Кассационный военный суд в составе председательствующего Сивова В.В., судей Дубова Ю.А. и Прыткова Р.В. при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1/2021 по кассационным жалобам представителей административных ответчиков - командиров войсковых частей N 1. и N 2. Кадымова Р.Р. и Гибадулиной И.В., соответственно, на решение Воркутинского гарнизонного военного суда от 11 марта 2021 г. и апелляционное определение 1-го Западного окружного военного суда от 13 июля 2021 г., принятые по административному иску бывшего военнослужащего войсковой части N 1. "звание" Андреева Игоря Александровича об оспаривании действия командиров войсковых частей N 1. N 2., связанных с непредоставлением дополнительных суток отдыха и исключением из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Прыткова Р.В, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Арешкина В.В, полагавшего необходимым отменить обжалуемые судебные акты в части признания незаконными действий командира войсковой части N 1. по непредоставлению Андрееву дополнительных суток отдыха за 2019 г. и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении этого требования, Кассационный военный суд
установил:
решением Воркутинского гарнизонного военного суда от 11 марта 2021 г. частично удовлетворен административный иск Андреева, в котором он просил:
- признать незаконными действия командира войсковой части N 1, связанные с непредоставлением ему дополнительных суток отдыха за привлечение в 2019 и 2020 годах к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного времени, выходные и праздничные дни, а также к мероприятиям, которые проводятся при необходимости без ограничения продолжительности еженедельного служебного времени, обязать указанное должностное лицо предоставить дополнительные сутки отдыха;
- признать незаконным приказ командира войсковой части N 2. от 10 июня 2020 г. N 116 об исключении его из списков личного состава воинской части, обязать указанное должностное лицо отменить его и восстановить в списках личного состава воинской части до полного предоставления дополнительных суток отдыха и обеспечения денежным довольствием.
Судом признаны незаконными действия командира войсковой части N 1, связанные с непредоставлением Андрееву 51 дополнительных суток отдыха, право на которые у него возникло в 2019 и 2020 годах, что повлекло признание незаконным приказа командира войсковой части N 2. от 10 июня 2020 г. N 116 в части установления даты исключения его из списков личного состава и на это должностное лицо возложена обязанность по внесению изменений в названный приказ с указанием даты исключения - 17 августа 2020 г.
В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
1-ый Западный окружной военный суд апелляционным определением от 13 июля 2021 года решение суда первой инстанции изменил в части установления количества дополнительных суток отдыха, на которые у Андреева возникло право в 2019 и 2020 годы, и даты его исключения из списков личного состава, указав о наличии права административного истца на 84 дополнительных суток отдыха и установив дату исключения его из списков личного состава воинской части - 9 сентября 2020 г.
В остальной части решение гарнизонного военного суда оставлено без изменения.
В кассационных жалобах, поданных 13 января 2022 г, представители административных ответчиков - командиров войсковых частей N 1. и N 2, каждый в отдельности, просят отменить состоявшиеся судебные акты ввиду нарушения судами норм материального и процессуального права, направив дело на новое рассмотрение.
В обоснование приводятся доводы, суть которых сводится к тому, что методика расчёта дополнительных суток отдыха, которые подлежали предоставлению Андрееву, противоречит нормам, устанавливающим порядок предоставления военнослужащим этих суток отдыха, и разъяснениям, изложенным в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (далее - постановление Пленума N 8), сложившейся судебной практики и правовой позиции Конституционного Суда РФ.
По мнению авторов кассационной жалобы, административный истец с 1 января 2020 г. утратил право на использование дополнительных суток отдыха за 2019 г, поскольку в указанный год к командованию воинской части с просьбой о предоставлении дополнительных суток отдыха в другие дни недели или путем присоединения их к основному отпуску за 2019 г. не обращался, этот отпуск использовал в полном объеме в этом же году.
Обращают внимание на то, что судами оставлено без внимания ходатайство о пропуске Андреевым срока, предусмотренного ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее -
КАС РФ), на обращение в суд с требованиями о предоставлении дополнительных суток отдыха за 2019 г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 и 3 ст. 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
В силу ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав стороны, Кассационный военный суд находит жалобы подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела судами установлены следующие обстоятельства.
Андреев проходил военную службу в войсковой части N 1. в должности "данные изъяты" по контракту, срок которого истекал 17 июня 2020 г.
Основной отпуск за 2019 г. Андрееву предоставлялся в этом же году с 20 марта по 24 апреля и с 27 июля по 25 августа, а за 2020 г. - с 1 по 15 января и с 21 мая по 10 июня этого же года.
Приказом командира войсковой части N 2. от 22 мая 2020 г. N 37 Андреев уволен с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы, а приказом этого же должностного лица от 10 июня 2020 г. N 116 исключен из списков личного состава с 17 июня 2020 г.
18 мая и 2 июня 2020 г. административный истец обращался к командованию войсковой части N 1. с рапортами о предоставлении ему дополнительных суток отдыха за привлечение к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени за привлечение к мероприятиям, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, право на которые у него возникло в 2019 и 2020 годах.
9 июня 2020 г. командованием войсковой части N 1. в удовлетворении рапортов Андреева было отказано.
Полагая свои права нарушенными, Андреев обратился с административным иском в суд.
Разрешая спор и частично удовлетворяя административный иск, гарнизонный военный суд, проверив представленный административной истцом расчет, счел его неверным и пришел к выводу о наличие у административного истца права на 51 дополнительные сутки отдыха за 2019 и 2020 года.
Суд апелляционной инстанции, проверив расчет, произведённый гарнизонным военным судом, нашел его ошибочным и противоречащим требованиям Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября1999 г. N 1237 (далее - Положение о порядке прохождения военной службы).
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства и механизм расчета, произведённого гарнизонным военным судом, указал, что Андреев имеет право на 101 дополнительных суток отдыха, из которых:
- 52 суток за привлечение к мероприятиям, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности служебного времени, где 37 суток за 2019 г. и 15 суток за 2020 г.;
- 49 суток за привлечение к исполнению обязанностей военной службы сверх продолжительности регламента служебного времени, в выходные и праздничные дни, где 42 суток за 2019 г. и 7 суток за 2020 г.
Установив, что командованием войсковой части N 1. за период 2019-2020 гг. Андрееву предоставлялись 17 дополнительных суток отдыха, 5 их которых в 2019 г, окружной военный суд пришел к выводу о наличии у него права на 84 дополнительных суток отдыха.
Кассационный военный суд находит методику окружного военного суда в части расчета количества дополнительных суток отдыха верной, поскольку она соответствует требованиям Положения о порядке прохождения военной службы.
Однако, при изменении решения гарнизонного военного суда, окружным военным судом неправильно применены нормы материального права, что выразилось в следующем.
Особый характер военной службы как отдельного вида федеральной государственной службы обусловлен ее специфическим назначением - защищать государственный суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации, обеспечивать безопасность государства, отражать вооруженное нападение и выполнять задачи в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, что согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76 "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон), составляет существо воинского долга, предопределяющего содержание общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащих.
Соответственно, целями поддержания боеспособности воинских подразделений на высоком уровне, выполнения задач по обеспечению обороны страны и безопасности государства предопределяется и возможность введения особых, отличных от предусмотренных для иных категорий государственных служащих правил прохождения службы, в том числе в части реализации военнослужащими права на отдых.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в п. 3 этой же статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.
Согласно Приложению N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы учет времени привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха и предоставленного им времени отдыха (в часах) ведется командиром подразделения в журнале. Правильность записей в журнале еженедельно подтверждается подписью военнослужащего. Дополнительные сутки отдыха в количестве не более 30, присоединяемые к отпуску, в продолжительность основного отпуска не входят.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", предусмотренные п. п. 1 и 3 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнительные сутки (дополнительное время) отдыха предоставляются военнослужащим с учетом положений ст. 219 - 221, 234 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, а также с учетом требований, изложенных в Порядке учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха (Приложение N 2 к Положению). При этом дополнительные сутки (дополнительное время) отдыха предоставляются: в другие дни недели, в период основного отпуска путем его увеличения за счет присоединения дополнительных суток отдыха, в период дополнительного времени отдыха до дня начала основного отпуска.
О желании использования дополнительных суток отдыха или дополнительного времени отдыха, в случае их непредоставления после привлечения к названным выше мероприятиям, в другие дни недели или в период основного отпуска путем его увеличения за счет присоединения дополнительных суток отдыха или в период дополнительного времени отдыха до дня начала основного отпуска, военнослужащий должен заявить путем обращения к командованию с соответствующим рапортом (п. 3 Приложения N 2 к Положению).
Таким образом, право на дополнительные сутки отдыха не носит накопительный характер, реализуется ежегодно на основании волеизъявления военнослужащего при предоставлении отпусков, причитающихся за текущий год, либо по истечении следующего года, когда должен быть предоставлен отпуск за прошлый год и, соответственно, дополнительные сутки отдыха.
Применительно к обстоятельствам данного дела предоставление Андрееву дополнительных суток отдыха за 2019 год было возможно только в 2019 году либо в 2020 году в случае переноса основного отпуска (его части) за 2019 год на 2020 год путем присоединения к нему этих суток отдыха.
Как установлено судами, командованием войсковой части N 1. основной отпуск за 2019 г. был предоставлен Андрееву в полном объеме в этом же году.
При этом Андреев в 2019 г. с просьбой о предоставлении ему дополнительных суток отдыха за 2019 г. в другие дни недели или о присоединении их к основному отпуску к командованию не обращался.
Таким образом, суды вследствие неправильного применения норм материального права, устанавливающего порядок предоставления дополнительных суток отдыха, пришли к ошибочному выводу о наличие у административного истца права на дополнительные сутки отдыха за 2019 г, в связи с чем в соответствии со ст. 328 и 329 КАС РФ судебные акты в указанной части подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении этого требования.
Поскольку восстановление нарушенного права Андреева на дополнительные сутки отдыха обусловило необходимость изменения даты его исключения из списков личного состава, учитывая количество этих суток, то апелляционное определение в этой части подлежит изменению.
Согласно расчёту, приведённому в апелляционном определении, общий расчет дополнительных суток отдыха выглядит следующим образом:
79 (37+42) дополнительных суток отдыха за 2019 г, из которых подлежат вычету 5 суток предоставленных в этом же году (37+42-5=74);
22 (15+7) дополнительных суток отдыха за 2020 г, из которых подлежат вычету 12 суток предоставленных в этом же году (15+7-12=10).
Общее количество дополнительных суток отдыха, положенных Андрееву за 2019 и 2020 г, определено апелляционной инстанцией в размере 84 (74+10).
Поскольку Андреев утратил право на использование дополнительных суток отдыха за 2019 г, то при определении даты его исключения из списков личного состава следует учитывать наличие у него права на 10 дополнительных суток отдыха за 2020 г.
С учетом вышеизложенного апелляционное определение подлежит изменению в части даты исключения Андреева из списков личного состава части на 27 июня 2020 г.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 177, 327, 328, 329 и 330 КАС РФ, Кассационный военный суд, определил:
решение Воркутинского гарнизонного военного суда от 11 марта 2021 г. и апелляционное определение 1-го Западного окружного военного суда от 13 июля 2021 г. в части признания незаконными действий командира войсковой части N 1, связанных с не предоставлением Андрееву И.А. дополнительных суток отдыха за 2019 г, отменить, приняв в этой части новое решение об отказе в удовлетворении данного требования.
Апелляционное определение 1-го Западного окружного военного суда от 13 июля 2021 г. изменить в части, касающейся даты исключения из списков личного состава, установив в качестве таковой 27 июня 2020 г.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 319 КАС РФ путём подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объёме 17 февраля 2022 года.
Председательствующий В.В. Сивов
Судьи Р.В. Прытков
Ю.А. Дубов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.