Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Копач Л.В. на решение Каширского городского суда Московской области от 30 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 4 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Копач Л.В. к министерству жилищной политики Московской области о признании незаконным и отмене разрешения на строительство.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, объяснения представителя Копач Л.В. адвоката Михайловой К.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам
установила:
Копач Л.В. обратилась в суд с названным административным исковым заявлением, с учетом уточнения просила признать незаконным и отменить разрешение от 23 апреля 2020 года N на строительство комплекса по обработке и размещению твердых коммунальных отходов на территории городского округа Кашира, выданного министерством жилищной политики Московской области (далее - Министерство) на основании экспертизы проектной документации указанного объекта и положительного заключения ГАУ МО "Мособлгосэкспертиза" от 27 февраля 2020 года N, N обществу с ограниченной ответственностью "Каширский МПК" (далее - Общество).
В обоснование административного иска указала, что проектом документации предусмотрено размещение на земельном участке площадью 15, 0808 га, находящемся в северо-восточной части ранее отведённого участка площадью 89, 227 га с кадастровым N, двух дополнительных мусоросортировочных комплексов общей производительностью 600 000 тонн в год. Построенный и введённый в эксплуатацию на основании разрешения Министерства от 8 июня 2020 года N комплекс по обработке и размещению твердых коммунальных отходов имеет мощность 300 000 тонн в год, суммарная мощность комплекса составит 900 000 тонн в год. Изменение первоначально разработанного и построенного объекта, введённого в эксплуатацию 8 июня 2020 года, является реконструкцией, а не корректировкой. Общество готовит новую проектную документацию по объединению двух проектов, в которой рассматривается увеличение мощности переработки действующего комплекса с 300 000 до 900 000 тонн в год.
По мнению Копач Л.В, в нарушение требований закона не проведена государственная экологическая экспертиза проектной документации на строительство комплекса по утилизации твердых коммунальных отходов, разрешение на строительство и проектная документация не предусматривают строительство подъезда к территории объекта на время строительства и реконструкции. Выдача оспариваемого разрешения нарушает её право на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, затрагивает иные права в сфере государственной экологической экспертизы.
Решением Каширского городского суда Московской области от 30 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 4 августа 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 13 января 2022 года, Копач Л.В. просит отменить состоявшиеся судебные постановления, вынести новое решение об удовлетворении административного иска. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, настаивает на несоответствии оспариваемого разрешения на строительство требованиям закона.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
По общему правилу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство. Исходя из положений части 1 данной статьи разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительными регламентами, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Перечень оснований, при наличии которых уполномоченный орган имеет право отказать в выдаче разрешения на строительство, приведен в части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации; к числу таких оснований относится отсутствие документов, предусмотренных частью 7 названной статьи.
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство. К числу таких документов отнесены, в частности, положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 названного Кодекса, а также положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 названного Кодекса (пункт 4).
Частью 6 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации представление положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации предусмотрено, в числе прочих, в отношении объектов размещения отходов и объектов обезвреживания отходов.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, 6 марта 2018 года между Правительством Московской области и Обществом заключено соглашение, предметом которого является реализация Обществом масштабного инвестиционного проекта по созданию мусороперерабатывающего комплекса и полигона для приема и сортировки твердых коммунальных отходов с целью извлечения вторичных материальных ресурсов для повторного использования и переработки в готовую продукцию, а также размещения неутилизированных остатков сортировки твердых коммунальных отходов (далее - Объект) на земельном участке площадью 892 270 кв. м с кадастровым N.
Названный земельный участок, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования - специальная деятельность, находящийся по адресу: "адрес", находится в собственности Московской области. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
На основании распоряжения Губернатора Московской области от 15 марта 2018 года N между Министерством имущественных отношений Московской области и Обществом заключен договор от 15 марта 2018 года N-Z аренды земельного участка, в соответствии с условиями которого земельный участок предоставлен в аренду на срок 10 лет с 15 марта 2018 года по 14 марта 2028 года для реализации масштабного инвестиционного проекта в соответствии с соглашением между Правительством Московской области и Обществом от 6 марта 2018 года N.
Министерство выдало Обществу (застройщику) разрешение от 26 апреля 2019 года N на строительство объекта "Комплекс по обработке и размещению твердых коммунальных отходов на территории городского округа Кашира Московской области" на земельном участке с кадастровым N.
На проектную документацию Общество получило положительное заключение экспертизы проектной документации ГАУ МО "Мособлгосэкспертиза" N от 14 марта 2019 года, а также положительное заключение государственной экологической экспертизы министерства экологии и природопользования Московской области от 28 сентября 2018 года N-РМ. Срок действия государственной экологической экспертизы установлен на 5 лет.
Комплекс по обработке и размещению твердых коммунальных отходов на территории городского округа Кашира Московской области введен в эксплуатацию на основании разрешения Министерства на ввод объекта в эксплуатацию от 8 июня 2020 года N. Управлением Росреестра по Московской области зарегистрировано право собственности Общества на объекты недвижимости: крытую стоянку техники, навес весовой с диспетчерской, контрольно-пропускной пункт, участок производства технического грунта, корпус сортировки с бытовыми помещениями, карту I, ремонтно-механическую мастерскую, административный корпус.
В последующем Министерство выдало Обществу (застройщику) разрешение от 23 апреля 2020 года N на строительство объекта "Комплекс по обработке и утилизации твердых коммунальных отходов на территории городского округа Кашира Московской области" на земельном участке с кадастровым N. Срок действия разрешения установлен до 23 апреля 2022 года.
Разрешая спор и отказывая в административном иске, городской суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, принял во внимание содержание положительного заключения государственной экологической экспертизы, утвержденной распоряжением министерства экологии и природопользования Московской области от 28 сентября 2018 года N-РМ, положительного заключения проектной документации ГАУ МО "Мособлгосэкспертиза" от 14 марта 2019 года N, градостроительного плана земельного участка N, санитарно-эпидемиологического заключения от 4 февраля 2019 года N учел решение Роспотребнадзора от 12 февраля 2019 года N 15-РСЗЗ и признал, что оспариваемое разрешение на строительство выдано уполномоченным органом, порядок его выдачи, установленный статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не нарушен.
С выводами судов следует согласиться.
Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации) является исчерпывающим. Обстоятельств, свидетельствующих о наличии таких оснований по делу не установлено, доводы кассационной жалобы об обратном не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.
Так, суды пришли к мотивированному выводу о том, что к заявлению о выдаче разрешения на строительство был приложен полный пакет документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При разрешении вопроса о выдаче разрешения на строительство Министерством была проведена проверка наличия документов, необходимых для принятия положительного решения и проверка соответствия проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с действующим законодательством.
Судебными инстанциями отмечено, что оценка соответствия проектной документации на комплекс по обработке и утилизации твердых коммунальных отходов на территории городского округа Кашира Московской области требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям проведена экспертами ГАУ МО "Мособлгосэкспертиза". Результаты воздействия на окружающую среду и экологию городского округа Кашира в целом намечаемой хозяйственной деятельности подробно проанализированы экспертной комиссией. Перечень представленных на государственную экологическую экспертизу материалов содержится в заключении.
Доводы кассационной жалобы о незаконности выдачи оспариваемого разрешения на строительство в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации противоречат закону и фактическим обстоятельствам дела.
Как установлено судами и не оспаривается в кассационной жалобе, строительство объекта "Комплекс по обработке и утилизации твердых коммунальных отходов на территории городского округа Кашира Московской области", на которое выдано оспариваемое разрешение на строительство, включает в себя строительство следующих объектов Комплекса: корпус сортировки с бытовыми помещениями; административное здание; контрольно-пропускной пункт; весовая с диспетчерской; участок производства технического грунта; ремонтно-механическая мастерская; площадки для сбора твердых бытовых отходов. Данные объекты Комплекса не относятся к объектам обезвреживания отходов и объектам размещения отходов.
В этой связи суд пришел к обоснованному выводу о том, что проведение государственной экологической экспертизы в отношении перечисленных выше объектов строительства в порядке статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" не предусмотрено.
Вопреки утверждениям заявителя кассационной жалобы, данные выводы судов согласуются с положениями части 6 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей необходимость представления положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации в отношении объектов размещения отходов и объектов обезвреживания отходов.
Ссылки в кассационной жалобе на отсутствие в составе исходно- разрешительной документации решения об установлении или изменении санитарно-защитной зоны не ставят под сомнение правомерность выдачи разрешения на строительство. Судебными инстанциями достоверно установлено, что санитарно-защитная зона на земельном участке, на котором планируется размещение комплекса по обработке и утилизации твердых коммунальных отходов на территории городского округа Кашира Московской области, ранее была установлена решением Роспотребнадзора от 12 февраля 2019 N 15-РСЗЗ.
Доводы кассационной жалобы об увеличении мощности переработки действующего мусороперерабатывающего комплекса с 300 до 900 тонн/год не свидетельствует о необходимости представления заключения государственной экологической экспертизы проектной документации для получения оспариваемого разрешения на строительство, которое выдано в отношении объектов, не являющихся объектами размещения отходов и объектов обезвреживания отходов. Данное увеличение мощности предусмотрено постановлением Правительства Московской области от 17 ноября 2020 года N 864/38, которым внесены изменения в постановление Правительства Московской области от 22 декабря 2016 года N 984/47 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Московской области". Указанные правовые акты не являются предметом оспаривания по настоящему делу.
Довод кассационной жалобы об отсутствии транспортных коммуникаций, обеспечивающих подъезды к объекту, опровергаются заключением государственной экспертизы проекта от 27 февраля 2020 года N, согласно которому земельный участок частично расположен в зоне планируемого строительства дороги регионального значения.
При этом судом первой инстанции отмечено, что комплекс по обработке и утилизации твердых коммунальных отходов размещается на территории, расположенной в границах земельного участка с кадастровым N. Строительство подъездного пути к земельному участку с кадастровым N проектировалось отдельно, проектная документация по объекту "Строительство подъезда к объекту по обращению с отходами в городском округе Кашира Московской области" представлялась на государственную экспертизу и получила положительное заключение от 25 мая 2018 года N. Постановлением Правительства Московской области от 17 апреля 2018 года N 249/15 утверждена документация по планировке территории для строительства подъезда к объекту по обращению с отходами в городском округе Кашира Московской области. В указанном месте построена и введена в эксплуатацию дорога. В заключении экспертизы ГАУ МО "Мособлгосэкспертиза" от 27 февраля 2020 года N указано, что подъездные пути к комплексу по обработке и утилизации твердых коммунальных отходов выполнены в соответствии с ранее согласованной проектной документацией и через жилую застройку не проходят. Согласно проектной документации на Комплекс по обработке и утилизации твердых коммунальных отходов, передвижение автотранспорта и техники по территории осуществляется по проектируемым проездам с твердым покрытием.
С учетом всех изложенных обстоятельств не имеется оснований считать, что оспариваемое разрешение на строительство нарушило право административного истца на благоприятную окружающую среду, как на этом настаивает заявитель кассационной жалобы.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, в удовлетворении административного иска обоснованно отказано.
Вопреки доводам заявителя жалобы, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Каширского городского суда Московской области от 30 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 4 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Копач Л.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 25 февраля 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.