г. Нижний Новгород
1 марта 2022 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Батялова В.А, рассмотрев административное дело по частной жалобе Павлова И.П. на определение Верховного Суда Чувашской Республики от 13 января 2022 года об оставлении административного искового заявления Павлова И.П. к Собранию депутатов Синьял-Покровского сельского поселения об оспаривании нормативного правового акта, без движения
установил:
Павлов И.П. обратился в суд с вышеуказанным административным иском.
Определением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 13 января 2022 года административное исковое заявление Павлова И.П. было оставлено без движения, поскольку оно не соответствует положениям статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
В частной жалобе административный истец просил определение судьи от 13 января 2022 года об оставлении административного искового заявления без движения отменить, административное исковое заявление с приложенными материалами вернуть в суд первой инстанции для рассмотрения со стадии принятия иска к производству, поскольку считает определение судьи необоснованным, вынесенным с нарушением требований действующего законодательства, регламентирующего подачу административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции, осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания.
Согласно части 2.1 статьи 315 КАС РФ частные жалобы, представления прокурора на определения суда рассматриваются в апелляционном порядке судьями соответствующих судов единолично, за исключением случаев, когда обжалуемое определение вынесено коллегиальным составом суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, оценив доказательства, судья приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 3 статьи 210 КАС РФ судья оставляет без движения административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим на основании статьи 130 КАС РФ в случае несоответствия указанного заявления требованиям, установленным статьей 209 КАС РФ.
Положениями статьи 130 КАС РФ предусмотрено, что судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125, 126 КАС РФ, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок исправит недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд. В противном случае административное исковое заявление считается неподанным и возвращается подавшему его лицу со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном статьей 129 КАС РФ.
Административный истец обратился с административным исковым заявлением о признании решения собрания депутатов Синьял-Покровского сельского поселение N 18 04 от 13.12.2012 года "Об утверждении Правил землепользования и застройки Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики", принятым в противовес Генплану поселения и, действия администрации сельского поселения незаконным, в части отнесения земельного участка N в графической части к землям сельскохозяйственного назначения, без сообщения об этом собственнику земельного участка, в нарушение ст.15 Конституции РФ и при наличии санитарно-защитной зоны скотомогильника N Признании не исполнение третьим лицом - администрацией Синьял-Покровского сельского поселения решения собрания депутатов по переводу спорного земельного участка в рекреационную зону деревни Селиванкиной в соответствии с утвержденным в 2012 году Генпланом поселения и отсутствия регистрации рекреационной зоны в органах Реестра. Признать бездействие третьего лица - администрации Синьял-Покровского сельского поселения по уменьшению СЗЗ не действующего скотомогильника N граничащего по спорным земельным участком N, не соответствующим решению собрания депутатов этого же поселения, включая Генеральный план поселения, ЗК РФ и ГрК РФ, решениям ВС РФ и Верховного Суда ЧР, а также Чебоксарского районного суда.
Оставляя административное исковое заявление Павлова И.П. без движения, судья Верховного Суда Чувашской Республики в определения указала, что административное исковое заявление не соответствует положениям статьи 209 КАС РФ, а именно: административным истцом не приведены сведения об источнике и дате опубликования оспариваемого нормативного правового акта, а также наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части. Кроме того, к административному исковому заявлению не приложена копия оспариваемого нормативного правового акта. Административным истцом не представлены сведения о применении в отношении него оспариваемого нормативного правового акта или сведения о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом, а равно отсутствуют сведения о праве собственности на земельные участки N и N. В административном исковом заявлении отсутствует требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений. Кроме того, суд полагал, что по данной категории дела предусмотрено обязательное участие представителя, в связи с чем, административный истец обязан указывать сведения о наличии у него высшего юридического образования и представлять документ, подтверждающий данный факт.
Административному истцу предложено в срок до 20 января 2022 года устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления административного искового заявления без движения.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции не может согласиться с данными выводами суда, поскольку они основаны на неправильном применении норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны: сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 4 и 8 части 2 и частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса; наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт; наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования; сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом; сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями и лицами, указанными в частях 2, 3 и 4 статьи 208 настоящего Кодекса, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения; наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части; ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи; требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.
К административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются документы, указанные в пунктах 1, 2, 4 и 5 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса, документы, подтверждающие сведения, указанные в пункте 4 части 2 настоящей статьи.
В Определении Конституционного Суда РФ от 23 июня 2016 г. N 1383-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Х. на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 125 и пунктом 6 части 2 статьи 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что пункт 2 части 2 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусматривающий обязательность указания в административном исковом заявлении перечисленных в нем сведений, не предполагает возможности его произвольного применения, направлен на создание условий для проверки действительности волеизъявления лица, обращающегося в суд.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции считает, что отсутствие сведений о праве собственности административного истца на земельные участки N и N, а также не предоставление копии оспариваемого нормативного правового акта, не может служить препятствием для принятия административного иска, поскольку само по себе не препятствует рассмотрению заявленных исковых требований, а следовательно, не может являться основанием для оставления административного искового заявления без движения. Кроме того из материалов дела усматривается кадастровые номера земельных участков и место их расположения. Суд вправе истребовать необходимые доказательства по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе, что возможно на стадии проведения подготовки по делу (ст. 135 КАС РФ).
Частью 9 статьи 208 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 125 КАС РФ административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.
Пунктом 5 части 1 статьи 126 КАС РФ установлено, что к административному исковому заявлению прилагается доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем.
Таким образом, законодательством об административном судопроизводстве не устанавливается требование о необходимости подписания административного искового заявления об оспаривании соответствующего правового акта только лицом, имеющим высшее юридическое образование (административным истцом или представителем). Допускаются подписание и подача административного искового заявления в суд непосредственно истцом, не имеющим высшего юридического образования, тогда как ведение административного дела в суде осуществляется через представителя, имеющего такое образование (Пункт 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснение законодательства и обладающих нормативными свойствами").
Кроме того, не приведение сведений об источнике и дате опубликования оспариваемых нормативных правовых актов на стадии подачи административного иска со стороны административного истца не может являться безусловным основанием для оставления иска без движения, поскольку в соответствии со статьей 63 КАС РФ для полного и правильного разрешения административного дела суд вправе истребовать необходимые доказательства по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе. Представление административным истцом доказательств в силу ст. 135 КАС РФ возможно и на стадии проведения подготовки по делу. По заявленному ходатайству об истребовании документов по изданию оспариваемых нормативных правовых актов, суд имеет возможность запросить данные сведения из официального источника.
Кроме того, для устранения отмеченных недостатков суд первой инстанции предоставил административному истцу срок до 20 января 2022 года со дня вынесения оспариваемого определения от 13 января 2022 года, одновременно разъяснив административному истцу, что невыполнение в установленный срок перечисленных указаний суда об устранении недостатков влечет возвращение административного искового заявления.
Из содержания пункта 39 Постановления Пленума Верховный Суд Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" следует, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Изложенные правила подлежат применению в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции отмечает, что предоставленный для устранения недостатков срок явно недостаточен, копию приведенного оспариваемого определения Верховного Суда Верховного Суда Чувашской Республики от 13 января 2022 года административный истец получил согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором лишь 21 января 2022 года, что не должно препятствовать осуществлению административным истцом права на судебную защиту.
При таких обстоятельствах, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции приходит к выводу, что оставление административного иска без движения, является необоснованным, а определение судьи об оставлении иска без движения не соответствует требованиям закона, в связи с чем, определение об оставлении административного иска без движения подлежит отмене, а материал по данному административному исковому заявлению подлежит направлению в Верховный Суд Чувашской Республики для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Так же суд апелляционной инстанции разъясняет, что в соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что административные исковые требования об оспаривании нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, не могут быть рассмотрены судом общей юрисдикции совместно с иными материально-правовыми требованиями.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
определение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 13 января 2022 года отменить.
Материал по административному исковому заявлению Павлова И.П. к Собранию депутатов Синьял-Покровского сельского поселения об оспаривании нормативного правого акта направить в Верховный Суд Чувашской Республики на стадию принятия административного искового заявления к производству суда.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Чувашской Республики.
Судья В.А. Батялов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.