Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Мишиной И.В, Конаревой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Иванова Виталия Константиновича, поданную 16 декабря 2021 г, на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 4 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 16 августа 2021 г, по административному делу N 2а-567/2021 по административному исковому заявлению Иванова Виталия Константиновича к Министерству лесного хозяйства Красноярского края о признании незаконными действий, о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э,
УСТАНОВИЛА:
Иванов В.К. обратился в Емельяновский районный суд Красноярского края с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Министерства лесного хозяйства Красноярского края об отказе в исключении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", имеющего разрешенное использование - для ведения садоводства, отнесенного к категории земель сельскохозяйственного назначения, из состава земель государственного лесного фонда; обязании Министерства лесного хозяйства Красноярского края исключить земельный участок из земель лесного фонда Российской Федерации.
В обоснование требований указано, что на основании договора купли - продажи от 3 июля 2013 г. Иванов В.К. является собственником указанного земельного участка.
13 февраля 2020 г. он обратился в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлением об устранении противоречий между Единым государственным реестром прав на недвижимое имущество и Государственным лесным реестром Российской Федерации в части исключения земельного участка с кадастровым номером N из государственного лесного фонда. Согласно информации, представленной Управлением Росреестра по Красноярскому краю, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 1279 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", "адрес", состоит на кадастровом учете с видом разрешенного использования - для ведения садоводства, отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения. Права Иванова В.К. на земельный участок возникли и зарегистрированы до 1 января 2016 г.
17 марта 2020 г. он также обратился в Министерство лесного хозяйств Красноярского края с заявлением об исключении земельного участка из лесного фонда Российской Федерации. Письмом N N от 7 апреля 2020 г. Министерство Лесного хозяйства Красноярского края отказало во внесении изменений, в связи с тем, что земельный участок расположен в границах особо охраняемых природных территорий.
Отказ полагает незаконным, нарушающим его права.
Решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 4 марта 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 16 августа 2021 г, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Иванов В.К. ставит вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований.
В обоснование кассационной жалобы указывает на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что нормы земельного законодательства Российской Федерации не допускают отнесение одного земельного участка к разным категориям земель. Настаивает, что поскольку земельный участок с кадастровым номером N сформирован и поставлен на кадастровый учет в установленном порядке с указанием категории земель - земли сельскохозяйственного назначения до 1 января 2016 г, к землям лесного фонда не относится. Министерством лесного хозяйства Красноярского края пропущен установленный законом срок для оспаривания зарегистрированного права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Иванов В.К. на основании заключенного 3 июля 2013 г. с Администрацией Емельяновского района Красноярского края договора купли-продажи земельного участка N является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", площадью 1279 кв.м. Согласно сведениям кадастрового учета земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, установлен вид разрешенного использования - для ведения садоводства. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 27 августа 2012 г.
17 марта 2020 г. Иванов В.К. обратилась в Министерство лесного хозяйства Красноярского края с заявлением об исключении земельного участка с кадастровым номером N из земель лесного фонда Российской Федерации.
Письмом Министерства лесного хозяйства Красноярского края N от 7 апреля 2020 г. Иванову В.К. отказано в исключении земельного участка с кадастровым номером N из земель лесного фонда Российской Федерации с указанием на то, что в соответствии с действующим лесохозяйственным регламентом Емельяновского лесничества и лесоустроительными материалами, определяющими границы земель лесного фонда, земельный участок с кадастровым номером N, располагается на землях лесного фонда, в границах части выдела 5 квартала 11 совхоза "Элита" Емельяновского участкового лесничества Емельяновского лесничества. Согласно Положению о государственном комплексном заказнике "Красноярский", утвержденному Постановлением Правительства Красноярского края от 20 апреля 2010 г. N 196-п, квартал 11 совхоза "Элита" Емельяновского участкового лесничества Емельяновского лесничества расположен в границах особо охраняемых природных территорий краевого значения. В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" земельные участки расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия, не подлежат исключению из состава земель лесного фонда.
Установлено также, что принадлежащий заявителю Иванову В.К. земельный участок пересекает земельный участок земель лесного фонда, расположенный в квартале N 11 (выдел 5) совхоза "Элита" Емельяновского участкового лесничества (кластер I заказника "Красноярский"), площадь пересечения 1 143 кв.м. Право собственности Российской Федерации зарегистрировано 25 марта 2015 г. на основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 2 марта 2015 г. N 5/321-гпр/р.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями статей 7, 27, 94, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", частей 3 и 6 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Законом Красноярского края от 28 сентября 1995 г. N 7-175 "Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае", Постановлением Правительства Красноярского края от 20 апреля 2010 г. N 196-п "Об образовании особо охраняемой природной территории - государственного комплексного заказника краевого значения "Красноярский" суд первой инстанции, с которым согласилась апелляционная коллегия, пришел к выводу о законности оспариваемого отказа в исключении земельного участка из состава лесного фонда Российской Федерации в связи с расположением земельного участка в границах особо охраняемых природных территорий.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ", статей 7 - 8 Лесного кодекса Российской Федерации, земли лесного фонда находятся в федеральной собственности; лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Согласно статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации к основным принципам земельного законодательства относятся, в том числе: учет значения земли как основы жизнедеятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации", лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Исходя из смысла приведенных правовых норм и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в указанном постановлении, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом. Распоряжение указанными землями может осуществляться только их собственником - Российской Федерацией в лице соответствующих уполномоченных органов.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую").
Согласно части 3 статьи 14 указанного Федерального закона в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
При этом, согласно пункту 1 части 6 статьи 14 поименованного Федерального закона положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки расположенные в границах особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с "Положением о государственном комплексном заказнике краевого значения "Красноярский", утвержденным Постановлением Правительства Красноярского края от 20 апреля 2010 г. N 196-п "Об образовании особо охраняемой природной территории - государственного комплексного заказника краевого значения "Красноярский" Государственный комплексный заказник "Красноярский" является особо охраняемой природной территорией краевого значения, организован на землях лесного фонда без изъятия земельных участков у пользователей, владельцев и собственников этих участков и не является юридическим лицом (пункты 1.1 и 1.2 "Положения").
Лесохозяйственным регламентом, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 26 сентября 2018 г. N 1434-од "Об утверждении лесохозяйственного регламента Емельяновского лесничества" установлено, что общая площадь земель лесного фонда лесничества составляет 326154га и в административно-хозяйственном отношении подразделяется на семь участковых лесничеств: Кемчугское, Мало-Кемчугское, Михайловское, Мостовское, Никольское, Устюгское и Емельяновское (пункт 1.1.2). Согласно пункту 1.1.8 кварталы 4-12 совхоза "Элита" Емельяновского участкового лесничества (1-й кластер ГКЗ "Красноярский") входят в перечень особо охраняемых природных территорий.
С учетом изложенного, выводы судов о законности отказа в исключении земельного участка из состава земель лесного фонда являются правильными, доводы кассационной жалобы основанные на пропуске срока на обращение за защитой имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений (с требованием об оспаривании зарегистрированного права), не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права и не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку из материалов административного дела следует, что меры правовой защиты, в том числе в отношении правообладателя земельного участка с кадастровым номером N Иванова В.К, не принимаются в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о границах особо охраняемых природных территории, однако в силу требований части 7 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в рассматриваемом случае положения части 3 статьи 14 указанного закона, устанавливающие приоритет сведений ЕГРН, не применяются.
Проверив правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Иванова В.К. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 4 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 16 августа 2021 г, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления обжалуемых в кассационный суд общей юрисдикции судебных актов в законную силу, в порядке, предусмотренном статьей 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 марта 2022 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.