Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18 февраля 2022 г. по делу N 16-551/2022-
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу начальника отделения Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю (далее - МРО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю) Дьякова Р.Н. на вступившие в законную силу решение судьи Центрального районного суда г. Читы от 15 сентября 2021г. и решение судьи Забайкальского краевого суда от 29 ноября 2021г., вынесенные в отношении Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника МРО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю Дьякова Р.Н. от 15 июля 2021г. Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края (далее также Министерство) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 30000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Читы от 15 сентября 2021г, оставленным без изменения решением судьи Забайкальского краевого суда от 29 ноября 2021г, постановление должностного лица административного органа от 15 июля 2021г. отменено, производство по делу прекращено на основании п. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо административного органа Дьяков Р.Н, вынесший постановление об административном наказании, настаивает на отмене судебных решений, приводя доводы об их незаконности.
Взыскатель по исполнительному производству Е, извещенный о подаче должностным лицом жалобы, не представил возражения.
Представитель Министерства представил суду письменные возражения, в которых выражает несогласие с доводами жалобы должностного лица административного органа, настаивает на законности обжалуемых судебных актов.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В силу ч.1 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ч. 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему названным законом.
Как усматривается из материалов дела, Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края не исполнено содержащееся в исполнительном листе, выданном 30 июля 2020г. Шилинским районным судом Забайкальского края по гражданскому делу N на основании судебного акта от 29 июня 2020 г, вступившего в законную силу 30 июля 2020г, требование об обязании Министерства предоставить Е, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма в срок, установленный судебным приставом-исполнителем в повторном требовании от 19 октября 2020 г. о назначении нового срока исполнения после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - до 27 ноября 2020г. (получено Министерством 20 октября 2020 г.).
Должностным лицом вынесено постановление о признании Министерства виновным в совершении указанного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.17.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания.
Судья районного суда по результатам разрешения жалобы, поданной защитником Министерства на постановление должностного лица в порядке ст.ст. 30.1 - 30.2 КоАП РФ, отменил постановление должностного лица и прекратил производство по делу на основании ч.4 ст. 24.5 КоАП РФ, сделав вывод о том, что в деянии Министерства нет вины, решение суда не исполнено по независящим от него обстоятельствам, поскольку на момент исполнения соответствующего акта у него отсутствовал сформированный специализированный жилищный фонд, не имелось достаточного финансирования из федерального бюджета, при этом Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края предприняты все меры для увеличения бюджетных ассигнований за счет федерального бюджета на осуществление Министерством своих полномочий по предоставлению жилья гражданам категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С выводами и решением судьи районного суда согласился судья краевого суда, рассмотрев жалобу, поданную должностным лицом, вынесшим постановление о назначении административного наказания.
С выводами судебных инстанций нет оснований согласиться.
Судебными инстанциями не исследованы обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, допущены существенные нарушения требований ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ, не позволившее всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Из смысла и содержания ст.ст. 8, 5 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Предусмотренные указанным Федеральным законом дополнительные гарантии прав вышеназванной категории лиц, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержатся в ст.ст. 7, 8 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009г. N 315-ЗЗК "О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей". В частности, предусмотрено, что указанной категории граждан предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Забайкальского края по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.
Установлено, что данное обязательство финансируется за счет средств бюджета края.
Из вышеприведенных положений Законов следует, что обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, в том числе федерального бюджета, на чем настаивала сторона защиты, как и от иных условий.
Кроме того, согласно п.п. 1, 12.8.4 Положения о Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27 декабря 2016г. N 502, Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, принимает решение о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда Забайкальского края детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно п. 6 указанного Положения финансирование Министерства осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края.
При таких условиях доводы стороны защиты о том, что высшее должностное лицо и Правительство Забайкальского края неоднократно обращались за финансовой поддержкой в исполнении обязательства по настоящему делу к федеральным органам власти, однако Министерство не получило бюджетные ассигнования в необходимом размере, не имеют правового значения по настоящему делу, не являются основанием для применения ч.4 ст. 24.5 КоАП РФ, не предусматривающей, к тому же, в качестве основания освобождения от административной ответственности лица при безрезультатном обращении в его интересах за финансовой помощью к федеральными органам власти.
Данные положения не были учтены районным судом при рассмотрении дела в порядке ст. 30.6 КоАП РФ.
Нарушение районным судом процессуальных требований, предусмотренных ст.ст. 24.1, 26.1, 30.6 КоАП РФ, не устранено при рассмотрении дела в порядке ст. 30.9 КоАП РФ краевым судом.
Учитывая изложенное и в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ обжалуемые судебные решения не могут быть признаны законными, поскольку допущенное нарушение процессуальных требований является существенным, повлияло на исход дела и привело к неправильному его разрешению, подлежат отмене.
Поскольку на момент рассмотрения в кассационном суде настоящей жалобы срок давности привлечения Министерства к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу в силу положений п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу начальника МРО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю Дьякова Р.Н. удовлетворить частично.
Решение судьи Центрального районного суда г. Читы от 15 сентября 2021г. и решение судьи Забайкальского краевого суда от 29 ноября 2021г. отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.