Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Рогожиной Е.В, Савинова К.А.
при секретаре Чайко А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "ДроздоФФ" на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 7 сентября 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "ДроздоФФ" об оспаривании пункта 6270 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810, со дня его принятия, отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогожиной Е.В, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810 утверждён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень).
Приказ опубликован 24 декабря 2019 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https:// "данные изъяты"
Под пунктом N в данный Перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
ООО "ДроздоФФ", являясь собственником помещений с кадастровыми номерами N (с 15 мая 2008 года по 15 января 2021 года), N (с 24 апреля 2008 года по 15 января 2021 года), N (с 25 апреля 2008 года по 18 января 2021 года), расположенных в здании с кадастровым номером N, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта N Перечня, полагая, что данное здание не соответствует требованиям статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает законные интересы административного истца, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 7 сентября 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с положениями главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учётом положений части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно доводов жалобы, представления.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, исследовав дополнительные доказательства, указанные в протоколе судебного заседания от 4 февраля 2022 года, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества определён уполномоченными органами исполнительной власти Республики Башкортостан с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Проверяя соответствие содержания Перечня объектов недвижимого имущества в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности включения здания с кадастровым номером N в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества.
Позиция суда первой инстанции основана на правильном применении норм материального права, соответствует материалам административного дела и фактическим обстоятельствам.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 указанного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С учётом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. м и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений); отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что, в соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости, в пункт N Перечня к Приказу от 24 декабря 2019 года N 1810 включено здание с кадастровым номером N, площадью 2027, 4 кв. м, назначение: нежилое, наименование: нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес"
ООО "ДроздоФФ" являлось собственником помещений с кадастровыми номерами N (с 15 мая 2008 года по 15 января 2021 года), N (с 24 апреля 2008 года по 15 января 2021 года), N (с 25 апреля 2008 года по 18 января 2021 года), расположенных в здании с кадастровым номером N.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости, ответа филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Башкортостан от 23 августа 2021 года, здание с кадастровым номером N расположено на земельных участках с кадастровым номером N, с видом разрешенного использования: для обслуживания и эксплуатации складских помещений, с кадастровым номером N, с видом разрешенного использования: для обслуживания павильона мелкооптовой торговли и склада.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено названное выше здание, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также объектов бытового обслуживания.
Однако чтобы признать спорное нежилое здание в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, не менее 20 процентов общей площади этого здания должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для указанных целей, или имеющие соответствующее наименование.
Вместе с тем, из выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости, ответа филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Башкортостан от 23 августа 2021 года, следует, что в здании с кадастровым номером N расположены помещения (в том числе по состоянию на 24 декабря 2019 года - дату утверждения Перечня):
- с кадастровым номером N, площадью 1173 кв. м, назначение: нежилое, наименование: склад;
- с кадастровым номером N, площадью 877, 2 кв. м, назначение: нежилое, наименование: павильон мелкооптовой торговли;
- с кадастровым номером N, площадью 157, 3 кв. м, назначение: нежилое, наименование: пристрой для подсобных помещений.
Согласно определению торгового павильона, установленного в ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения, утвержденного Приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст, торговым павильоном является нестационарный торговый объект, представляющий собой отдельно стоящее строение (часть строения) или сооружение (часть сооружения) с замкнутым пространством, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест продавцов.
Из приведенной нормы следует, что помещение с наименованием "павильон мелкооптовой торговли" следует относить к объектам торговли.
Площадь данного помещения с кадастровым номером N 877, 2 кв. м, что составляет 43, 26% от общей площади здания, равной 2027, 4 кв. м.
Данное обстоятельство свидетельствует о наличии основания для включения здания с кадастровым номером N в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества, поскольку наименование помещения площадью более 20 процентов общей площади здания предусматривает размещение торговых объектов.
Кроме того, как следует из ответа государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" Туймазинский участок от 26 января 2022 года N43 технический паспорт по состоянию на 28 сентября 2005 года был погашен в связи с проведением текущей инвентаризации 23 августа 2007 года.
Согласно техническому паспорту на спорный объект недвижимости с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес", по состоянию на 23 августа 2007 года, назначение частей помещений "торговая" составляет 472, 50 кв. м (53, 4+53, 8+117, 4+83, 6+83, 1+81, 2), что больше 20% площади от общей площади здания, предусматривающей размещение торговых объектов, согласно сведениям, содержащимся в технической документации.
Представленный в материалы дела по запросу судебной коллегии Филиалом ФГБУ "ФКП Россреестра" по Республике Башкортостан технический паспорт по состоянию на 6 апреля 2021 года на помещение лит.2 кадастровый номер N на правильность судебного постановления суда первой инстанции не влияет, по следующим основаниям.
Частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" предусмотрено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учёта и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.
Таким образом, с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учёта объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством.
В настоящее время, в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
При таких данных судебной коллегией по административным делам, представленный в материалы дела технический паспорт по состоянию на 6 апреля 2021 года на помещение с кадастровым номером N оценивается как недопустимое доказательство, ввиду его несоответствия вышеуказанным требованиям закона.
То обстоятельство, что в ЕГРН указана площадь спорного здания 2027 кв. м согласно погашенному техническому паспорту по состоянию на 28 сентября 2005 года, не свидетельствует о незаконности принятого решения, поскольку общая площадь помещений, назначение которых "торговые", согласно технической документации превышает 20% от общей площади спорного здания.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что включение спорного здания в Перечень на 2020 год является законным и обоснованным.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, основаны на неверном истолковании норм материального права, поэтому служить поводом для отмены решения суда не могут.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 7 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДроздоФФ" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 15 февраля 2022 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.