Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Евтифеевой О.Э, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу заместителя главы города - руководителя департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска Фоминых А.А, поданную через суд первой инстанции 30 декабря 2021 г, на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 7 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 27 сентября 2021 г.
по административному делу N 2а-2393/2021 по административному исковому заявлению заместителя главы города - руководителя департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска Фоминых А.А. к Красноярскому природоохранному прокурору, прокуратуре Красноярского края об оспаривании предостережения прокурора.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, возражения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коган А.Г, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
заместитель главы города - руководителя департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска Фоминых А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании предостережения прокурора.
Требования мотивированы тем, что административному истцу Красноярским природоохранным прокурором 5 апреля 2021 г. объявлено предостережение о недопустимости нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, которым руководителю департамента городского хозяйства вменяется бездействие по постановке коммунальных сетей в качестве бесхозяйного имущества, по принятии имущества в муниципальную собственность и передачу сетей на обслуживание ресурсоснабжающей организации. Указано, что в случае непринятия мер по ликвидации аварийной ситуации, истец может быть привлечен к административной и уголовной ответственности. Административный истец предостережение незаконным, поскольку канализационный коллектор по "данные изъяты", используемый "данные изъяты" на основании заключенных с "данные изъяты" государственных контрактов холодного водоснабжения и водоотведения, не имеет присоединение к городской системе водоотведения, не относится к объектам, обеспечивающим водоотведение категории "население" города, обязанность по постановке ее на учет в качестве бесхозяйного отсутствует, ответственность за причинение вреда окружающей среде должны нести лица, причинившие вред.
Решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 7 июля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 27 сентября 2021 г, административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования, считает, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, нарушают его конституционные права на судебную защиту. В соответствии с распоряжением администрации города Красноярска от 25 мая 2021 г. N 510-ж "Об утверждении порядка взаимодействия органов администрации города по выявлению бесхозяйного недвижимого имущества в городе Красноярске и оформлению на него права муниципальной собственности", принять в муниципальную собственность сети канализационного коллектора бывшего предприятия "данные изъяты" не задействованные объекты, относящиеся к категории "население", невозможно. В ходе обследования канализационного коллектора по ул. Кразовской с участием представителей департамента, "данные изъяты" "данные изъяты" было установлено, что данный канализационный коллектор является объектом незавершенного строительства, не имеет присоединение к городской канализационной системе водоотведения. Следовательно, в случае постановки его на учет как бесхозяйного обязанность передачи его в эксплуатацию гарантирующей организации отсутствует.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что распоряжением администрации г. Красноярска от 25 мая 2011 г. N2 510-ж утвержден Регламент взаимодействия органов администрации города по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и оформлению на них права муниципальной собственности, пунктом 2.2 которого департамент городского хозяйства администрации города передает на обслуживание бесхозяйный объект организации согласно технологической связанности в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 3.14.1 распоряжения администрации г. Красноярска от 1 июля 2011 г. N 84-р "Об утверждении положения о департаменте городского хозяйства администрации города Красноярска" установлено, что департамент передает путем подписания передаточного акта бесхозяйные объекты централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводные и канализационные сети, путем эксплуатации которых осуществляется водоснабжение и (или) водоотведение, в эксплуатацию гарантирующей организации либо организации, которая осуществляет холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к бесхозяйным объектам, до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с действующим законодательством.
В мае 2020 г. Красноярской природоохранной прокуратурой по информации Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора проведена проверка по факту загрязнения реки Черемушка сточными водами в районе расположения ФКУ "данные изъяты", по результатам которой выявлено, что "данные изъяты" и "данные изъяты" на системной основе заключаются государственные контракты холодного водоснабжения и водоотведения, в соответствии с которыми гарантирующая организация обязалась принимать сточные воды от канализационных выпусков в централизованную систему водоотведения, обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект. Для выполнения договорных обязательств в части водоотведения "данные изъяты" использует бесхозяйный коллектор бывшего предприятия "данные изъяты" находящийся в разрушенном состоянии, вследствие чего сточные воды сбрасываются в рельеф и в дальнейшем в реку Черемушка (приток реки Енисей), загрязняя водный объект. Фактическое поступление сточных вод в централизованную систему водоотведения не осуществляется с 2011 г, в месте сброса сточных вод с 2011 г. образовался овраг и промоина, по дну которой открытым руслом сточные воды стекают в реку Черемушка, место впадения стоков в реку, сброс сточных вод из разрушенного участка коллектора продолжается по настоящее время. В период с 2014 г. в реестре муниципальной собственности в составе выявленного на территории г. Красноярска бесхозяйного имущества, объекта инженерной инфраструктуры - сети канализации не числится, сведениями об инженерных объектах иной формы собственности департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска не располагает. Ввиду продолжающегося нарушения, связанного со сбросом сточных вод 7 мая 2020 г. Главе г. Красноярска внесено представление.
В ноябре 2020 г. Департаментом городского хозяйства администрации г. Красноярска в адрес "данные изъяты" направлены письма о необходимости обращения в "данные изъяты" с целью определения точек подключения в централизованные сети канализации, находящиеся на обслуживании гарантирующей организации и возможности реализации строительства канализационного коллектора в рамках инвестиционной программы "данные изъяты" в сфере водоснабжения и водоотведения левобережной и правобережной частей г. Красноярска и иных муниципальных образований Красноярского края на 2018-2022 гг.
В апреле 2021 г. Красноярской природоохранной прокуратурой в рамках контрольно-надзорных функций установлено, что загрязнения почвы и реки Черемушка сточными водами в районе расположения "данные изъяты" продолжается.
5 апреля 2021 г. заместителю главы города Красноярска-руководителю департамента городского хозяйства Фоминых А.А. вынесено предостережение о недопустимости нарушения закона N от 5 апреля 2021 г, которым выявлено бездействие администрации г. Красноярска по постановке коммунальных сетей водоотведения на учет в качестве бесхозяйного имущества в муниципальную собственность и передачу сетей на обслуживание ресурсоснабжающей организации, что может повлечь за собой дальнейшее попадание загрязняющих веществ в составе сточных вод в поверхностный водный объект реки Енисей, привести к массовым заболеваниям населения города, а также ухудшение условий среды обитания водных биоресурсов рек. Указано, что в случае непринятия мер по ликвидации аварийной ситуации заместитель Главы города Красноярска может быть привлечен к административной и уголовной ответственности по "данные изъяты" КоАП РФ, статьи "данные изъяты" УК РФ.
Также судами установлено, что гарантирующей организацией для централизованной системы водоснабжения и водоотведения на территории г. Красноярска на основании постановления администрации г. Красноярска от 12 августа 2013 г. N 393 определено "данные изъяты" "данные изъяты" Канализационный коллектор бывшего предприятия "данные изъяты" посредством которого осуществляется водоотведение учреждений "данные изъяты" по "адрес" и "данные изъяты" по "адрес" в реестре государственной собственности Красноярского края не учитывается.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона принято в пределах компетенции прокурора при наличии должных к тому оснований, вынесению которого предшествовала прокурорская проверка.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным истцом обстоятельств дела.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации") прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке (пункт 2 статьи 22 и статья 25.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
В указаниях Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 39/7 "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона" детализированы условия объявления предостережения. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемых законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.
Применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений (пункт 2).
Предостережение необходимо объявлять на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях (пункт 2.1). Предостережение оформлять в виде специального прокурорского акта в письменной форме (пункт 2.2).
Таким образом, с учетом приведенных правовых положений предостережение, являющееся одной из мер прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов, должно основываться на достоверных сведениях о готовящихся противоправных деяниях, содержать в себе указание на конкретные нормы закона, о недопустимости нарушения которых предостерегает прокурор.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена организация водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций, принимая судебные акты, сослались на положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", и пришли к правильному выводу, что оспариваемое предостережение соответствует требованиям закона, так как объявлено надлежащему должностному лицу департамента городского хозяйства полномочным на это сотрудником прокуратуры по результатам проведенной проверки, выявившей достоверные факты нарушения закона, выразившиеся в бездействии администрации г. Красноярска по постановке коммунальных сетей водоотведения на учет в качестве бесхозяйного имущества в муниципальную собственность и передачу сетей на обслуживание ресурсоснабжающей организации, что может повлечь за собой дальнейшее попадание загрязняющих веществ в составе сточных вод в поверхностный водный объект реки Енисей, привести к массовым заболеваниям населения города, а также ухудшение условий среды обитания водных биоресурсов рек.
Доводы жалобы о невозможности принятия в муниципальную собственность сети канализационного коллектора бывшего предприятия ООО "КИСК" не задействованные объекты, относящиеся к категории "население", подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании положений закона.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов по существу заявленных требований установленным обстоятельствам соответствуют, не допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, основания для отмены судебных актов в кассационном порядке в пределах доводов жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 7 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 27 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 5 марта 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.