление и решение являются законными и обоснованным, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Московского городского суда, РЕШИЛ:
Постановление N 230 заместителя Главного государственного инспектора субъекта Российской Федерации (адрес) по пожарному надзору - заместитель начальника Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по адрес полковника внутренней службы фио от 21 апреля 2021 г, решение судьи Мещанского районного суда адрес от 06 июля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Степаненко К.А, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения
Судья
Московского городского суда Неретина Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.