Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Конаревой И.А, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бузоверовой Инны Викторовны, Южаковой Елены Олеговны, Вибе Ольги Петровны, поданную 20 декабря 2021 г, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 17 ноября 2021 г, по административному делу N 2а-1445/2021 по административному исковому заявлению Бузоверовой Инны Викторовны, Южаковой Елены Олеговны, Вибе Ольги Петровны к администрации города Рубцовска Алтайского края о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности совершить действия.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бузоверова И.В, Южакова Е.Ю, Вибе О.П. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Рубцовска Алтайского края, выразившегося в нарушении срока расселения многоквартирного дома N 6 по улице Тихвинской в городе Рубцовске Алтайского края, установленного до 30 декабря 2020 г. распоряжением администрации города Рубцовска Алтайского края от 1 августа 2016 г. N 310-р; обязании администрации города Рубцовска Алтайского края произвести расселение жилого "адрес" в "адрес" края незамедлительно.
В обоснование заявленных требований указано, что Бузоверова И.В. является собственником комнаты N, Южакова Е.О. - комнаты N, Вибе О.П. - комнаты N в "адрес" в "адрес". Согласно распоряжению администрации города Рубцовска от 1 августа 2016 г. N 310-р, жилой "адрес" в "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу. 19 апреля 2018 г. административные истцы получили требование о сносе "адрес" в "адрес" края до 31 декабря 2020 г. Пунктом 2 распоряжения администрации города Рубцовска от 1 августа 2016 г. 310-р управлению администрации города Рубцовска по жилищно-коммунальному, дорожному хозяйству и экологии предписано произвести расселение жителей многоквартирного дома по адресу: "адрес" до 30 декабря 2020 г.
В ранее действовавшую краевую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы" многоквартирный дом по адресу: "адрес", включен не был. Расселения жителей дома до настоящего времени не произведено. Объективных причин, препятствующих длительное время совершить необходимые мероприятия для расселения жителей дома, не имеется.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 7 апреля 2021 г. постановлено: признать незаконным бездействие администрации города Рубцовска Алтайского края по не расселению жителей "адрес" в срок, установленный распоряжением от 1 августа 2016 г. N 310-р до 31 декабря 2020 г.; обязать администрацию города Рубцовска Алтайского края осуществить в десятидневный срок расселение жителей многоквартирного жилого "адрес", о чем в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда сообщить в Рубцовский городской суд Алтайского края и Бузоверовой И.В, Южаковой Е.О, Вибе О.П; взыскать с администрации города Рубцовска в пользу Бузоверовой И.В, Южаковой Е.О. Вибе О.П. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 100 руб, каждой.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 17 ноября 2021 г. решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 7 апреля 2021 г. - отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе Бузоверова И.В, Южакова Е.О, Вибе О.П. ставят вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 17 ноября 2021 г, и оставлении в силе решения Рубцовского городского суда Алтайского края от 7 апреля 2021 г.
В обоснование жалобы указывают на несогласие с выводом суда апелляционной инстанции о том, что предъявление данного административного искового заявления направлено на понуждение администрации города Рубцовска к ускорению исполнения требований судебных актов, а несоблюдение администрацией срока расселения жилого дома по "адрес" нарушения жилищных прав административных истцов не влечет. Настаивают, что на момент обращения в суд с требованиями о признании бездействия незаконным в порядке административного судопроизводства, а так же на дату рассмотрения дела, судебных актов о возложении на администрацию города Рубцовска обязанности разрешить вопрос об изъятии жилых помещений путем их выкупа, вступивших в законную силу, не было. Полагают, что апелляционное определение нарушает права жителей многоквартирного жилого дома, признанного аварийным, на своевременное расселение. Судом апелляционной инстанции необоснованно принято новое доказательство, которого не существовало на дату рассмотрения дела судом первой инстанции. Указывают, что данное административное дело не связано с гражданскими делами, на которые ссылается апелляционный суд, поскольку в делах реализованы различные способы восстановления разных прав Бузоверовой И.В, Южаковой Е.О, Вибе О.П. Указывают на противоречивость оспариваемого судебного акта состоявшейся судебной практике. Настаивают, что судом апелляционной инстанции жалоба администрации города Рубцовска Алтайского края рассмотрена без извещения лиц участвующих в деле, чем нарушено право истцов на участие в суде апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судом апелляционной инстанций.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статьей 1 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В силу пункта 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 (далее - Положение), к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
Согласно полномочиям, установленным в статье 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзаце 2 пункта 49 Положения, органы местного самоуправления определяют срок сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срок отселения.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статье 16 Федерального закона N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Согласно Приложению 1 к краевой адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2019 - 2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Алтайского края от 1 апреля 2019 г. N 106 "Об утверждении краевой адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2019 - 2025 годы" жилой "адрес" в "адрес" включен в адресную программу, установлена планируемая дата переселения - ДД.ММ.ГГГГ
Руководствуясь указанными нормами материального права, оценивая представленные доводы и доказательства, установив, что собственники комнат в жилом "адрес" края, признанного аварийным и подлежащим сносу и включенного в "Краевую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2019 - 2025 годы", утвержденную до истечения срока расселения, установленного в распоряжении администрации г. Рубцовска Алтайского края от 1 августа 2016 г. N 310-р, Южакова Е.О, Вибе О.П, Белозерова И.В, после получения требования о сносе дома в срок до 1 декабря 2020 г, реализовали свои жилищные права путем предъявления требований о выкупе жилых помещений, о чем имеются вступившие в закону силу судебные акты Рубцовского городского суда Алтайского края (соответственно: по исковому заявлению Южаковой Н.О. - решение от 28 мая 2021 г. по делу N 2-1501/2021; Вибе О.П. решение от 28 мая 2021 г. по делу N 2-1499/2021, по исковому заявлению Белозеровой И.В. решение от 17 мая 2021 г. по делу N 2-1532/2021), судебная коллегия апелляционной инстанции обоснованно пришла к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции, поскольку удовлетворение требований о признании незаконным оспариваемого административными истцами бездействия администрации г. Рубцовска в пределах избранного заявителями способа защиты права не направлено на их восстановление, указав, что исполнение судебных актов и разрешение вопроса об изъятии жилых помещений путем их выкупа не зависит от соблюдения административным ответчиком установленных сроков расселения жилого дома.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены апелляционного определения, поскольку его выводов не опровергают, нарушение норм права не подтверждают.
С учетом установленных по делу обстоятельств, доводы кассационной жалобы о том, что жилой "адрес" ранее в адресную программу не был включен, о наличии в деятельности органа местного самоуправления оспариваемого бездействия не свидетельствуют.
Не могут являться основанием для отмены апелляционного определения доводы кассационной жалобы о том, что предъявленные требования по настоящему административному делу направлены на реализацию самостоятельного способа защиты жилищных прав заявителей, отличного от требований, предъявленных в порядке гражданского судопроизводства, поскольку гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение, при этом не предполагается одновременной реализации указанных прав. В связи с изложенным, оснований для удовлетворения требований в пределах избранного заявителями способа защиты права путем оспаривания бездействия администрации г. Рубцовска в порядке административного судопроизводства у суда не имелось, на что обоснованно указано судом апелляционной инстанции.
Иные доводы кассационной жалобы выводов апелляционной коллегии не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права применительно к фактическим обстоятельствам дела и не могут служить основанием для отмены обжалуемого апелляционного определения.
Доводы кассационной жалобы о принятии судом апелляционной инстанции новых доказательств с учетом положений статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязывающей суд апелляционной инстанции рассматривать административное дело в полном объеме, нарушение норм процессуального права не подтверждают.
Материалы административного дела содержат сведения об извещении лиц, участвующих в деле, в том числе административных истцов, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в связи с чем доводы кассационной жалобы о ненадлежащим извещении заявителей опровергаются материалами административного дела, наличие оснований для отмены апелляционного определения не подтверждают.
С учетом изложенного, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 17 ноября 2021 г. в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Бузоверовой Инны Викторовны, Южаковой Елены Олеговны, Вибе Ольги Петровны удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 17 ноября 2021 г, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 марта 2022 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.