Судья Московского городского суда Неретина Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО "Отдохни-77" фио на постановление судьи Измайловского районного суда Москвы от 28 сентября 2021 года, которым Общество с ограниченной ответственностью "Отдохни-77" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 т. 20.6.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
26 июля 2021 года главным специалистом сектора по вопросам торговли и услуг управы адрес фио в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Отдохни-77" (далее - ООО "Отдохни-77", Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Измайловский районный суд Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, законный представитель ООО "Отдохни-77" фио просит судебное постановление отменить, в связи с недоказанностью обстоятельств правонарушения, неполноту исследования обстоятельств, указывая на создание Обществом необходимых условий для использования сотрудниками средств индивидуальной защиты и осуществление соответствующего контроля, полагает назначенное административное наказание чрезмерно суровым.
Законный представитель ООО "Отдохни-77" в судебное заседание Московского городского суда не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявил, направил защитника с доверенностью фио, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Защитник фио доводы жалобы поддержала.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, вылушав защитника, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до сумма прописью; на должностных лиц - от десяти тысяч до сумма прописью; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от ста тысяч до сумма прописью.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на адрес в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Законом адрес от 28.06.1995 "Устав адрес" (далее - Устав адрес) установлены полномочия Мэра Москвы.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Устава адрес в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей адрес, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения адрес, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ) в связи с угрозой распространения в адрес новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории адрес, введён режим повышенной готовности (п. 1 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020г. N 12-УМ).
В соответствии с п.12.2 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 г. N 12-УМ, в редакции действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности, на органы власти, организации и индивидуальных предпринимателей, а также иных лиц, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, возложена обязанность обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) требований по использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки), социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию).
Как следует из материалов дела, 02 июля 2021 года в 11 часов 56 минут должностным лицом Управы адрес в ходе проведения обследования в помещении, где осуществляется торговая деятельность, связанная с совместным пребыванием граждан, а именно в продовольственном магазине ООО "Отдохни-77", расположенного по адресу: адрес, выявлено несоблюдение ООО "Отдохни-77" требований п.12.2 Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", выразившееся в том, что Общество допустило нахождение в торговом зале работников без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маска, респиратор).
Указанные обстоятельства совершения правонарушения подтверждаются: протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу - ООО "Отдохни-77" помещений по адресу: Москва, адрес от 02 июля 2021 г, определением о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Отдохни-77" по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ от 02 июля 2021 г.; протоколом об административном правонарушении от 26 июля 2021 г. в отношении ООО "Отдохни-77" по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в котором изложено существо правонарушения; фото и видеоматериалом, на котором зафиксирован факт отсутствия у находившегося на рабочем месте работника Общества в период режима повышенной готовности средств индивидуальной защиты; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица ООО "Отдохни-77", иными материалами дела.
Приведенные доказательства судьей районного суда проверены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела судьей районного суда правомерно применены положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу.
Указом Мэра Москвы от 30.07.2021 N 45-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. N 68-УМ", предусмотрено, что с 30.07.2021 утрачивают силу требования об использовании средств индивидуальной защиты рук (перчаток) при посещении гражданами общественных мест, магазинов, использовании городского транспорта.
В связи с чем судьей районного суда обоснованно исключено из обвинения указание на отсутствие у работника Общества средств индивидуальной защиты рук (перчаток).
Деяние ООО "Отдохни-77" правильно квалифицировано по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, поскольку факт несоблюдения требований п.12.2 Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", выразившееся в том, что Общество допустило нахождение работника без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маска, респиратор), нашел свое подтверждение.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО "Отдохни-77" имелась возможность для соблюдения режима повышенной готовности, установленного положениями Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", за нарушение которого ч.1 ст.20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод жалобы об отсутствии состава административного правонарушения, т.к. Обществом созданы все необходимые условия для использования сотрудниками средств индивидуальной защиты, а именно: сотрудники проинструктированы о необходимости и порядке использования средств индивидуальной защиты, ведется журнал инструктажа, сотрудники обеспечены средствами индивидуальной защиты, в целях выполнения требований п. 5 Указа Мэра от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", издан приказ N23/ОД-055/2 от 12.05.2020 "О дополнительных мероприятиях в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", предусматривающий обязанность соблюдения сотрудниками магазинов Общества требований по использованию средств индивидуальной защиты, с данным приказом ознакомлены все сотрудники, не может повлечь признание обжалуемого постановления незаконным и его отмену в силу следующего.
По решению Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.
В целях снижения рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), защиты населения адрес и создания условий для предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации, указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ определены требования, обязанности, а также рекомендации работодателей организаций и предприятий, деятельность которых не была приостановлена.
К ним в частности относиться требование обеспечить использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы)) работниками на рабочих местах.(пункты 2.2.1 и 2.2.2 Требований).
В данном случае сам по себе факт нахождения работника ООО "Отдохни-77" на рабочем месте в помещении, доступном для неограниченного круга лиц, без средств индивидуальной защиты (маски), свидетельствует о том, что Обществом не было принято достаточных и эффективных мер, направленных на исключение нарушения вышеназванных требований Указа Мэра со стороны его работников.
Факт формального предупреждения сотрудников о необходимости использования средств индивидуальной защиты и выдача таких средств, отметка в журнале о проведении соответствующего инструктажа при отсутствии принятия мер по контролю за исполнением работниками соблюдения мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции, свидетельствует о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины ООО "Отдохни-77", в совершении вмененного административного правонарушения, материалы дела не содержат. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Исходя из характера и степени потенциальной опасности, а также обстоятельств совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, оснований для признания указанного деяния малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии существенного нарушения охраняемых общественных отношений, в материалах дела нет и заявителем не представлено.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность постановления.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма назначено ООО "Отдохни-77" в пределах санкции ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, объектом которого является нарушение общественной безопасности при чрезвычайной ситуации, применено судьей с учетом конкретных обстоятельств совершенного правонарушения и согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в данном случае не установлено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья, РЕШИЛ:
постановление судьи Измайловского районного суда Москвы от 28 сентября 2021 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Отдохни-77" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Неретина Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.