Судья Московского городского суда Неретина Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ОАО "РЖД" фио на постановление главного государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения, пожарной и промышленной безопасности Центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 11 декабря 2020 г. N 30-0143-2020, решение судьи Мещанского районного суда адрес от 19 марта 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ, в отношении ОАО "РЖД"
установил:
постановлением заместителя Московско-Курского транспортного прокурора от 25 ноября 2020 г. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ в отношении Открытого акционерного общества адрес (далее ОАО "РЖД"), постановление и материалы дела переданы на рассмотрение должностному лицу Центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Постановлением главного государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения, пожарной и промышленной безопасности Центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 11 декабря 2020 г. N 30-0143-2020, ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию, в виде административного штрафа в размере сумма
Решением судьи Мещанского районного суда адрес от 19 марта 2021 г. постановление должностного лица от 11 декабря 2020 г. оставлено без изменения.
В Московский городской суд на указанные постановление должностного лица и решение судьи районного суда защитником подана жалоба, в которой просит об их отмене и прекращении производства по делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности и необоснованности.
В судебном заседании Московского городского суда защитник ОАО "РЖД" по доверенности фио доводы жалобы поддержал.
В судебном заседании ст. помощник Московско-Курского транспортного прокурора фио против удовлетворения жалобы возражала, дала заключение о законности и обоснованности вынесенных постановлений.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, заслушав защитника, заключение прокурора, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения судьи и постановления должностного лица.
Согласно диспозиции статьи 9.13 КоАП РФ административным правонарушением признается уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
В силу ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры и пользования железнодорожным транспортом.
Требования Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" реализуются в Своде правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденных приказом Минстроя России 14 ноября 2016 N798-пр.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения Московско-Курской транспортной прокуратурой проверки 30 октября 2020 г. в период с 11 час. 20 мин. до 11 час. 45 мин. были выявлены нарушения законодательства в сфере защиты прав инвалидов и маломобильных групп населения. На остановочном пункте "66 км" по адресу: адрес, о.п. 66 км, Курского направления адрес - филиала ОАО "РЖД", выявлены следующие нарушения:
- на остановочном пункте конструкция пандусов не соответствует установленным нормам и требованиям для инвалидов колясочников; - перед лестницами отсутствуют предупреждающие тактильно-контрастные указательные полосы; - отсутствует выделение краевых ступеней лестничных маршей цветом или фактурой; - поручень перил лестниц, не соответствует требованиям; - отсутствуют тактильные указатели для пассажиров с недостатками зрения, обеспечивающая указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги; - на платформах отсутствуют информационные указатели направления, указывающие путь к ближайшему доступному элементу для маломобильных групп населения, знаки обозначения входа и выхода, доступных для МГН, пути эвакуации инвалидов, безопасные зоны. В нарушение положений п.п. 5.1.12; 6.1.2; 6.2.8; 6.2.11; 6.5.2, 6.5.1 СП 59.13330.2016.
Неисполнение требований законодательства о социальной защите инвалидов может привести к нарушению их права на беспрепятственное пользование объектами транспортной инфраструктуры.
Действия ОАО "РЖД" квалифицированы по ст. 9.13 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина Общества в его совершении объективно подтверждаются имеющимися по делу доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением заместителя Московско-Курского транспортного прокурора от 25 ноября 2020 г. о возбуждении дела об административном правонарушении, решением Московско-Курского транспортного прокурора о проведении проверки от 29 октября 2020 г, актом проверки от 30 октября 2020 г. с фотоматериалами, свидетельствами о государственной регистрации прав на объекты, иными материалами дела.
Проверив собранные по делу доказательства, дав им надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда правильно установили обстоятельства дела и обоснованно пришли к выводу о доказанности вины ОАО "РЖД" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, данных о том, что Обществом были приняты необходимые меры для приспособления сооружения, созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры и пользования железнодорожным транспортом.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, ОАО "РЖД" обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ.
Деяние ОАО "РЖД" квалифицировано по статье 9.13 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами законодательства в области защиты прав инвалидов и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы являлись предметом проверки должностного лица, судья районного суда и получили надлежащую оценку.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судьей районного суда обстоятельств дела правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Довод жалобы о том, что пассажирские платформы на остановочном пункте "66 км" не являются вновь вводимым в эксплуатацию и прошедшим реконструкцию, модернизацию объектом, в связи с этим требования ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры на указанные ОТИ не распространяются, иного вывода по делу не влекут, поскольку действительно, в силу части 3 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов", положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур применяются с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Однако, с татьей 80 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" предусмотрено, что вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" проектирование, строительство, реконструкция и содержание объектов железнодорожного транспорта, имеющих региональное и местное значение, в том числе пассажирских платформ, осуществляется за счет собственных средств владельцев инфраструктуры, перевозчиков, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных, не запрещенных законом источников.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения его следует осуществлять в рамках "разумного приспособления" при согласовании с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что они содержат императивные предписания, указание на их применение исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в ст. ст. 18, 19, 27, 45 Конституции РФ.
Из правильно установленных судом обстоятельств следует, что обязанность по предоставлению доказательств доступности беспрепятственного пользования, наличия либо отсутствия необходимости в установке специальных приспособлений, а также возможность установления иных приспособлений для перемещения маломобильных групп населения, в данном случае возлагается на ОАО "РЖД". Такие доказательства представлены не были.
Вместе с тем, Федеральный закон N 181-ФЗ вступил в силу в 1995 году, следовательно, ОАО "РЖД" имело возможность предпринять все зависящие от него меры в целях исполнения требований законодательства о соблюдении прав инвалидов.
Ссылка на то, что ОАО "РЖД" не является субъектом вменяемого правонарушения, т.к. между ОАО "РЖД" и адрес 30 июня 2014 г. заключен договор аренды имущества, находящегося в собственности ОАО "РЖД", согласно условиям которого, а также дополнительного соглашения от 27 июля 2018 г, арендатор адрес принял на себя обязательства по обеспечению надлежащего содержания и эксплуатации арендуемых объектов, а также обязан обеспечить на арендованных площадях исполнение требований законодательства по обеспечению доступности инфраструктуры и услуг для пассажиров из числа инвалидов, не может быть признана состоятельной.
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
Наличие договорных отношений не освобождает собственника от исполнения требований Закона.
Обстоятельства совершения административного правонарушения были предметом рассмотрения должностного лица. При вынесении постановления были учтены все обстоятельства административного правонарушения.
Основания для применения норм части 2 статьи 4.4 КоАП РФ отсутствуют, поскольку Обществу вменены нарушения требований нормативно-правовых актов, имевшие место на различных объектах в разное время.
Довод жалобы о том, что общество подлежит освобождению от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения на основании ст. 2.9 КоАП РФ, являлся предметом проверки судьи районного суда и получил надлежащую оценку.
Основания для освобождения ОАО "РЖД" от административной ответственности по ст. 2.9 КоАП РФ не установлены в судебном заседании.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств в выгодном для заявителя свете и не свидетельствуют о невиновности Общества в совершении инкриминируемого ему деяния.
Административное наказание ОАО "РЖД" назначено должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ и соответствует санкции ст. 9.13 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, судья, решил:
постановление главного государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения, пожарной и промышленной безопасности Центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 11 декабря 2020 г. N 30-0143-2020, решение судьи Мещанского районного суда адрес от 19 марта 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ в отношении ОАО "РЖД" оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Неретина Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.