Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу заместителя руководителя службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области Шишкиной Марии Владимировны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 17 Свердловского района г. Иркутска от 21 октября 2021г. и решение судьи Свердловского районного суда г. Иркутска от 9 декабря 2021г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" (далее - общество, ООО "РТ-НЭО Иркутск") по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 17 Свердловского района г. Иркутска от 21 октября 2021г, оставленным без изменения решением судьи Свердловского районного суда г. Иркутска от 9 декабря 2021г, производство по делу в отношении ООО "РТ-НЭО Иркутск" об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо Шишкина М.В, направившая дело на рассмотрение мировому судье, настаивает на отмене судебных решений, приводя доводы об их незаконности.
ООО "РТ-НЭО Иркутск", уведомленное в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче должностным лицом административного органа жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, в установленный срок возражения на жалобу не представило.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 ст. 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Согласно п. 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011г. N 354 (далее - Правила N 354), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Из материалов дела следует, что основанием составления в отношении ООО "РТ-НЭО Иркутск" - регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области в зоне 2- Юг, протокола об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ послужили результаты внеплановой документарной проверки, проведенной по распоряжению заместителя руководителя службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области (далее - Служба) от 16 августа 2021г. N 1064-ср-п, согласно которому общество в срок до 6 августа 2021г. не выполнило предписание об устранении нарушений обязательных требований от 25 мая 2021г. N 522/21, вынесенное Службой по итогам внеплановой документарной проверки, проведенной по распоряжению Службы от 28 апреля 2021г. N 522-ср-п.
Согласно предписанию Службы от 25 мая 2021г. N 522/21 ООО "РТ-НЭО Иркутск" обязано было согласно п. 148 (1) Правил N 354 заключить договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями, проживающими в жилых домах по ул. Молодежная, N с.Укыр Боханского района Иркутской области, поскольку с реестре контейнерных площадок на территории муниципального образования "Укыр" для указанных потребителей не определены места (площадки) накопления отходов.
Обществу предписано производить начисление платы за оказанную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по вышеуказанным жилым домам не ранее даты заключения соответствующих договоров с потребителями и представить Службе документы об исполнении предписания: копии договоров и платежные документы.
Выявив по результатам внеплановой документарной проверки, что предписание Службы от 25 мая 2021г. N 522/21 ООО "РТ-НЭО Иркутск" не исполнено, должностным лицом 17 сентября 2021г. составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, мировой судья признал незаконным предписание Службы, поскольку из материалов дела не следует, что общество обязано заключить договор на оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, являющийся публичным договором, в письменном виде. Указал, что неопределение в реестре муниципального органа по размещению контейнерных площадок площадки накопления отходов для конкретных потребителей не является виной ООО "РТ-НЭО Иркутск".
Судья районного суда выводы мирового судьи не опроверг, ссылаясь на положения ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ об истечении срока давности привлечения общества к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ на день вынесения районным судом решения от 9 декабря 2021г.
Не согласиться с выводами судебных инстанций оснований не имеется.
Доводы жалобы заявителя об обязанности общества заключить договоры на оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в письменной форме не подтверждаются материалами дела, из норм права, на которые ссылается заявитель, не следуют. Возможность совершения конклюдентных действий потребителей по заключению договора не исключена в рассматриваемой ситуации материалами дела.
Так, доводы защитника общества о том, что жилые дома N с. Укыр Боханского района Иркутской области расположены рядом с контейнерной площадкой по ул. Молодежная N с.Укыр Боханского района Иркутской области, включенной в реестр расположения контейнерных площадок на территории муниципального образования "Укыр", и тем самым потребителям обеспечена возможность пользоваться конкретной контейнерной площадкой, не имеют опровержения в материалах дела. В ходе внеплановых проверок общества, проводимых Службой, данное обстоятельство не опровергнуто и фактически не исследовалось, при составлении протокола об административном правонарушении также оставлено без внимания.
С учетом изложенного мировой судья обоснованно истолковал в пользу общества неустранимые сомнения по делу (ч.4 ст. 1.5 КоАП РФ).
Ссылка в протоколе об административном правонарушении и жалобах заявителя на определение Верховного Суда РФ от 2 марта 2020г. N 309-ЭС20-71 не свидетельствует о законности выданного обществу Службой предписания и о незаконности судебных решений, принятых на основании представленных в деле доказательств и по конкретным фактическим обстоятельствам. К тому же, из приведенного судебного акта вышестоящей судебной инстанции не следует, что отсутствие в реестре муниципального органа указания мест складирования твердых коммунальных отходов для отдельных потребителей является безусловным основанием полагать действия (бездействия) регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (незаключение с потребителями договора на предоставление услуги по обращению твердыми коммунальными отходами, начисление им платы за пользование указанной услугой) незаконными.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких условиях судья районного суда обоснованно учел, что возобновление производства по делу с целью дополнительного исследования обстоятельств виновности общества будет незаконным.
Таким образом, при рассмотрении настоящей жалобы заявителя обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 17 Свердловского района г. Иркутска от 21 октября 2021г. и решение судьи Свердловского районного суда г. Иркутска от 9 декабря 2021г. оставить без изменений, жалобу заместителя руководителя службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области Шишкиной М.В. - без удовлетворения.
Судья С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.