Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Молитвина А.Д. на постановление серии *** старшего инспектора (контролёра) ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" от 15 июля 2021 года и решение судьи Преображенского районного суда города Москвы от 8 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 3.181 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении Молитвина ***,
УСТАНОВИЛ:
постановлением серии *** старшего инспектора (контролёра) ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" от 15 июля 2021 года Молитвин А.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 3.181 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 (пять тысяч) рублей.
Решением судьи Преображенского районного суда города Москвы от 8 сентября 2021 года постановление серии *** старшего инспектора (контролёра) ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" от 15 июля 2021 года изменено: действия Молитвина А.Д. переквалифицированы с ч. 4 ст. 3.181 КоАП г. Москвы на ч. 2 ст. 3.181 КоАП г. Москвы, с назначением ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, Молитвин А.Д. просит об отмене постановления должностного лица ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" и решения судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что из-за затруднённого дыхания он снял маску, что свидетельствует о том, что он действовал в состоянии крайней необходимости; должностным лицом ему не разъяснялись права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, не был предоставлен защитник; судья районного суда неправомерно рассмотрел жалобу в его отсутствие, так как о месте и времени судебного заседания он не извещался в установленном порядке.
В судебное заседание Молитвин А.Д, извещённый в установленном порядке, не явился, не подавал ходатайство об отложении слушания, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 13.8.1 КоАП г. Москвы наступает за невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID -19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Законом г. Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" (далее - Устав города Москвы) установлены полномочия Мэра Москвы.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Устава города Москвы в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей города Москвы, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города Москвы, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ) в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории города Москвы введён режим повышенной готовности (п. 1 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
На основании п. 9.4 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ с 12 мая 2020 года предусмотрена обязанность граждан использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, при посещении объектов торговли, в отношении которых не принято решение о приостановлении посещения их гражданами, а также в случаях, предусмотренных в приложении 6 к настоящему указу.
С 25 мая 2020 г. использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели).
С 1 июня 2020 г. использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) в иных случаях покидания места проживания (пребывания), в том числе в целях прогулки и занятий физической культурой и спортом в соответствии с приложением 8 к настоящему указу, а в случае посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них) дополнительно использовать средства индивидуальной защиты рук (перчатки).
При этом ограничения, установленные указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ, действуют в части, не противоречащей указу Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ).
На основании п. 2.6 указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ (в редакции Указа Мэра Москвы от 30.07.2021 N 45-УМ), если иное не установлено настоящим указом, продлевается приостановление действия ограничений, предусмотренных указом Мэра Москвы 12-УМ, за исключением следующих ограничений, продолжающих действовать в отношении использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), в которых осуществляется реализация товаров, работ, услуг гражданам, нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели), легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу.
Согласно материалам дела, Молитвин А.Д. 15 июля 2021 года в 11 часов 00 минут в нарушение требования п. 9.4 указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" с учётом п. 2.6 указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ (в редакции указа Мэра Москвы от 30.07.2021 N 45-УМ) находилась на территории транспортной инфраструктуры в зале ожидания вокзала Восточный по адресу: город Москва, Щёлковское шоссе, дом 1, строение 4 без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора), чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы.
Факт административного правонарушения и вина Молитвина А.Д. в его совершении подтверждаются фотоматериалом; постановлением о привлечении Молитвина А.Д. к административной ответственности, вынесенном в порядке ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ без составления протокола об административном правонарушении, из которого следует, что Молитвин А.Д. не оспаривал наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание.
Довод Молитвина А.Д. о том, что он, находясь в здании вокзала без средства индивидуальной защиты органов дыхания, действовал в состоянии крайней необходимости, не влияет на законность постановления должностного лица и решения судьи районного суда, поскольку указанные им в жалобе обстоятельства ничем объективно не подтверждены. При вынесении постановления должностного лица Молитвин А.Д. был согласен с событием вменённого ему административного правонарушения, удостоверив этот факт своей подписью в соответствующей графе постановления.
На основании ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом её изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств.
Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" коронавирусная инфекция (2019- nCoV) признана представляющей опасность для населения.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID -19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Законом г. Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" (далее - Устав города Москвы) установлены полномочия Мэра Москвы.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Устава города Москвы в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей города Москвы, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города Москвы, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ) в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории города Москвы введён режим повышенной готовности (п. 1 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
На основании п. 9.4 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ с 12 мая 2020 года предусмотрена обязанность граждан использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, при посещении объектов торговли, в отношении которых не принято решение о приостановлении посещения их гражданами, а также в случаях, предусмотренных в приложении 6 к настоящему указу.
С 1 июня 2020 г. предусмотрена обязанность использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) в иных случаях покидания места проживания (пребывания), в том числе в целях прогулки и занятий физической культурой и спортом в соответствии с приложением 8 к настоящему указу, а в случае посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них) дополнительно использовать средства индивидуальной защиты рук (перчатки).
При этом ограничения, установленные указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ, действуют в части, не противоречащей указу Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ).
На основании п. 2.6 указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ (в редакции Указа Мэра Москвы от 30.07.2021 N 45-УМ), если иное не установлено настоящим указом, продлевается приостановление действия ограничений, предусмотренных указом Мэра Москвы 12-УМ, за исключением следующих ограничений, продолжающих действовать в отношении использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), в которых осуществляется реализация товаров, работ, услуг гражданам, нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели), легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Молитвин А.Д. в период действия на территории города Москвы режима повышенной готовности в нарушение п. 9.4 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ находился в зале ожидания вокзала "Восточный", без средств индивидуальной защиты органов дыхания - маски или респиратора, в связи с чем его действия правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями действующего законодательства РФ.
Вопреки доводу жалобы, при вынесении постановления должностным лицом ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" Молитвину А.Д. были разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, и ст. 51 Конституции РФ, что подтверждается его подписью. Молитвин А.Д. не заявлял ходатайство в порядке ст. 24.4 КоАП РФ о предоставлении ему защитника. Оснований не доверять указанным данным не имеется.
Из материалов дела следует, что о месте и времени рассмотрения жалобы, назначенного судьёй районного суда на 8 сентября 2021 года в 10 часов 40 минут, Молитвину А.Д. по месту его жительства по адресу: *** направлялась судебная повестка (почтовый идентификатор ***). Согласно информации с сайта АО "Почта России" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 12 августа 2021 года почтовое отправление прибыло в место вручения, 13 августа 2021 года состоялась неудачная попытка его вручения и 20 августа 2021 года почтовое отправление было возвращено отправителю (л.д. 17-19).
При таких обстоятельствах, располагая данными о надлежащем извещении Молитвина А.Д, судья районного суда правомерно принял решение о рассмотрении дела в его отсутствие.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность постановления должностного лица и решения судьи районного суда, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьёй районного суда при рассмотрении дела и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности должностным лицом и судьёй районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Молитвина А.Д, не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренное санкцией ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы, назначено Молитвину А.Д. в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения Молитвина А.Д. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление серии *** старшего инспектора (контролёра) ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" от 15 июля 2021 года и решение судьи Преображенского районного суда города Москвы от 8 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 3.181 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении Молитвина ***, оставить без изменения, жалобу Молитвина А.Д. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда
Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.