Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда
в составе председательствующего судьи Плехановой Н.А, судей Петуховой М.Ю, Воркуевой О.В, при секретаре Матвеевой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Петуховой М.Ю.
дело по апелляционной жалобе Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району Ивановской области
на решение Фурмановского городского суда Ивановской области от 11 ноября 2021 г. по иску Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах Михайлова Сергея Владимировича, к Территориальному управлению социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району Ивановской области об устранении нарушений требований законодательства в сфере социальной поддержки и защиты прав инвалидов, установила:
Фурмановский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Михайлова С.В. с вышеуказанным иском к ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району, мотивировав требования тем, что прокуратурой по обращению Михайлова С.В. проведена проверка соблюдения ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району требований законодательства о социальной поддержке и защите прав инвалидов. В ходе проверки установлено, что Михайлов С.В. с 01.01.2009 пользуется мерами социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес". Ему назначена ежемесячная денежная выплата по категории инвалид (инвалидность I группы, бессрочно). Михайлов С.В. 17.09.2020 обратился в ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району с заявлением о перерасчете ЕДВ ЖКУ в связи с "новыми услугами". В ходе рассмотрения данного заявления органом социальной защиты было установлено, что с момента назначения вышеуказанной выплаты неоднократно менялся круг лиц, зарегистрированных в квартире, установлены счетчики потребления горячей и холодной воды, газа, двухтарифный счетчик потребления электроэнергии. Документы, содержащие сведения о произошедших изменениях, были получены ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району в сентябре 2020г. Ответчиком был выявлен факт переплаты единовременной денежной выплаты Михайлову С.В. в размере 7598, 32 руб. за период с 01.07.2010 по 31.10.2020, в связи с чем было принято решение об удержании с заявителя сумм переплаты за весь период. Истец полагает, что указанное решение является незаконным, поскольку у ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району имелась возможность в рамках межведомственного взаимодействия получить информацию о совершении гражданами - получателями мер социальной поддержки действий, приводящих, в том числе, к изменению состава семьи, предоставляемых коммунальных услугах, без непосредственного обращения самих граждан в уполномоченный орган.
Нормы регионального законодательства не позволяют ответчику при выявлении факта переплаты ежемесячной денежной выплаты производить ее удержание из полагающейся гражданину ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг в бесспорном порядке. Решение о приостановлении выплаты ЕДВ ЖКУ Михайлову С.В. не принималось, фактически данную выплату Михайлов С.В. не получает, что нарушает его законные права и интересы. Кроме того, ответчик удержание с Михайлова С.В. выявленных сумм переплат производится не за три года со дня, когда уполномоченный орган узнал о наличии переплаты по ЕДВ ЖКУ, а за период с 01.07.2010 по 31.10.2020, что нарушает гражданские права Михайлова С.В. На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований истец просил суд признать действия ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району по удержанию с Михайлова С.В. сумм, причитающихся ему ежемесячной денежной выплаты по оплате жилищных и коммунальных услуг незаконными, вернуть Михайлову С.В. удержанные с ноября 2020г. денежные средства.
Решением Фурмановского городского суда Ивановской области 11 ноября 2021 г. исковые требования Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах Михайлова С.В, к ТУСЗН Фурмановскому муниципальному району удовлетворены. Признаны незаконными действия ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району по удержанию с Михайлова С.В. сумм, причитающейся ему ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. На ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району возложена обязанность вернуть Михайлову С.В. удержанные с ноября 2020 г. денежные средства.
С решением суда не согласен ответчик ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району, в апелляционной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В суд апелляционной инстанции истец Михайлов С.В. не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в соответствии с ч.3 ст.167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав представителя ответчика ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району Груздеву О.Н, представителя третьего лица Департамента социальной защиты населения Ивановской области Ивину А.И, поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Хохлову А.П. возражавшую на жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.
Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов.
Судом первой инстанции установлено, что Михайлов С.В, является инвалидом 1 группы, 10.08.1999 ему повторно установлена первая группа инвалидности бессрочно.
Михайлов С.В. зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: "адрес". Согласно выписке из ЕГРН он является собственником 2/3 доли в праве общей долевой собственности в данной квартире, собственником 1/3 доли квартиры является ФИО8
Согласно поквартирной карточке в квартире по адресу: "адрес", зарегистрированы: ФИО8, ФИО1, ФИО9, ФИО10
02.03.2009 Михайлов С.В. обращался в ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району с заявлением о предоставлении государственной услуги, просил назначить ежемесячную денежную выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: "адрес", по категории инвалид 1 группы.
Согласно п. 5 заявления Михайлов С.В. принял на себя обязательство в течение 10 дней после наступления событий, которые влекут за собой уменьшение размера ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг либо прекращение права на ее получение (изменение места проживания, состава семьи, основания получения мер социальной поддержки, видом предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, установление общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета; прекращение предоставления отдельных видов жилищно-коммунальных услуг) предоставить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события.
Решением ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району от 01.01.2009 Михайлову С.В. назначена ежемесячная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 589, 75 руб.
Решением ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району от 12.03.2009 Михайлову С.В. назначена ежемесячная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 573, 58 руб. в отопительный сезон (октябрь-апрель), 274, 75 руб. (май-сентябрь).
17.09.2020 Михайлов С.В. обратился в ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району с заявлением о перерасчете ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с оказанием новых коммунальных услуг.
ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району в ходе рассмотрения заявления Михайлова С.В, установило, что с момента назначения вышеуказанной выплаты неоднократно менялся круг лиц, зарегистрированных в квартире, установлены счетчики потребления горячей и холодной воды, газа, двухтарифный счетчик потребления электроэнергии. Ответчиком был выявлен факт переплаты ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Михайлову С.В. в размере 7598, 32 руб. за период с 01.07.2010 по 31.10.2020.
ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району 15.10.2020 было принято решение N655 о перерасчете размера ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 7.598, 32 руб, о чем уведомило Михайлова С.В.
Как следует из материалов дела, ежемесячные выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ноября 2020 г. удерживаются с Михайлова С.В. в счет погашения переплаты.
По данному факту Фурмановский межрайонный прокурор обращался в адрес ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району с представлением об устранении нарушений требований законодательства в сфере социальной поддержки и защиты прав инвалидом, которое оставлено без удовлетворения.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п. 1, 11, 15, 20, 35 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области, утвержденных постановления Правительства Ивановской области от 15.12.2008 N 329-п, п.3.13.1, 3.13.5, 3.13.7, 3.13.8 Административного регламента предоставления государственной услуги "Организация предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан", утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 28.04.2018 N 13, установив, что Михайлов С.В. согласия на удержание излишне выплаченных ему ежемесячных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не давал, решения суда о взыскании с Михайлова С.В. переплаты ежемесячных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не имеется, учитывая, что Михайлов С.В. является одиноким проживающим инвалидом 1 группы, пришел к обоснованному выводу, что иск Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах Михайлова С.В, к Территориальному управлению социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району об устранении нарушений требований законодательства в сфере социальной поддержки и защиты прав инвалидов подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что согласия Михайлова С.В. на удержание у него излишне выплаченных сумм ежемесячных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не требовалось, а суд неправомерно применил положения п. 3.13.5 и 3.13.7 Административного регламента предоставления государственной услуги "Организация предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан", судебная коллегия находит несостоятельными.
Статьей 3 Закона Ивановской области от 13.11.2008 N 132-ОЗ "О форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" предусмотрено, что предоставление гражданам ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодных денежных выплат на оплату топлива осуществляется органами, уполномоченными Губернатором Ивановской области.
Правила предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера, а также порядок предоставления, расходования и учета средств, выделенных на реализацию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, устанавливаются Правительством Ивановской области.
Согласно п. 1 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области, утвержденных постановления Правительства Ивановской области от 15.12.2008 N 329-п (далее- Правила) ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодная денежная выплата на оплату топлива (далее - выплаты) устанавливаются гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании в том числе Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Как следует из п. 11 Правил в случае обнаружения уполномоченными органами признаков, указывающих на то, что сведения, содержащиеся в представленных заявителем или полученных в порядке межведомственного взаимодействия документах, могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, уполномоченные органы проводят дополнительную проверку таких сведений путем направления официальных запросов в организации, располагающие данными сведениями, или путем осуществления межведомственного информационного взаимодействия с указанными организациями на основании соответствующих соглашений.
Пунктом п. 15 Правил предусмотрено, что размер ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяется исходя из объема мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ивановской области.
Получатель ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг один раз в год вправе обратиться в уполномоченный орган за перерасчетом размера указанной выплаты за предыдущий календарный год и (или) корректировкой объемов потребления жилищно-коммунальных услуг на текущий календарный год по всем видам жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых получателю. Уполномоченный орган на основании представленных получателем документов, содержащих сведения о фактических объемах потребления коммунальных услуг и размерах произведенных платежей за жилое помещение и коммунальные услуги за предыдущий календарный год, в течение 30 дней с даты приема документов производит перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за предыдущий календарный год и (или) корректировку объемов потребления жилищно-коммунальных услуг на текущий календарный год или принимает решение об отказе в перерасчете размера указанной выплаты за предыдущий календарный год (корректировке объемов потребления жилищно-коммунальных услуг на текущий календарный год) и направляет (вручает) соответствующее решение получателю ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно п. 20 Правил получатель выплаты в течение десяти дней после наступления событий, которые влекут за собой уменьшение размера выплаты, ее приостановление либо прекращение права на ее получение (изменение места проживания (жительства, пребывания) получателя выплат, состава семьи по месту его проживания, основания получения мер социальной поддержки, видов предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, исполнителя (поставщика) жилищно-коммунальных услуг; установление общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета; прекращение предоставления отдельных видов жилищно-коммунальных услуг; перерасчет размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в связи с временным отсутствием гражданина более 3 месяцев), обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события.
Пунктом 35 Правил предусмотрено, что в случае если получатель выплаты в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 20 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг средства засчитываются в счет будущей выплаты, а при отсутствии права на получение выплаты в последующие месяцы эти средства возвращаются получателем в добровольном порядке. При отказе от добровольного возврата указанные средства взыскиваются в судебном порядке.
Согласно п. 3.13.1 Административного регламента предоставления государственной услуги "Организация предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан", утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 28.04.2018 N 13 (далее - Административный регламент), основанием для начала административной процедуры возврата денежных средств при необоснованном получении государственной услуги является принятие соответствующего решения в случае выявление факта переплаты в результате перерасчета размера выплат, произведенного в соответствии с разделом 3.10 Административного регламента. В этом случае денежные средства, излишне выплаченные получателю, засчитываются в счет будущих выплат, а при отсутствии права на получение выплат в последующие месяцы эти средства возмещаются получателем добровольно. При отказе от добровольного возврата - взыскиваются в судебном порядке.
Из п. 3.13.5 Административного регламента следует, что в случае отказа заявителя, получающего государственную услугу, от добровольного возмещения необоснованно полученных денежных средств, специалист, ответственный за подготовку проектов решений, готовит расчет переполученных заявителем сумм и информирует руководителя территориального органа социальной защиты населения или лицо, уполномоченное приказом руководителя территориального органа социальной защиты населения, о факте отказа заявителя возмещать переполученные суммы в добровольном порядке.
Согласно п. 3.13.7 Административного регламента, расчет необоснованно выплаченной суммы, решение о взыскании неправомерно выплаченной суммы, заявление о согласии и способе возмещения неправомерно полученной суммы приобщаются к персональному делу гражданина, по которому выявлена неправомерная выплата.
В пункте 12 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.06.2020, даны разъяснения о том, что удержание органом социальной защиты населения излишне выплаченных гражданину сумм компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в отсутствие согласия гражданина не допускается. В случае отказа гражданина добровольно возвратить излишне полученные денежные средства вопрос о возможности их взыскания органом социальной защиты подлежит разрешению в судебном порядке.
Таким образом, удержание у Михайлова С.В. в счет будущей выплаты, денежных средств, необоснованно полученных в качестве ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, могло происходить только с его согласия. Михайлов С.В. такого согласия не давал, напротив, с произведенным перерасчетом не согласился. Как следует из его объяснений, данных им в суде первой инстанции, он является инвалидом 1 группы по неврологическому заболеванию, всеми документами занималась его мама, которая умерла в 2020 году, он делал всё, как она скажет.
Судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции ошибочно применил к спорным правоотношениям положения ст. 1102 и 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020, где также указано, что излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений п. 1 ст. 1102 и подп. 3 ст. 1109 ГК РФ должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки, при этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Таким образом, действия Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району по удержанию с ноября 2020 г. суммы переплаты ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за счет текущих ежемесячных выплат, полагающихся инвалиду в качестве мер социальной поддержки, во внесудебном порядке противоречат положениям ч. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что настоящий спор подлежал рассмотрению в порядке административного судопроизводства, так как фактически оспаривалось решение органа наделенного государственными полномочиями, являются несостоятельными, поскольку споры социального характера подлежат рассмотрению в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса РФ.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно. Доводы апелляционной жалобы направлены на оспаривание выводов суда, иную оценку доказательств, они не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд первой инстанции правильно разрешилвозникший спор. Решение принято по заявленным истцом требованиям, является законным и обоснованным, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фурмановского городского суда Ивановской области от 11 ноября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району Ивановской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.