Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Евтифеевой О.Э, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи кассационные жалобы Правительства Новосибирской области и Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области, поданные через суд первой инстанции 24 декабря 2021 г. и 28 декабря 2021 г, на решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 15 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 13 июля 2021 г.
по административному делу N 2а-15/2021 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области, Правительству Новосибирской области о возложении обязанности принять имущество в государственную собственность и приведении объектов в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, объяснения Пиотровской А.Е, представляющей интересы Правительства Новосибирской области, Катаевой К.Ю, представляющей интересы Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области, поддержавших доводы кассационной жалобы, Карлина А.А, представляющего интересы Управления ветеринарии, полагавшего доводы кассационных жалоб обоснованными, возражения прокурора восьмого (апелляционно - кассационного) отдела (с дислокацией в г. Кемерово) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коган А.Г, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о возложении обязанности принять имущество в государственную собственность и приведении объектов в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Коченевского района Новосибирской области, установлено, что на северо-западе р.п. Коченево, в "данные изъяты" м от автозаправочной станции "Байкал", "данные изъяты" м от "данные изъяты" "данные изъяты" м от предприятия металлопереработки расположен сибиреязвенный скотомогильник, представляющий собой участок площадью "данные изъяты" кв.м, имеющий оканавливание по периметру, табличку "Сибиреязвенное захоронение".
В 2015 г. ФКУЗ "Иркутский ордена Трудового Красного знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока" провел научно-изыскательскую работу с отбором проб и их исследованием на сибирскую язву, в результате исследований установлена высокая вероятность выживания и сохранения возбудителя сибирской язвы в сибиреязвенном захоронении р.п. Коченево.
При этом по заключению главного государственного ветеринарного инспектора Коченевского и Ордынского районов Новосибирской области скотомогильник не соответствует общим для всех скотомогильников требованиям, а именно не установлена санитарно-защитная зона скотомогильника, территория скотомогильника не имеет ограждения глухим забором высотой не менее 2 метров с въездными воротами.
Контроль за использованием скотомогильника не осуществляется, мероприятия по обеспечению его безопасности проведены не в полном объеме.
Непринятие мер к обеспечению безопасности сибиреязвенного скотомогильника не исключает случайный доступ к нему людей и животных, что может создать угрозу их заражения, повлечь болезни животных, населения, и как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации.
Полагает, что в силу закона сибиреязвенный скотомогильник является государственной собственностью субъекта Российской Федерации - Новосибирской области, в связи с чем просит: обязать Правительство Новосибирской области принять меры для постановки на кадастровый учет, регистрации права собственности на сибиреязвенный скотомогильник, расположенный на северо-западе р.п. Коченево, в "данные изъяты" м от автозаправочной станции "Байкал", "данные изъяты" м от "данные изъяты" "данные изъяты" м от предприятия металлопереработки; обязать Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области включить в реестр имущества государственной собственности Новосибирской области сведения о сибиреязвенном скотомогильнике, расположенном на северо-западе р.п. Коченево, в "данные изъяты" м от автозаправочной станции "Байкал", "данные изъяты" м от "данные изъяты" "данные изъяты" м от предприятия металлопереработки; обязать Правительство Новосибирской области привести в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил, сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, скотомогильник, расположенный на северо-западе р.п. Коченево, в "данные изъяты" м от автозаправочной станции "Байкал", "данные изъяты" м от "данные изъяты" "данные изъяты" м от предприятия металлопереработки, а именно огородить территорию скотомогильника глухим забором высотой не менее 2- х метров с въездными воротами, принять меры по разработке санитарно-защитной зоны.
Решением Коченевского районного суда Новосибирской области от 15 марта 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 13 июля 2021 г, административное исковое заявление удовлетворено, признано незаконным бездействие Правительства Новосибирской области и Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области по непринятию мер к постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности, включению в реестр имущества государственной собственности Новосибирской области сибиреязвенного скотомогильника, расположенного на северо-западе р.п. Коченево в "данные изъяты" метрах от автозаправочной станции "Байкал", "данные изъяты" метрах от "данные изъяты" метров от предприятия металлопереработки; на Правительство Новосибирской области возложена обязанность принять меры для постановки на кадастровый учет, регистрации права собственности на сибиреязвенный скотомогильник, расположенный на северо-западе р.п. Коченево в "данные изъяты" метрах от автозаправочной станции "Байкал", "данные изъяты" метрах от "данные изъяты" метров от предприятия металлопереработки; на Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области возложена обязанность включить в реестр имущества государственной собственности Новосибирской области сведения о сибиреязвенном скотомогильнике, расположенном на северо-западе р.п. Коченево в "данные изъяты" метрах от автозаправочной станции "Байкал", "данные изъяты" метрах от "данные изъяты" метров от предприятия металлопереработки; на Правительство Новосибирской области возложена обязанность привести в соответствие с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы" скотомогильник, расположенный на северо-западе р.п.
Коченево в "данные изъяты" метрах от автозаправочной станции "Байкал", "данные изъяты" метрах от "данные изъяты" метров от предприятия металлопереработки, а именно: установить ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, принять меры по разработке проекта санитарно-защитной зоны.
В кассационной жалобе Правительство Новосибирской области просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований. В обоснование доводов указывает о том, что скотомогильник, расположенный на территории Коченевского района, собственностью Новосибирской области не является, в реестре областного имущества не числится. Указывает, что управление ветеринарии Новосибирской области организует реализацию на территории региона ветеринарных мероприятий по обеспечению эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия и защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. Таким образом, суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что Правительство Новосибирской области должно самостоятельно наделять органы исполнительной власти полномочиями и осуществлять их распределение, а так же о том, что Управление ветеринарии является ненадлежащим ответчиком по делу. Указывает, что суды не указали доводов и оснований, не привели доказательств, подтверждающих наличие бездействия Правительства Новосибирской области и возможность правомерного возложения обязанностей по оформлению прав на скотомогильник именно на Правительство Новосибирской области. Кроме этого, ссылается на то, что Правительство не является надлежащим ответчиком по делу, также не является главным распорядителем бюджетных средств в сфере предупреждения эпидемий и ликвидации их последствий, не имеет установленной законом или иным нормативным актом обязанности по регистрации прав на скотомогильник.
В кассационной жалобе Департамент имущественных и земельных отношений Новосибирской области просит судебные акты и отказать в удовлетворении требований. Указывает о том, что действующее законодательство не содержит обязанности обращать бесхозяйные скотомогильники в собственность субъекта Российской Федерации, равно как и не содержит процедуры по оформлению прав субъекта Российской Федерации на бесхозяйные скотомогильники. Указание в Федеральном законе N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" на возможность нахождения в собственности субъекта РФ скотомогильников само по себе не исключает возможности нахождения указанных объектов в иных формах собственности и не означает безусловного обращения в региональную собственность всех находящихся на территории субъекта скотомогильников. Ссылается, что Новосибирская область не осуществляла создание спорного объекта и не приобретала его по основаниям, предусмотренным законом. Правоустанавливающие документы на спорный объект так же отсутствуют, что исключает возможность осуществления постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности.
Относительно доводов кассационных жалоб прокуратурой Новосибирской области принесены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что в ходе проверки, проведенной 21 мая 2020 г. прокуратурой Коченевского района Новосибирской области с участием главного государственного ветеринарного инспектора Коченевского и Ордынского районов Новосибирской области, на северо-западе р.п. Коченево, в "данные изъяты" м от автозаправочной станции "Байкал", "данные изъяты" м от "данные изъяты" м от предприятия металлопереработки выявлен сибиреязвенный скотомогильник, представляющий собой участок площадью "данные изъяты" кв.м, имеющий оканавливание по периметру, табличку "Сибиреязвенное захоронение".
Из заключительного отчета ФКУЗ "Иркутский ордена Трудового Красного знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока" следует, что данный отчет составлен по результатам научно-исследовательской работы по оказанию экспертных услуг с отбором и исследованием на сибирскую язву проб почв сибиреязвенного захоронения в р.п. Коченево Коченевского района Новосибирской области.
Так, в ходе проведения работ было установлено, что сибиреязвенное захоронение представляет собой участок площадью по внешнему периметру "данные изъяты" кв.м, огражден металлическими кольями с колючей проволокой в три ряда в 2000 году. По наружному и внутреннему периметру сделано оканавливание, участок имеет опознавательные щиты с надписями "Вход запрещен" и "Запретная зона". Данный объект находится на учете ветеринарной службы Коченевского района Новосибирской области и считается сибиреязвенным захоронением 1933-1939 г.г.
При лабораторных исследованиях в десяти пробах почв и в одном костном фрагменте КРС обнаружена ДНК сибиреязвенного микроба, получены положительные результаты экспресс-методами лабораторной диагностики, свидетельствующие о присутствии возбудителя сибирской язвы в данном захоронении. Возможности выживания и сохранения возбудителя сибирской язвы в сибиреязвенном захоронении р.п. Коченево высоки ввиду климатогеографических особенностей местности и отсутствия токсичности исследованных проб почвы по отношению к сибиреязвенному микробу. Сибиреязвенное захоронение в р.п. Коченево является биологически опасным по сибирской язве.
Выводы по результатам научно-исследовательской работы о биологической опасности сибиреязвенного захоронения ответчиками не опровергнуты.
Разрешая и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что сибиреязвенный скотомогильник, расположенный в р.п. Коченево является биологически опасным объектом; контроль за надлежащим содержанием сибиреязвенного скотомогильника, расположенного в непосредственной близости от территорий, занимаемых юридическими лицами для выполнения производственных задач, отсутствует; скотомогильник относится к объектам недвижимого имущества и в силу закона является государственной собственностью. Нахождение скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает. Сведений о передаче полномочий и денежных средств в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию сибиреязвенного скотомогильника администрации Коченевского района Новосибирской области ответчиками не представлено. Наличие на территории Коченевского района Новосибирской области сибиреязвенного скотомогильника, не отвечающего требованиям СП 3.1.72629-10 "Профилактика сибирской язвы" сибиреязвенного скотомогильника может создать угрозу заражения грунта территории земель населенных пунктов заразными для людей и животных инфекциями, что повлечет за собой болезни животных, массовые отравления населения и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации. Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке заявителями обстоятельств дела.
Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Согласно положениям Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации: осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды - расходным обязательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также предусматривает возможность нахождения в собственности субъекта Российской Федерации имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильников (биотермических ям) (подпункт 49 пункта 2 статьи 26.3, подпункт "ц" пункта 2 статьи 26.11).
Скотомогильник - определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов (пункт 3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 февраля 2018 г. N 27).
В круг вопросов местного значения сельского поселения, установленных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), не отнесены вопросы по организации скотомогильников, а равно вопрос организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных названным федеральным законом вопросов местного значения (пункт 1); имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 названного Федерального закона (пункт 2); имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (пункт 3); имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения (пункт 4); имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 указанного Федерального закона (пункт 5).
В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее приведенным выше требованиям, в соответствии с частью 5 статьи 50 указанного Закона, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению в порядке и сроки, установленные федеральным законом.
В силу пункта 8.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 мая 2010 г. N 56 (действовавшего в спорный период, далее - Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2629-10) почвенными очагами считаются места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы (например - скотомогильники, биотермические ямы, "моровые поля").
Пунктом 7.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений указанные органы, в том числе, проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, обеспечивают контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности.
Согласно пункта 7.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в субъектах Российской Федерации и с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный ветеринарный надзор, ведут учет стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов и угрожаемых территорий, составляют единую электронную базу сибиреязвенных скотомогильников в субъектах Российской Федерации и ежегодно актуализируют данную информацию. Федеральный орган исполнительной власти уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять федеральный государственный ветеринарный надзор, составляют и не реже 1 раза в 5 лет вносят изменения в кадастр стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов.
В соответствии с действовавшими до 1 января 2021 г. Ветеринарно-санитарные правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Минсельхозпродом РФ 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469 территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами (пункт 5.6).
В соответствии с нормами Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 26 октября 2020 г. N 626, действующих с 1 января 2021 г, утилизация умеренно опасных биологических отходов путем захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах должна осуществляться под наблюдением государственного специалиста в области ветеринарии в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, соответствующих требованиям, указанным в пункте 24 Правил, при соблюдении условий, обеспечивающих изоляцию захораниваемых умеренно опасных биологических отходов от объектов внешней среды (почвы, воды) и недопущение к ним посторонних физических лиц и животных (пункт 29). Утилизация умеренно опасных биологических отходов должна осуществляться путем сжигания в печах (крематорах, инсинераторах) или под открытым небом в траншеях (ямах) до образования негорючего остатка либо захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, строительство и ввод в эксплуатацию которых осуществлены до 31 декабря 2020 г. включительно (пункт 24).
Учитывая вышеизложенные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суды, исходя из того, что скотомогильники относятся к объектам недвижимого имущества, и в силу закона являются государственной собственностью, субъектами которой могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации, административные ответчики обязаны обеспечить исполнение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации; отсутствие отвечающих требованиям соответствующих правил скотомогильников может создать угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, пришли к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований, поскольку административными ответчиками допущено оспариваемое бездействие при реализации полномочий.
Доводы административных ответчиков об обратном основаны на неверном толковании норм права и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Суд апелляционной инстанции правомерно указал, что Правительство Новосибирской области, как высший исполнительный орган государственной власти Новосибирской области, обязано обеспечить исполнение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, при том, что вопросы по содержанию в надлежащем состоянии скотомогильников, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации и являются расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Не могут являться основанием для отмены судебных актов доводы кассационной жалобы об отсутствии у административных ответчиков обязанности включения в соответствующий реестр бесхозяйного скотомогильника и оформления права собственности на него, поскольку в данном случае, указанное имущество необходимо для реализации полномочий субъекта Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, для организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней.
В связи с чем, судами правомерно отмечено, что при наличии у Правительства области права зарегистрировать право собственности на скотомогильник, оформление прав на него, с учетом целей создания скотомогильников, является необходимым для защиты публичных интересов.
Суды также правомерно указали, что Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области, исходя из его функций и полномочий, определенных Положением, утвержденным постановлением правительства Новосибирской области от 14 декабря 2016 г. N 428-П, обязан включить скотомогильник в реестр имущества государственной собственности Новосибирской области.
Учитывая изложенное, ссылки административного ответчика на отсутствие правоустанавливающих документов на спорный скотомогильник, а также обязанности оформлять права на скотомогильники, являются несостоятельными.
Высший исполнительный орган государственной власти Новосибирской области - Правительство Новосибирской области распоряжается и управляет собственностью области, обязанность по надлежащему содержанию скотомогильников (биотермических ям, сибиреязвенных захоронений) возложена на данный орган, однако Правительством Новосибирской области не принимается необходимых мер по обращению бесхозяйного скотомогильника в собственность Новосибирской области; спорный скотомогильник, содержащий сибиреязвенные захоронения, не соответствует требованиям ветеринарных и санитарно-эпидемиологических правил.
Поскольку скотомогильники и сибиреязвенные захоронения должны соответствовать требованиями ветеринарных и санитарно-эпидемиологических правил, подлежат приведению в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, судом правомерно возложена обязанность по приведению скотомогильника в соответствие с требованиями, установленными ветеринарными правилами.
Вступление в силу с 1 января 2021 г. Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденные приказом Минсельхоза России от 26 октября 2020 г. N 626, и утрата силы Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469, не свидетельствует об освобождении административных ответчиков от возложенной судом обязанности по приведению скотомогильника в соответствие с требованиями, установленными ветеринарными правилами, действующими на момент осуществления работ по обустройству скотомогильников.
Каких-либо новых доводов, способных на стадии кассационного рассмотрения поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение, в кассационных жалобах не приведено.
Доводы заявителей направлены на оспаривание обоснованности выводов судов об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены решения суда и апелляционного определения, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 15 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 13 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 4 марта 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.