Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черемисина Е.В, судей Мишиной И.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Красноярского края на решение Богучанского районного суда Красноярского края от 21 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 26 октября 2021 г.
по административному делу N 24RS0007-01-2020-001573-02 (N 2а-127/2021) по административному исковому заявлению прокурора Богучанского района Красноярского края в интересах неопределённого круга лиц к администрации Новохайского сельского совета Богучанского района Красноярского края, администрации Богучанского района Красноярского края и Министерству лесного хозяйства Красноярского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твёрдых бытовых отходов.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Черемисина Е.В, выслушав объяснения прокурора Афонина А.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Богучанского района Красноярского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с административным иском к администрации Новохайского сельского совета Богучанского района Красноярского края, администрации Богучанского района Красноярского края, Министерству лесного хозяйства Красноярского края о возложении обязанности в трёхмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твёрдых бытовых отходов на земельном участке муниципального образования Новохайский сельсовет площадью 1430 кв.м, расположенную в границах муниципального образования на расстоянии 2000 м в восточном направлении от п. Новохайский Богучанского района Красноярского края с координатами: N.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведённой проверки требований по охране окружающей среды был выявлен факт нахождения на указанном участке, являющемся местом общего пользования, несанкционированной свалки твёрдых бытовых отходов, определить собственника которых не представляется возможным. Обозначенный надел относится к неразграниченной государственной собственности. До настоящего времени земельный участок от отходов не очищен, что создаёт реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, неопределённого круга лиц, а также окружающей среды.
В судебном заседании помощник прокурора Богучанского района Красноярского края Скуратовский А.Ю. заявленные требования поддержал.
Решением Богучанского районного суда Красноярского края от 21 июля 2021 г. исковые требования удовлетворены частично. На Министерство лесного хозяйства Красноярского края возложена обязанность в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твёрдых бытовых отходов, расположенную на земельном участке площадью 1430 кв.м, расположенном на расстоянии 2000 м. в восточном направлении от п. Новохайский Богучанского района Красноярского края, в квартале 91 выдел 8 и 12 Новохайского (б.Хожинского) участкового лесничества КГБУ "Чунское лесничество", в границах координат N.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 26 октября 2021 г. решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Министерства лесного хозяйства Красноярского края - без удовлетворения.
Министерство лесного хозяйства Красноярского края 24 декабря 2021г. обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, которая поступила 14 января 2022 г.
В кассационной жалобе заявитель просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить.
В возражениях прокуратуры Красноярского края содержится просьба об оставлении обжалуемых судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте его рассмотрения.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что такого рода нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
На основании статьи 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия (часть 1), охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию (часть 2), охрана, защита, лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 3).
В соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга) (пункт 6); осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса (пункт 11).
Согласно части 1 статьи 60.12 ЛК РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами, в соответствии с пунктом 2 статьи 8 которого установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.
На основании Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 26 июля 2016 года N 374-п, министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет: нормативное правовое регулирование и разработку проектов законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края в области лесных отношений; оказание государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в области лесных отношений, в сфере образования (за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных органов исполнительной власти края); надзор (контроль) в областях лесных отношений, организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории края (пункт 1.1).
Для целей реализации полномочий, в соответствии с Положением, Министерство уполномочено на осуществление закупок работ по охране, защите, воспроизводству лесов, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Лесным кодексом Российской Федерации в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению на землях лесного фонда, не возложено в установленном порядке на краевые государственные бюджетные и автономные учреждения, подведомственные министерству, или на лиц, использующих леса (пункт 3.4.1.); осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга) (пункт 3.12.); осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 36 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 3.33.).
Исходя из приведенного правового регулирования, установив, что несанкционированная свалка твердых бытовых отходов (захламление территории бытовым мусором) находится на земельном участке, относящемся к категории земель - земли лесного фонда и на основании части 1 статьи 8 ЛК РФ является федеральной собственностью, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к обоснованному выводу о том, что министерство лесного хозяйства Красноярского края является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов федеральной собственности, поскольку собственники обязаны проводить мероприятия загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, а в отношении земель лесного фонда федеральной собственности указанные полномочия собственником переданы субъектам Российской Федерации.
Доводы административного ответчика об обратном основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Основания для возложения спорной обязанности на органы местного самоуправления в силу указанных выше норм, а также в силу положений главы 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отсутствуют.
Иные доводы кассационной жалобы, в том числе о том, что бюджетные средства на реализацию данных мероприятий министерству не выделяются, об образовании несанкционированной свалки в результате ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления своих полномочий и функций в части организации процесса сбора и вывоза бытовых отходов, правового значения в рассматриваемом случае не имеют и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
С учетом изложенного выводы судов соответствуют обстоятельствам административного дела, при его рассмотрении не допущено нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебных актов, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Богучанского районного суда Красноярского края от 21 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 26 октября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Красноярского края - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 2 марта 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.