Центральный окружной военный суд в составе: председательствующего Гладких С.А., судей Телебы С.Г. и Макарова А.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ишутиным П.А., с участием представителя административного истца - Рахматуллиной Л.М., а также представителя административного ответчика - капитана юстиции Андреева М.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело
N 2а-124/2021 по апелляционным жалобам административного ответчика и его представителя на решение Уфимского гарнизонного военного суда от 25 ноября 2021 г. по административному иску военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Подчернина Владимира Васильевича об оспаривании действий командира указанной воинской части, связанных с порядком обеспечения ежемесячной надбавкой за выслугу лет.
Заслушав доклад судьи Макарова А.С, окружной военный суд
установил:
Подчернин, выполнивший как сотрудник Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардия) в специальном звании "данные изъяты" полиции в 2017-2020 гг. установленные годовые нормы налета часов в качестве командира вертолета, в соответствии с положениями ст. 44 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ в декабре 2020 г. принят на военную службу в Росгвардии и назначен на воинскую должность штурмана-летчика с присвоением воинского звания "данные изъяты", а также зачислен в списки личного состава войсковой части N с установлением выслуги лет для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет - более 11 лет, что подразумевало выплату названной надбавки в размере 20 процентов оклада денежного содержания.
Полагая, что указанный выше период, несмотря на выполнение полетов в отсутствие статуса военнослужащего, засчитывается в его выслугу лет для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет как военнослужащему на льготных условиях (1 месяц службы за 2 месяца), в связи с чем, по его мнению, выслуга лет должна составлять более 15 лет и повлечь выплату соответствующей надбавки в размере 25 процентов, Подчернин обратился к командиру войсковой части N с рапортом о перерасчете с 1 декабря 2020 г. денежного довольствия с учетом предполагаемого права на больший размер выслуги лет и надбавки, в чем ему было отказано.
Не согласившись с этим решением воинского должностного лица, Подчернин обратился в суд с административным иском, в котором просил признать решение незаконным и возложить на административного ответчика обязанность устранить предполагаемое нарушение своих прав путем установления ежемесячной надбавки за выслугу лет с 1 декабря 2020 г. из расчета выслуги лет в вышеуказанном льготном исчислении с 15 марта 2017 г.
Решением гарнизонного военного суда требования административного иска удовлетворены.
В апелляционных жалобах административный ответчик и его представитель просят решение суда отменить ввиду неправильного применения норм материального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрен зачет в выслугу лет на льготных условиях времени прохождения службы сотрудником не на воинских должностях, в связи с чем у командования не имелось оснований для увеличения выслуги лет Подчернина и установления ему соответствующей надбавки в большем размере с 1 декабря 2020 г, несмотря на выполнение тем установленных годовых норм налета часов до поступления на военную службу, а приказ Министра обороны РФ от 19 мая 2020 г. N 220 определяет условия зачета стажа службы для назначения пенсии, в связи с чем его нормы, за исключением размера годовых норм налета часов, к вопросу выплаты Подчернину надбавки за выслугу лет применены быть не могут.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец указывает, что изложенные в ней доводы являются необоснованными, в связи с чем просит обжалуемое судебное решение оставить без изменения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях, заслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, поддержавших свои доводы, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Как правильно установлено гарнизонным военным судом, в период с 11 апреля 2016 г. по 30 ноября 2020 г. Подчернин проходил службу на должности командира вертолета сначала в МВД по Республике Башкортостан, а потом в Управлении Росгвардии по Республике Башкортостан, имея специальное звание " "данные изъяты" полиции".
С 1 декабря 2020 г. Подчернин в порядке ст. 44 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ принят на военную службу в войска национальной гвардии Российской Федерации и назначен на воинскую должность штурмана-летчика "данные изъяты" войсковой части N с присвоением воинского звания " "данные изъяты"".
При этом выслуга лет Подчернина для выплаты ему ежемесячной надбавки за выслугу лет на день поступления на военную службу рассчитана командованием в размере 11 лет 5 месяцев 25 дней.
В период с 1 января 2017 г. по 30 ноября 2020 г. Подчернин в качестве командира вертолета ежегодно выполнял фактический налет более 50 часов.
Полагая в связи с этим, что расчет его выслуги лет в льготном исчислении на момент приема его на военную службу составляет более 16 лет, что дает ему право на получение надбавки за выслугу лет в размере не 20, а 25 процентов, Подчернин обратился с рапортом к командованию, в котором просил рассмотреть вопрос о перерасчете его денежного довольствия за период с 1 декабря 2020 г.
В письменном ответе командира войсковой части N в удовлетворении обращения Подчернина отказано ввиду необоснованности содержащихся в нем требований.
Данные обстоятельства установлены судом на основании объяснений лиц, участвующих в деле, копий расчета выслуги лет, листа учета летной работы, выписок из приказов Росгвардии от 1 декабря 2020 г. N, командира войсковой части N от 1 декабря 2020 г. N, а также Управления Росгвардии по Республике Башкортостан от 19 апреля 2019 г. N, от 30 декабря 2019 г. N и от 24 ноября 2020 г. N.
Удовлетворяя требования административного иска, гарнизонный военный суд указал, что приведенные в решении нормативно-правовые акты, определяющие расчет выслуги лет для пенсии и для соответствующей надбавки в период прохождения военной службы, расширяют круг лиц, которым выслуга лет для надбавки подлежит исчислению на льготных условиях, то есть пришел к выводу о том, что расчет выслуги лет сотрудников, имеющих специальные звания, и военнослужащих для выплаты надбавки за выслугу лет и для пенсии осуществляется по одним и тем же правилам.
Однако с данным выводом нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно ч. 13 и 14 ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в размере 20 процентов - при выслуге от 10 до 15 лет и 25 процентов - при выслуге от 15 до 20 лет. Правила исчисления выслуги лет для назначения указанной ежемесячной надбавки определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3 и 12 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. N 1074, установлено, что военнослужащим в выслугу лет засчитывается на льготных условиях (1 месяц службы за 2 месяца) время военной службы на воинских должностях летного состава, выполняющего полеты по планам боевой (учебно-летной) подготовки в составе экипажей, в том числе вертолетов.
Исчисление выслуги лет военнослужащим, проходящим военную службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации осуществляется согласно правовым актам Росгвардии, принятым на основании указанных выше Правил.
Согласно п. 6 и 6.1 Положения об исчислении выслуги лет для назначения военнослужащим войск национальной гвардии Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденного приказом Росгвардии от 5 июля 2017 г. N 198, военнослужащим исчисление выслуги лет на льготных условиях производится в соответствии с п. 3 - 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. N 1074, в частности, летному составу - при условии выполнения годовых норм налета часов, при выполнении которых летному составу государственной авиации засчитывается на льготных условиях служба на летной работе для назначения пенсии, утвержденных Министром обороны Российской Федерации.
Соответствующие занимаемой Подчерниным должности в период 2017 - 2020 гг. нормы налета часов установлены подп. 1 п. 2 Условий зачета службы на летной работе летному составу государственной авиации в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, определенных приказом Министра обороны РФ от 19 мая 2020 г. N 220, в размере 50 часов в год.
Согласно Правилам исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2011 г. N 1158, служба в органах внутренних дел и войсках национальной гвардии Российской Федерации в качестве сотрудников включаются в стаж службы (выслугу лет) в календарном исчислении.
Каких-либо норм, согласно которым служба в органах внутренних дел и войсках национальной гвардии Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания, в том числе летному составу, выполнившему годовые нормы налета, подлежала бы включению в стаж службы (выслугу лет) на льготных условиях, законодательство Российской Федерации не содержит.
Изложенное указывает на то, что для целей выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет военнослужащим летного состава Росгвардии законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность зачета в выслугу лет на льготных условиях только периода военной службы на воинских должностях летного состава при условии выполнения военнослужащими годовых норм налета часов.
Иным лицам, не соответствующим этим условиям, зачет выслуги лет на льготных условиях для целей выплаты указанной надбавки не производится.
Положения ст. 44 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", предписывающие засчитывать при назначении на воинские должности лицам, к которым отнесен и Подчернин, стаж службы (выслугу лет), в том числе в льготном исчислении, исчисленный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в период службы (выслугу лет, общую продолжительность военной службы) в полном объеме без пересчета, вышеизложенного вывода не опровергают, поскольку направлены на зачет стажа службы в соответствии с законодательством, регулирующим правоотношения, применяемые именно к сотрудникам, а не на применение к периоду службы таких лиц в качестве сотрудников нормативных правовых актов, регулирующих порядок прохождения военной службы в статусе военнослужащего.
Вопреки доводу стороны административного истца п. 6 и 6.1 Положения, утвержденного приказом Росгвардии от 5 июля 2017 г. N 198, не могут быть применены без их взаимосвязи. В совокупности же они регулируют правоотношения с лицами, обладающими статусом не сотрудников, а военнослужащих.
При этом содержащаяся в п. 6.1 отсылка к Условиям, определенным приказом Министра обороны РФ от 19 мая 2020 г. N 220, относится исключительно к использованию показателей годовых норм налета часов, в связи с чем иные положения упомянутых Условий, в частности п. 8, определяющий зачет выслуги лет для пенсии, к правоотношениям, связанным с расчетом выслуги лет для выплаты надбавки за выслугу лет, применены быть не могут.
По той же причине несостоятельна и ссылка в решении суда на постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941, регулирующее зачет выслуги лет для назначения пенсии.
Ввиду изложенного, поскольку установлено, что Подчернин, выполнив годовые нормы налета часов в период 2017-2020 гг, проходил службу хоть и на должности летного состава, но в качестве сотрудника, имеющего специальное звание, а не военнослужащего, то у командования отсутствовали основания для зачета этого периода в выслугу лет административного истца на льготных условиях для выплаты надбавки за выслугу лет и перерасчета в связи с этим денежного довольствия, а вывод гарнизонного военного суда об обратном основан на неправильном применении норм материального права и не соответствует фактическим обстоятельствам дела, что в силу п. 3 и 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ является основанием для отмены решения.
Исходя из того, что оспариваемые действия командира воинской части являются законными и обоснованными, по делу необходимо принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 309, 310 и 311 КАС РФ, определил:
решение Уфимского гарнизонного военного суда от 25 ноября 2021 г. по административному иску Подчернина Владимира Васильевича - отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного иска Подчернина Владимира Васильевича об оспаривании действий командира войсковой части N, связанных с порядком обеспечения ежемесячной надбавкой за выслугу лет, - отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кассационный военный суд через Уфимский гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 3 марта 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.