Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Ефремовой О.Н, Щербаковой Н.В, при секретаре Жанабергеновой В.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело N 3а-102/2021 по административному иску Общества с ограниченной ответственностью "Опора" об оспаривании приказов Главного Управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 31 декабря 2019 года N 607-нп "О долгосрочных параметрах на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций Тверской области на период 2020 - 2024 годов" (в редакции приказа от 27 января 2021 года N 7-нп) и от 30 декабря 2020 года N 508-нп "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые на территории Тверской области потребителям на 2021 год"
по апелляционным жалобам административного истца Общества с ограниченной ответственностью "Опора", административного ответчика Главного Управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области
на решение Тверского областного суда от 1 сентября 2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Щербаковой Н.В, объяснения представителей административного истца по доверенностям ФИО4, ФИО5, административного ответчика Главного Управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области ФИО6, ФИО7, поддержавших доводы апелляционных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В, полагавшего решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционных жалоб, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 31 декабря 2019 года N 607-нп "О долгосрочных параметрах на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций Тверской области на период 2020 - 2024 годов" в редакции приказа от 27 января 2021 года N 7-нп, опубликованного на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 28 января 2021 года, установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Тверской области с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года согласно приложению 1; долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на долгосрочный период регулирования на 2020-2024 годы согласно приложению 2; необходимая валовая выручка территориальных сетевых организаций Тверской области на долгосрочный период регулирования на 2020 - 2024 годы (без учета оплаты потерь) согласно приложению 3.
Данным приказом размер индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между ООО "Опора" - филиал ПАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" на 2021 год установлен:
- 1 полугодие - двухставочный тариф: ставка за содержание электрических сетей "данные изъяты" руб./МВтх мес, ставка на оплату технологического расхода (потерь) "данные изъяты" руб./МВтч; одноставочный тариф "данные изъяты" руб./кВтч;
- 2 полугодие - двухставочный тариф: ставка за содержание электрических сетей "данные изъяты" руб./МВтх мес, ставка на оплату технологического расхода (потерь) "данные изъяты" руб./МВтч; одноставочный тариф "данные изъяты" руб./кВтч (приложение 1 к приказу).
В числе долгосрочных параметров регулирования для ООО "Опора", определен базовый уровень подконтрольных расходов - 64, 64893 млн. руб. (приложение 2 к приказу).
Необходимая валовая выручка ООО "Опора" установлена на каждый год долгосрочного периода регулирования с 2020 года по 2024 год, в том числе на 2021 год - в сумме 10652, 63 тыс. руб. (без учета оплаты потерь) (приложение 3 к приказу).
Приказом Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 30 декабря 2020 года N 508-нп "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые на территории Тверской области потребителям на 2021 год", опубликованным на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 11 января 2021 года, установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые на территории Тверской области, с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года согласно приложению, в пункте 10 таблицы 1 "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Тверской области на 2021 год" которого указана необходимая валовая выручка ООО "Опора" без учета оплаты потерь на 2021 год, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Тверской области, -10562, 43 тыс. руб.
Общество с ограниченной ответственностью "Опора" (далее по тексту ООО "Опора", Общество, истец) обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать не действующими:
- приказ ГУ РЭК Тверской области от 31 декабря 2019 года N 607-нп (в редакции приказа от 27 января 2021 года N 7-нп) в части строки "ООО "Опора" - филиал ПАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" таблицы приложения N 1; пункта 2 таблицы приложения N 2; пункта 2 таблицы приложения N 3 к указанному приказу;
- приказ ГУ РЭК Тверской области от 30 декабря 2020 года N 508-нп "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые на территории Тверской области потребителям на 2021 год" в части пункта 10 таблицы 1 "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Тверской области на 2021 год" приложения к указанному приказу.
В обоснование иска ООО "Опора" сослалось на допущенные нарушения при расчете экономически обоснованных неподконтрольных расходов по статье "плата за аренду имущества и лизинг" на 2021 год.
Оспаривая расчет, произведенный регулятором, Общество считает экономически обоснованными расходы в размере 876, 63 тыс.руб, тогда как регулятором расходы по данной статье полностью исключены из НВВ, что, по мнению истца, противоречит пункту 29 Основ ценообразования.
Кроме того, истец оспаривает правомерность сумм корректировок расходов, произведенных органом регулирования по итогам истекших периодов регулирования:
- отрицательную корректировку подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов (формула 5 Методических указаний 98-э) в размере 192, 31 тыс. руб. (предложений по данной корректировке тарифная заявка Общества не содержит);
- отрицательную корректировку неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра (формула 7 Методических указаний 98-э) в размере 10195, 45 тыс. руб, а именно, расчет выпадающих по неподконтрольным расходам в части статей "Арендная плата" и "Отчисления на социальные нужды" (предложений по данной корректировке тарифная заявка Общества не содержит);
- отрицательную корректировку НВВ по пункту 7 Основ ценообразования в части лизинговых платежей в размере 1703, 75 тыс.руб. (предложений по данной корректировке тарифная заявка Общества не содержит);
а также отсутствие корректировки с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию (формула 8 Методических указаний 98-э). Предложение по данной корректировке согласно тарифной заявке Общества - 11137, 61 тыс.руб. со знаком "плюс".
Определением суда от 1 сентября 2021 года административное исковое заявление ООО "Опора" об оспаривании приказа ГУ РЭК Тверской области от 31 декабря 2019 года N 607-нп (в редакции приказа от 27 января 2021 года N 7-нп) в части строки 2 таблицы "Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы" приложения 2 к указанному приказу в отношении ООО "Опора", а также строки 2 таблицы "Необходимая валовая выручка сетевых организаций на долгосрочный период регулирования на 2020 - 2024 годы (без учета оплаты потерь)" приложения 3 к указанному приказу в части установления НВВ ООО "Опора" на 2020, 2022, 2023 и 2024 годы оставлено без рассмотрения.
Решением Тверского областного суда от 1 сентября 2021 года исковые требования ООО "Опора" удовлетворены.
Суд признал недействующими с даты принятия приказ Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 31 декабря 2019 года N 607-нп "О долгосрочных параметрах на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций Тверской области на период 2020 - 2024 годов" в редакции приказа Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 27 января 2021 года N 7-нп в части установления:
- индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "Опора" и филиалом ПАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" на 2021 год (приложение 1 к приказу), - необходимой валовой выручки ООО "Опора" на 2021 год в размере 10652, 63 тыс. руб. (строка 2 таблицы "Необходимая валовая выручка сетевых организаций на долгосрочный период регулирования на 2020 - 2024 годы (без учета оплаты потерь)" приложения 3 к приказу);
а также приказ Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 30 декабря 2020 года N 508-нп "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые на территории Тверской области потребителям на 2021 год" в части установления в строке 10 таблицы 1 приложения к приказу необходимой валовой выручки ООО "Опора" в размере 10652, 63 тыс. руб.
ООО "Опора" не согласилось с решением суда в части приведенной мотивировки относительно правомерности сумм корректировок расходов, произведенных органом регулирования по итогам истекших периодов регулирования:
- корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра в части расходов на отчисления на социальные нужды без учета индекса;
- корректировка НВВ по пункту 7 Основ ценообразования в части расходов на лизинг без индексации.
Заявитель, ссылаясь на приведенную позицию в суде первой инстанции, полагал, что указанные выводы суда сделаны при неверном применении норм материального права.
Главное Управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области в апелляционной жалобе, ссылалось на принятие решения с существенным нарушением норм материального права, при неверной оценке обстоятельств дела.
Так, по мнению заявителя, при оценке действий органа в части неподконтрольных расходов по статье "Плата за аренду" не дана оценка мотивам, по которым данные расходы не были приняты, представленным доказательствам. Судом не дана оценка обоснованности аренды транспортных средств при наличии у истца собственных транспортных средств.
Выводы суда первой инстанции по статье "Корректировка НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию на 2019 год" (формула 8 Методических указаний N 98-э) основаны на неверном изложении фактических обстоятельств и применении норм материального права.
Поскольку вопрос по определению фактического объема отпуска электрической энергии в сеть и фактическому объему потерь ООО "Опора" за 2019 год с гарантирующим поставщиком не урегулирован, произвести экономически обоснованный расчет по формуле 8 Методических указаний N 98-э не представилось возможным.
Выводы суда по статье "Корректировка НВВ по пункту 7 Основ ценообразования" основаны на неверном применении норм материального права, противоречат пунктам 7, 28 и 38 Основ ценообразования, поскольку исключаются экономически необоснованные расходы организаций, выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов. По мнению заявителя, исключению подлежат все необоснованные лизинговые платежи, осуществленные в 2019 году ООО "Опора" по всем договорам лизинга.
Выводы суда по статье "Корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений за 2019 год" в части касающейся статьи "Плата за аренду" основаны на неверном применении норм материального права, поскольку противоречат подпункту 5 пункта 28 Основ ценообразования.
В нарушение подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования документы, подтверждающие сумму расходов арендодателей по объектам электросетевого хозяйства в г. Андреаполь, пос. Чистая речка пос. Бобровец, пос. Костюшино, дер. Загозье, г. Западная Двина, г. Калязин, г. Кимры, г. Конаково, г. Кувшиново, г. Ржев, пгт. Редкино, пгт. Сандово, пгт. Спирово, г. Тверь, г. Бежецк, г. Торжок по факту 2019 года, в материалы тарифной заявки ООО "Опора" на 2021 год не представлены. Вывод суда о необходимости провести анализ оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 20 и 26 считает необоснованным.
Управлением "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, прокурором, участвовавшим в деле, ООО "Опора" представлены возражения на апелляционные жалобы.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители заинтересованных лиц Федеральной антимонопольной службы России, ПАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго", ПАО "Россети Центр" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили.
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования и Правила регулирования цен, а также Методические указания.
К основным принципам государственного регулирования и контроля в электроэнергетике относится достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (пункт 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике), которому корреспондирует принцип обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии (тарифов) (пункт 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике).
В силу требований пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые территориальными сетевыми организациями с 1 января 2012 года, осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 20, пункты 1 и 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике).
Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим территориальным сетевым организациям, тарифы взаиморасчетов между сетевыми организациями устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункт 63 Основ ценообразования).
В соответствии с подпунктами 55, 55.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Тверской области является Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области (далее по тексту ГУ РЭК Тверской области) в соответствии пунктами 1 и 15 Положения о Главном управлении "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 20 октября 2011 года N 141-пп.
Таким образом, как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к их форме, процедуре принятия и порядку опубликования, и по этим основаниям решение суда участвующими в деле лицами не обжалуется.
ООО "Опора" относится к субъектам правоотношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами, осуществляет оказание услуг по передаче электрической энергии с 1 января 2016 года.
Тарифное предложение ООО "Опора" об установлении на 2021 год тарифа на услуги по передаче электрической энергии и необходимой валовой выручки в размере 262 936, 52 тыс. руб. (без учета оплаты потерь) поступило в ГУ РЭК Тверской области 30 апреля 2020 года и скорректировано 18 ноября 2020 года.
2021 год для ООО "Опора" - очередной год долгосрочного периода регулирования 2020-2024 годов.
Из содержания пояснительных записок ООО "Опора" следует, что с 1 января 2021 года Общество планирует осуществлять регулируемую деятельность в отношении следующих объектов электроэнергетики Тверской области: г. Тверь - ПС 110/6 "Газоочистка" (объекты Илюшко), г. Торопец - объекты электрических сетей города, г.Бологое - объекты электрических сетей города, г. Кашин - объекты электрических сетей города, при этом в отношении объектов электросетевого имущества в городах Бологое и Кашин подписаны соглашения о замене стороны арендатора ООО "Опора" на ООО "МЭС", указанные соглашения на дату подачи корректировки тарифного предложения не прошли государственную регистрацию, поэтому расчетные данные по г.Бологое и г.Кашин были включены в расчет НВВ как ООО "Опора", так и ООО "МЭС", при этом по завершению процедуры регистрации затраты по указанным объектам подлежали исключению из НВВ.
Приказом ГУ РЭК Тверской области от 12 мая 2020 года N 12/Э открыто дело об установлении тарифов ООО "Опора".
Обращаясь с административным исковым заявлением в Тверской областной суд, ООО "Опора" фактически оспаривает сокращение на 2021 год неподконтрольных расходов по статье затрат "плата за аренду" и расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком "плюс") или полученного избытка (со знаком "минус"), выявленные по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования 2019 года, а именно: отрицательную корректировку подконтрольных расходов (формула 5 Методических указаний N 98-э), отрицательную корректировку неподконтрольных расходов по статьям плата за аренду" и "отчисления на социальные нужды" исходя из фактических значений указанного параметра (формула 7 Методических указаний N 98-э), отсутствие корректировки с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию (формула 8 Методических указаний N 98-э), корректировку НВВ по пункту 7 Основ ценообразования на сумму лизинговых платежей.
Удовлетворяя административное исковое заявление о признании недействующими приказов от 31 декабря 2019 года N 607-нп, от 30 декабря 2020 года N 508-нп в оспариваемой части, суд первой инстанции пришел к выводу, что установленная при принятии данных нормативных правовых актов НВВ на 2021 год является экономически необоснованной.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он основан на правильном применении правовых норм и соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования расчет величины расходов, не отнесенных к подконтрольным, производится регулирующими органами в соответствии с перечнем, предусмотренным методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Расходы по статье "Плата за аренду имущества", как следует из положений пункта 11 Методических указаний N 98-э, относятся к неподконтрольным расходам, учитываемым при установлении тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования.
ООО "Опора" неподконтрольные расходы по данной статье заявило на 2021 год в сумме 3504, 60 тыс.руб, в том числе на аренду электросетевого имущества - 278, 94 тыс.руб, зданий для размещения персонала и аренды транспорта - 3225, 66 тыс.руб.
Орган регулирования не включил данные расходы в НВВ на 2021 год.
Истец полагает необоснованным исключение из данной статьи расходов платы за аренду в общей сумме 876, 63 тыс.руб, складывающейся из расходов на аренду помещения для размещения персонала по договору аренды недвижимого имущества от 1 января 2017 года б/н с ОАО "Торопецкое РТП", а также на аренду транспорта по следующим договорам:
- договора аренды транспортных средств без экипажа от 1 января 2017 года б/н с ООО "ЭнергоСервис" ("данные изъяты");
- договора аренды муниципального имущества от 23 декабря 2016 года б/н с Комитетом по управлению имуществом Торопецкого района ("данные изъяты");
- договора аренды муниципального имущества от 23 декабря 2016 года б/н с Комитетом по управлению имуществом Торопецкого района ("данные изъяты").
Расходы Общества по данной статье на 2019 год были утверждены в сумме 16 992, 89 тыс.руб.
Регулятором рассчитана величина экономически обоснованных расходов по факту 2019 года в сумме 5 156, 22 тыс.руб. (частично с учетом договоров, расходы по которым утверждены на 2019 год).
Согласно экспертному заключению регулирующего органа, представленная истцом справка Комитета по управлению имуществом Торопецкого района от 15 апреля 2019 года, являющегося арендодателем транспортных средств по договорам от 23 декабря 2016 года б/н, не содержит дату ввода в эксплуатацию, в связи с чем не имеется оснований произвести экономически обоснованный расчет затрат на 2021 год исходя из норм пункта 28 Основ ценообразования.
Как следует из пунктов 28, 29 Основ ценообразования, расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования источников информации о таких ценах. При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации. В расчетах также могут быть использованы экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых регулируемой организацией, если по отдельным статьям расходов не предусмотрены нормативы расходов (пункт 31 Основ ценообразования).
Приходя к выводу о необоснованном исключении регулятором расходов по статье "Плата за аренду имущества и лизинг" по договору аренды недвижимого имущества от 1 января 2017 года б/н с ОАО "Торопецкое РТП" и договору аренды транспортных средств без экипажа от 1 января 2017 года б/н с ООО "ЭнергоСервис", суд первой инстанции верно указал, что Основы ценообразования не содержат требования об определении расходов на аренду имущества и транспорта, не относящегося к производственным объектам электроэнергетики, исходя из суммы амортизации, а отсутствие официальной статистической информации, не препятствует использованию при расчете экономически обоснованной арендной платы иных перечисленных в пункте 29 Основ ценообразования источников информации о ценах, получению экспертных оценок, основанных на отчётных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
При этом судебная коллегия отмечает, что недостаточность и неоднозначность представленных материалов не может являться препятствием для расчета тарифа в экономически обоснованном размере, а также для реализации регулируемой организацией обязательных и необходимых для осуществления регулируемой деятельности мероприятий в очередном году и, соответственно, не освобождает регулирующий орган от обязанности определить фактическое значение каждого из таких обязательных расходов от источников по перечню пункта 29 Основ ценообразования либо в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ГУ РЭК Тверской области, суд дал оценку договорам аренды транспортных средств муниципального имущества в связи с наличием на балансе организации аналогичного автотранспорта, с которой судебная коллегия соглашается.
Величину корректировки подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов (формула 5 Методических указаний 98-э) с учетом используемых индексов потребительских цен: 1, 032 на 2020 год и 1, 036 на 2021 год ООО "Опора" определило равной 109, 13 тыс.руб. При расчете показателя данной корректировки истец использовал округленные исходные данные.
Регулирующий орган произвел данный расчет без округлений и с учетом ИПЦ её показатель составил -192, 31 тыс.руб.
Суд первой инстанции, проверив расчет, обоснованно согласился с расчетом регулирующего органа, поскольку он произведен в точном соответствии с формулой на основании исходных данных, округление которых не предусмотрено.
По предложению ООО "Опора" корректировка НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию на 2019 год (формула 8 Методических указаний N 98-э) составит 11 137, 61 тыс.руб.
В соответствии с пунктом 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э, необходимая валовая выручка на очередной год долгосрочного периода регулирования определяется с учетом корректировки, производимой в связи с изменением полезного отпуска и цен на электрическую энергию.
Данная корректировка осуществляется по формуле 8, содержащейся в пункте 11 Методических указаний.
Согласно экспертному заключению, регулирующий орган, проанализировав фактические доходы общества, затраты на оплату потерь, установил, что общество не оплатило стоимость потерь ОП "ТверьАтомЭнергоСбыт" в размере 107888, 25 тыс.руб, филиалу ПАО "МРСК Центра" - Тверьэнерго" - 3514, 21 тыс.руб. и пришел к выводу о том, что в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования данные расходы являются экономически не обоснованными и не подлежат учету при формировании НВВ на 2021 год.
Вместе с тем, при наличии первичных документов, подтверждающих расходы ООО "Опора" на потери электроэнергии, вывод регулирующего органа о том, что данные расходы являются не обоснованными и не подлежат учету при формировании НВВ на 2021 год в полном объеме, обоснованно признан судом не состоятельным и не соответствующим требованиям пункта 11 Методических указаний N 98-э.
Согласно экспертному заключению на основании пункта 7 Основ ценообразования из НВВ на 2021 год изъято 8141, 06 тыс.руб, из которых 6437, 01 тыс.руб. - затраты на учтенные, но не исполненные мероприятия ремонтных работ и 1703, 75 тыс.руб. - затраты по договорам лизинга.
Административный истец полагает, что сумма лизинговых платежей составила 693, 23 тыс.руб, поскольку приобретенные в лизинг автомобили использовались в деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии.
Расчет регулирующего органа затрат Общества по договорам лизинга содержится в таблице на странице 61 экспертного заключения, согласно которому признаны экономически не обоснованными расходы по следующим договорам лизинга:
- от 29 января 2019 года N в сумме (без НДС) 507845 руб.;
- от 29 января 2019 года N в сумме (без НДС) 597953, 33 руб.;
- от 29 января 2019 года N в сумме (без НДС) 597953, 33 руб.
Таким образом, затраты в общей сумме 1703, 75 тыс. руб. были исключены из НВВ на 2021 год.
Проанализировав положения подпункта 5 пункта 28, пункта 38 Основ ценообразования, суд обоснованно пришел к выводу, что при регулировании тарифов с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, расходы, связанные с финансовой арендой имущества (лизинговые платежи), используемого организациями для осуществления регулируемой деятельности, могут рассматриваться регулирующими органами только в качестве источника финансирования инвестиционных программ.
В соответствии с утвержденной ГУ РЭК Тверской области инвестиционной программой ООО "Опора" использование лизинга не предусмотрено.
При указанных обстоятельствах, фактические затраты Общества по договорам лизинга за 2019 год подлежали исключению из НВВ.
Между тем, проверив расчет примененной корректировки, суд выявил техническую ошибку, в связи с чем посчитал необоснованным исключение из НВВ на основании пункта 7 Основ ценообразования фактических затрат Общества по договорам лизинга в сумме 1703, 75 тыс.руб, поскольку данная корректировка подлежит пересмотру.
Оснований не согласиться с данным выводом суда судебная коллегия не усматривает.
Проверяя доводы Общества о необоснованном применении корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений данного параметра за 2019 год на основании деятельности ООО "Опора", суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов: расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности; учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также случаев, предусмотренных пунктом 21(1) данного документа).
Как следует из пункта 38 Основ ценообразования, пунктов 5 и 9 Методических указаний, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые методом индексации необходимой валовой выручки, устанавливаются отдельно на каждый финансовый год долгосрочного периода регулирования, при этом НВВ регулируемой организации подлежит ежегодной корректировке.
Как следует из пункта 11 Методических указаний N 98-э, в состав НВВ сетевой организации включается корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра за последний истекший год долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов (формулы 4, 7).
Корректировка неподконтрольных расходов осуществляется по формуле 7 Методических указаний 98-э как разница между фактическими и плановыми указанными расходами за год, предшествующий году, в котором утверждается тариф на очередной финансовый год долгосрочного периода регулирования.
Административный истец оспаривает размер фактических расходов за 2019 год по статьям "Плата за аренду" и "Отчисления на социальные нужды".
Материалами дела подтверждено, что в тарифном предложении ООО "Опора" от 29 апреля 2020 года N и от 18 ноября 2020 года N (корректировка), корректировка неподконтрольных расходов по факту 2019 года отсутствует.
Согласно экспертному заключению данная отрицательная корректировка составила 10 195, 45 тыс.руб, из которых корректировка по статье "арендная плата" со знаком "минус" - 11836, 67 тыс.руб. и по статье "отчисления на социальные нужды" со знаком "плюс" - 963, 23 тыс.руб.
Из экспертного заключения следует, что плановые расходы по статье "арендная плата" за 2019 год утверждены в размере 16 992, 89 тыс.руб, фактические расходы за 2019 год определены регулятором в сумме 5156, 22 тыс.руб, соответственно, корректировка неподконтрольных расходов по статье "арендная плата" составила 11836, 67 тыс.руб. со знаком "минус".
Расчет регулятора содержится в приложении N 3 к экспертному заключению.
Дав оценку представленному расчету, суд первой инстанции признал корректировку неподконтрольных расходов исходя из фактических значений данного параметра за 2019 год на основании деятельности ООО "Опора" в сумме 11836, 67 тыс.руб. со знаком "минус", не обоснованной и подлежащей пересмотру, поскольку регулирующим органом представленный расчет корректировки не подтвержден. Не представлено обоснование указанного расчета и в суд апелляционной инстанции.
Плановые расходы по статье "отчисления на социальные нужды" за 2019 год утверждены в размере 31274, 65 тыс.руб.
На странице 53 экспертного заключения фактические расходы за 2019 год по статье "отчисления на социальные нужды" указаны регулятором в сумме 32 237, 88 тыс.руб, на странице 32 экспертного заключения - в сумме 32 272, 88 тыс.руб, при расчете НВВ на 2021 год - 32 273, 88 тыс.руб.
Согласно правовой позиции истца фактические расходы по данной статье составляют 36 210 тыс.руб. исходя из общих затрат на страховые взносы в сумме 37 253 тыс.руб. и в соответствии с данными раздельного учета на деятельность по оказанию услуг по передаче электроэнергии.
В ходе рассмотрения дела, административный ответчик, обосновывая расчет фактических расходов по статье "отчисления на социальные нужды" за 2019 год, ссылался на расшифровки к бухгалтерской отчетности ООО "Опора" за 2019 год, исходя из фактических расходов на оплату труда за 2019 в сумме 116 942 тыс.руб. с учетом доли отнесения затрат на услуги по передаче электрической энергии - 0, 9606798, то есть 112 343, 8172 тыс.руб, и процента отчислений на социальные нужды - 28, 72778, определилфактические расходы по статье "отчисления на социальные нужды" за 2019 год в размере 32 273, 8838 тыс.руб.
Как верно указал суд, в связи с невыполнением административным истцом обязанности по представлению оборотно-сальдовых ведомостей по счету 20 в материалы тарифного дела, при том, что оборотно-сальдовые ведомости по счету 26 не подписаны, орган тарифного регулирования был лишен возможности осуществить расчет иным способом.
С учетом изложенного, выводы регулирующего органа о неподтвержденности экономической обоснованности указанных Обществом фактических расходов по данной статье за 2019 год, относимых на передачу электрической энергии и с определенной им суммой фактических расходов по статье "отчисления на социальные нужды", являются правомерными.
Таким образом, с учетом того, что произведенные тарифным органом расчеты тарифов являются необоснованными, осуществлены с нарушением норм, регламентирующих тарифное регулирование, что свидетельствует о противоречии оспариваемых в части приказов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении прав и законных интересов административного истца, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований о признании оспариваемых нормативных правовых актов в части недействующими со дня принятия, что соответствует положениям статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также разъяснениям, данным в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тверского областного суда от 1 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Опора", Главного Управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.