Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Пушкаревой Н.В, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокуратуры Забайкальского края, поданное 23 декабря 2021 г, на решение Хилокского районного суда Забайкальского края от 29 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 14 июля 2021 г, по административному делу N 2а-148/2021 по административному исковому заявлению прокурора Хилокского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным приказа главного врача Государственного учреждения здравоохранения "Хилокская Центральная районная больница" N 309 от 23 октября 2020 г. "О привидении структуры ГУЗ "Хилокская ЦРБ" в соответствии с штатными нормативами в государственных учреждениях здравоохранения.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, выслушав пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А, поддержавшего кассационное представление,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Хилокского района Забайкальского края обратился в суд в интересах неопределенного крута лиц с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения требований просил признать Приказ главного врача ГУЗ "Хилокская ЦРБ" N 309 от 23 октября 2020 г. "О приведении структуры ГУЗ "Хилокская ЦРБ" в соответствие с штатными нормативами в государственных учреждениях здравоохранения" незаконным, обязать ГУЗ "Хилокская ЦРБ" возобновить работу круглосуточного стационара с. Харагун в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указал, что по результатам изучения на соответствие законодательству Приказа главного врача ГУЗ "Хилокская ЦРБ" N 309 от 23 октября 2020 г. "О приведении структуры ГУЗ "Хилокская ЦРБ" в соответствие с штатными нормативами в государственных учреждениях здравоохранения" было установлено, что сокращение на 100% коечного фонда и медицинского персонала стационара участковой больницы в с. Харагун указанным приказом свидетельствует о фактическом прекращении деятельности обособленного подразделения ГУЗ "Хилокская ЦРБ" - стационара участковой больницы, расположенного по адресу: "адрес", в нарушение порядка ликвидации медицинской организации, прекращения деятельности ее обособленного подразделения, установленного Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Указывает, что административным ответчиком положительное заключение комиссии по оценке последствий принятия решения, предусмотренное частью 2 статьи 29.1 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", не получено, установленный законом порядок прекращения деятельности обособленного подразделения ГУЗ "Хилокская ЦРБ" нарушен. Закрытие стационара Харагунской участковой больницы создает условия для снижения качества и доступности медицинской помощи жителям сельских поселений "Хушенгинское", "Харагунское" и нарушает права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Всего к Харагунской больнице прикреплено 3411 граждан. Коечная мощность круглосуточного стационара в г. Хилок не сможет обеспечить стопроцентное оказание надлежащей помощи больным, прибывающим из сельских поселений "Харагунское", "Хушенгинское".
Решением Хилокского районного суда Забайкальского края от 29 апреля 2021 г. оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 14 июля 2021 г. в удовлетворении требований отказано.
В кассационном представлении прокурор Забайкальского края ставит вопрос об отмене судебных актов, просит направить дело на новое рассмотрение в ином составе судей.
В обоснование представления указывает на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда установленным юридически значимым обстоятельствам дела.
Полагает ошибочным вывод судов о том, что участковая больница Харагун переведена во врачебную Амбулаторию с выделением последней 15 коек дневного стационара, структурное подразделение в с. Харагун по решению работодателя свою деятельность не прекратило, а было перепрофилировано в соответствии со штатными нормативами уполномоченным на то лицом, поскольку исходя из толкования во взаимосвязи пунктов 1 и 2 приказа главного врача ГУЗ "Хилокская ЦРБ" в стационаре участковой больницы Харагун сокращены все койки круглосуточного пребывания, на 100% сокращен медицинский персонал, что свидетельствует о фактическом прекращении деятельности обособленного (согласно Уставу учреждения) подразделения ГУЗ "Хилокская ЦРБ" - стационара участковой больницы, расположенного по адресу: "адрес".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав прокурора, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами при рассмотрении дела.
В соответствии с положениями части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что требования административного искового заявления предъявлены в порядке статьи 40 указанного Кодекса в интересах неопределенного круга лиц, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым при оценке законности обжалуемых судебных актов выйти за предела доводов, изложенных в кассационном представлении.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что содержание приказа N от ДД.ММ.ГГГГ (с внесенными изменениями приказами N 315 от 29 октября 2020 г. и N 14 от 11 января 2021 г.) не позволяет сделать вывод о ликвидации или прекращении деятельности единственной медицинской организации на территории п. Харагун, поскольку указанным приказом участковая больница Харагун переведена во Врачебную Амбулаторию с выделением 15 коек дневного стационара, адрес местонахождения указанной медицинской организации не изменился, что соответствует законодательству, исходя из численности населения с. Харагун. Структурное подразделение в с. Харагун по решению работодателя свою деятельность не прекратило, а было перепрофилировано в соответствии со штатными нормативами.
Судебная коллегия апелляционной инстанции с выводами суда о том, что оспариваемый приказ главного врача ГУЗ "Хилокская ЦРБ" N 309 от 23 октября 2020 г. "О привидении структуры ГУЗ "Хилокская ЦРБ" в соответствие с штатными нормативами в государственных учреждениях здравоохранения" отвечает требованиям действующего законодательства и не мог быть признан незаконным, согласилась.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов в связи со следующим.
Согласно пунктам 1.5, 1.6 раздела 1 Устава ГУЗ "Хилокская ЦРБ", утвержденного распоряжением Министерства здравоохранения Забайкальского края от 4 декабря 2015 г. N 2025 (далее - Устав), ГУЗ "Хилокская ЦРБ" находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения Забайкальского края и создано в целях обеспечения Министерством функций по оказанию услуг в сфере здравоохранения.
Согласно пункту 1.4 Устава функции учредителя и собственника имущества ГУЗ "Хилокская ЦРБ" осуществляют Министерство здравоохранения Забайкальского края и Департамент имущества и земельных отношений Забайкальского края.
Учреждение в соответствии с пунктом 1.8 Устава имеет в своем составе обособленные подразделения, в том числе: стационар участковой больницы, расположенный по адресу: "адрес"; амбулаторию Харагунской участковой больницы, расположенную по адресу: "адрес".
Согласно пунктам 6.1 - 6.3 Устава руководитель учреждения - главный врач, в частности: утверждает структуры и штатное расписание Учреждения в рамках определенной численности работников и размера ассигнований на содержание Учреждения в пределах средств, предусмотренных на эти цели; утверждает положения об обособленных структурных подразделениях (филиалах) Учреждения; в установленном порядке обращается в Министерство с предложениями о внесении изменений и дополнений в Устав Учреждения.
В компетенцию Департамента имущества и земельных отношений Забайкальского края в соответствии с пунктом 6.10 Устава, в числе прочего, относится: выполнение функций и полномочий учредителя Учреждения при его создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации в рамках компетенции, установленной нормативными правовыми актами, определяющим статус Департамента (подпункт 1); согласование устава Учреждения и вносимых в него изменений (подпункт 2).
Согласно предмету и оснований заявленного искового заявления, прокурор настаивает, изменения, внесенные приказом главного врача ГУЗ "Хилокская ЦРБ" N 309 от 23 октября 2020 г, согласно которому 31 декабря 2020г. в стационаре участковой больницы Харагун сокращены койки круглосуточного пребывания, а также должности персонала в стационаре участковой больницы Харагун, участковой больницы Харагун, отделение скорой медицинской помощи, прочего персонала, фактически повлекут закрытие обособленного подразделения ГУЗ "ЦРБ Хилокская" - стационара участковой больницы. С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что разрешение требований связано с оценкой наличия или отсутствия оснований для внесении изменений в Устав ГУЗ "ЦРБ Хилокская", что, безусловно, затрагивает права и обязанности Департамента имущества и земельных отношений Забайкальского края, вопрос о привлечении к участию в деле которого не был разрешен судом. Указанное в соответствии с положениями статей 47, 310, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является безусловным основанием для отмены судебных актов и направления административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судебная коллегия также полагает, что выводы судов об установленных обстоятельствах не основаны на материалах дела, поскольку материалы дела не содержат актуальную на момент принятия оспариваемого приказа редакцию Устава ГУЗ "ЦРБ Хилокская", сведений о структуре и штатном расписании ГУЗ "ЦРБ Хилокская" до внесения оспариваемых изменений, сведений об утверждении положений об обособленных структурных подразделениях ГУЗ "ЦРБ Хилокская" Указанные сведения не были установлены судами и не получили правовой оценки, однако имеют значение для правильного разрешения требований.
Судебная коллегия полагает необходимым обратить внимание суда при новом рассмотрении дела, что Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации, в том числе о сокращении вакантных должностей, относится к исключительной компетенции работодателя, порядок реализации полномочий которого, в том числе руководителя, осуществляется в соответствии с трудовым законодательством. Кроме того, порядок создания, ликвидации, реорганизации юридических лиц регулируется гражданским законодательством. При этом особенности ликвидации медицинской организации, подведомственной исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления и принятия решения о прекращении деятельности ее обособленного подразделения установлены статьей Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". С учетом изложенного, суду необходимо правильно определить характер спорных правоотношений, определить состав лиц, подлежащих привлечению к участию в деле, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения требований и разрешить спор в соответствии с надлежащим процессуальным порядком и нормами материального права.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Хилокского районного суда Забайкальского края от 29 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 14 июля 2021 г, отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 марта 2022 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.