Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гольман С.В, судей Князькова М.А, Попова В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Министерства имущественных отношений Московской области к Ильясовой Г. Н. о взыскании платы за изменение вида разрешённого использования земельного участка
по кассационной жалобе Ильясовой Г. Н.
на решение Дубненского городского суда Московской области от 3 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 6 сентября 2021 г, заслушав доклад судьи Гольман С.В,
УСТАНОВИЛА:
Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в суд с иском к Ильясовой Г.Н. о взыскании платы за изменение вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 50:01:0040201:641 в размере 32081 рубль 73 копейки и земельного участка с кадастровым номером N в размере 75952 рубля 1 копейка.
Решением Дубненского городского суда Московской области от 3 июня 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 6 сентября 2021 г, исковые требования Министерства имущественных отношений к Ильясовой Г.Н. о взыскании платы за изменение вида разрешённого использования земельного участка удовлетворены. С Ильясовой Г.Н. в пользу Министерства имущественных отношений Московской области взысканы плата за изменение вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером N в размере 32081 рубль 73 копейки и плата за изменение вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 50:01:0040201:639 в размере 75952 рубля 1 копейка. С Ильясовой Г.Н. в доход местного бюджета г.Дубны взыскана государственная пошлина в размере 3361 рубль.
В кассационной жалобе Ильясова Г.Н. просит об отмене решения суда и апелляционного определения как незаконных и необоснованных.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находя участвующих в деле лиц извещёнными о времени и месте судебного заседания, судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц.
В силу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, и в той части, в которой они обжалуются, не находя оснований для выхода за пределы доводов кассационных жалобы.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и из материалов дела следует, что ответчику на основании договора купли-продажи от 3 июля 2014 г. принадлежал на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N, площадью 29925 кв.м, категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по адресу: "адрес". Право собственности на земельный участок зарегистрировано в ЕГРН 16 июля 2014 г.
На основании решения собственника от 28 сентября 2017 г. данный земельный участок разделён на:
- земельный участок, площадью 6010 кв.м, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по адресу: "адрес";
- земельный участок, площадью 5110 кв.м, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по адресу: "адрес";
- земельный участок, площадью 10400 кв.м, категория земель - земли населё ФИО2 пунктов, вид разрешённого использования - для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по адресу: "адрес";
- земельный участок, площадью 8405 кв.м, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по адресу: "адрес".
Указанные земельные участки, образовавшиеся в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N, поставлены на кадастровый учёт с кадастровыми номерами N, N, N, N.
Земельный участок с кадастровым номером N затем был разделён на:
- земельный участок, площадью 2706 кв.м, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по адресу: "адрес"; поставлен на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ с присвоением кадастрового номера N;
- земельный участок, площадью 1143 кв.м, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по адресу: "адрес"; поставлен на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ с присвоением кадастрового номера N.
Решением Совета депутатов Талдомского муниципального района Московской области от 20 декабря 2017 г.N 63 утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Темповое Талдомского муниципального района Московской области, в соответствии с которыми земельные участки с кадастровыми номерами N и N вошли в территориальную зону градостроительного зонирования СХ-2, предназначенную для ведения садоводства и дачного хозяйства, установленную для обеспечения возможности размещения объектов сельскохозяйственного назначения и для ведения гражданами дачного хозяйства, садоводства.
6 марта 2019 г. Ильясова Г.Н. обратилась в Управление Росреестра по Московской области с заявлениями об изменении вида разрешённого использования принадлежащих ей спорных земельных участков.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Московской области от 9 октября 2019 г, на основании утвержденных Правил землепользования и застройки, изменён вид разрешённого использования земельного участка участки с кадастровыми номерами N и N с "для организации крестьянского (фермерского) хозяйства" на "ведение дачного хозяйства".
Министерством имущественных отношений Московской области осуществлен расчёт платы за изменение вида разрешённого использования земельных участков, которая Ильясовой Г.Н. не оплачена, что явилось основанием для обращения указанного органа в суд.
Приняв во внимание изложенные обстоятельства, проверив правильность расчёта размера платы за изменение вида разрешённого использования земельного участка и согласившись с ним, руководствуясь положениями статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 30, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г..N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 5.1 Закона Московской области от 7 июня 1996 г..N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", постановления Правительства Московской области от 31 декабря 2013 г..N 1190/57 "Об утверждении порядка определения платы за изменение вида разрешённого использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и перечня муниципальных образований Московской области в границах которых плата и изменение вида разрешённого использования земельного участка не взимается", пунктов 13.36.1, 13.36.
Положения о министерству имущественных отношений Московской области, утверждённого постановлением Правительства Московской области от 29 октября 2007 г..N 824/27, находя, что для изменения вида разрешенного использования земельного участка на основании правил землепользования и застройки, требуется совокупность условий: наличие утвержденных правил землепользования и застройки; наличие заявления правообладателя земельного участка в адрес органа регистрации прав об изменении вида разрешенного использования земельного участка; принадлежность земельного участка к соответствующей территориальной зоне, - и отнесение земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки к той или иной территориальной зоне даёт правообладателю земельного участка возможность обратиться в орган регистрации прав с заявлением об изменении вида разрешённого использования земельного участка на вид разрешённого использования земельного участка, который предусмотрен правилами землепользования застройки для соответствующей территориальной зоны в качестве основного вида разрешённого использования земельного участка, при том правообладатели земельных участков вправе выбирать любой вид разрешённого использования из предусмотренных зонированием территорий, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что у ответчика имелась и ею реализована воля на изменение вида разрешённого использования принадлежащих ей земельных участков, в связи с чем у неё возникла обязанность по внесению платы а изменение вида разрешённого использования земельных участков, которая ответчиком не исполнена в отсутствие оснований для освобождения от платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков, в связи с чем удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика платы за изменение вида разрешённого использования земельных участков.
Доводы ответчика о том, что она воспользовалась своим правом и привела характеристики земельного участка (вид разрешённого использования) в соответствии с градостроительными регламентами, судом первой инстанции были отклонены, поскольку изменение вида разрешённого использования земельного участка в соответствии с утверждёнными Правилами землепользования и застройки осуществляется исключительно по волеизъявлению собственника участка, и существующая процедура изменения является платной.
На основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд взыскал с ответчика в бюджет муниципального образования государственную пошлину, от уплаты которой истец освобождён.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда первой инстанции согласился.
Доводы заявителя являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку, направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию судебной коллегии; доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешённого использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Согласно части 11 указанной статьи разрешённое использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешённого использования земельных участков, признаётся действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции на момент возникших правоотношений) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы за изменение вида разрешённого использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом Московской области, с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи указанного заявления видом разрешённого использования и кадастровой стоимостью земельного участка с изменённым видом разрешённого использования.
Статьёй 5.1 Закона Московской области от 7 июня 1996 г. N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (в редакции на момент возникших правоотношений) установлено, что решение об изменении одного вида разрешённого использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается органом местного самоуправления на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Плата за изменение вида разрешённого использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, в соответствии с правилами землепользования и застройки подлежит внесению физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, в полном объёме в срок, установленный частью 16 настоящей статьи.
Изменение вида разрешённого использования земельного участка с "ведение крестьянского (фермерского) хозяйства", не исключающего использование земельного участка по данному назначению как установленного до изменения территориальной зоны градостроительного зонирования, произведено ответчиком без внесения в бюджет Московской области соответствующей платы, при выборе ответчиком в соответствии со статьёй 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации одного из разрешённых видов использования земельного участка ("ведение дачного хозяйства") из предусмотренных действующим классификатором видов разрешённого использования земель и установленной территориальной зоной градостроительного зонирования на основании решения Совета депутатов Талдомского муниципального района Московской области от 20 декабря 2017 г. N 63, что не указывает на приведение его в соответствие с утверждённым классификатором, освобождающее от внесения означенной платы.
Иных доводов, которые бы свидетельствовали о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, допущенных судом первой и апелляционной инстанции при вынесении оспариваемых судебных актов, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, кассационная жалоба истца не содержит.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Закреплённых в части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушений не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Дубненского городского суда Московской области от 3 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 6 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ильясовой Г. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подпись)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.