Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гусева Д.А, судей Новожиловой И.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-971/2021 (УИД 75RS0001-02-2020-011609-24) по иску Курбанова Миновасила Хозиевича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю о признании нуждающимся в жилом помещении, понуждении к действиям, по кассационной жалобе представителя Курбанова Миновасила Хозиевича - Терешонок Светланы Анатольевны на решение Центрального районного суда г. Читы от 13 мая 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 23 сентября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Курбанов Миновасил Хозиевич (далее по тексту - Курбанов М.Х, истец) обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю (далее по тексту - УМВД России по Забайкальскому краю, ответчик) о признании нуждающимся в жилом помещении, понуждении к действиям.
Требования мотивированы тем, что истец является "данные изъяты" полиции в отставке, ранее занимал должность "данные изъяты" УВД по Агинскому Бурятскому автономному округу, "данные изъяты". Приказом УВД по Забайкальскому краю от 11 июля 2008 г..N N он уволен по пункту "б" статьи 19 Закона Российской Федерации "О милиции" в связи с достижением возраста. При увольнении из органов внутренних дел выслуга лет у него в льготном исчислении составила 45 лет, в календарном исчислении 35 лет. Ранее истец состоял на индивидуальном учете сотрудников УВД Агинского округа, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечении их жилой площадью на 2000 год, под номером "данные изъяты". Курбанову М.Х. было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", с выдачей ордера на служебное жилое помещение. Данная квартира в собственность истца не перешла. По истечении времени истец с супругой К.Л.П. переехал жить в "адрес". Истец в собственности жилья не имеет. Протоколом заседания жилищной комиссии УМВД России по Забайкальскому краю от 22 августа 2014 г..N N на 2015 год истцу отказано во включении в сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы". Полагает отказ во включении его в сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", незаконным, поскольку государством гарантируется получение пенсионерами МВД Российской Федерации квартиры или жилищного сертификата.
Право на обязательное предоставление квартиры или выдачу жилищного сертификата сотруднику МВД Российской Федерации предусмотрено Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г..N 1-П и Указом Президента Российской Федерации от 2 января 2016 г..N 2 независимо от того, состоял ли истец на учете нуждающихся в жилом помещении.
С учетом уточнений исковых требований просил суд признать его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, обязать УМВД России по Забайкальскому краю осуществить постановку Курбанова М.Х. на учет для выдачи жилищного сертификата либо предоставления субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения семье Курбанова М.Х, обязать УМВД России по Забайкальскому краю выдать Курбанову М.Х. жилищный сертификат, либо предоставить субсидию для приобретения (строительства) жилого помещения его семье.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 13 мая 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 23 сентября 2021 г. в удовлетворении иска Курбанова М.Х. к УМВД Российской Федерации по Забайкальскому краю о признании нуждающимся в жилом помещении, понуждении к действиям отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Курбанова М.Х. - Терешонок С.А. просит отменить решение Центрального районного суда г. Читы от 13 мая 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 23 сентября 2021 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов дела, Курбанов М.Х. является сотрудником органов внутренних дел в звании "данные изъяты" в отставке, занимал "данные изъяты" УВД по Агинскому Бурятскому автономному округу - "данные изъяты".
Приказом УВД по Забайкальскому краю от 11 июля 2008 г. N N Курбанов М.Х. уволен по пункту "б" статьи 19 Закона Российской Федерации "О милиции", в связи с достижением определенного возраста.
Выслуга лет у Курбанова М.Х. на 11 июля 2008 г. составила в календарном исчислении 35 лет 5 месяцев 19 дней, в льготном исчислении 45 лет 10 месяцев 9 дней.
Из протокола заседания жилищной комиссии УМВД России по Забайкальскому краю от 22 августа 2014 г. N следует, что Курбанов М.Х. является "данные изъяты" в отставке, был уволен в связи с достижением возраста. Документов, подтверждающих признание истца нуждающимся в жилом помещении, на момент заседания жилищной комиссии не представлено. МО МВД России "Агинский" были представлены: список "Индивидуальный учет сотрудников УВД Агинского округа, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечении их жилой площадью на 2000 год", в котором Курбанов М.Х. значится под номером "данные изъяты", с составом семьи 4 человека. Представлена копия протокола N от 29 ноября 2001 г. заседания жилищно-бытовой комиссии УВД Агинского округа, согласно которому Курбанову М.Х. было предоставлено жилое помещение общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: "адрес", с выдачей ордера на служебное жилое помещение. Документов, подтверждающих, что жилое помещение было отнесено к специализированному жилому фонду, не имеется. Жилой дом в последующем был передан по заявлению в собственность сына Курбанова М.Х. - К.Р.М. на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от 3 февраля 2011 г, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 1 марта 2011 г. Курбанову М.Х. неоднократно письменно были даны разъяснения о необходимости предоставления документов, которые в полном объеме предоставлены не были. Кроме того, не представлен документ, подтверждающий, что внучка заявителя является членом его семьи. Жилищной комиссией было принято во внимание, что Курбанов М.Х. и члены его семьи имели обеспеченность свыше установленной учетной нормы предоставления общей площади жилого помещения (предоставление жилого помещения в 2001 году), а также тот факт, что Курбанов М.Х. не состоит на учете лиц, нуждающихся в жилом помещении по месту прохождения службы, не представлены справки о финансировании должности.
Решением комиссии Курбанову М.Х. с составом семьи из трех человек - он, супруга и внучка отказано во включении в сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы".
Обратившись в суд с иском, Курбанов М.Х. указывал на необеспеченность на день увольнения со службы в органах внутренних дел жилым помещением по договору социального найма и его нуждаемость в улучшении жилищных условий при общей продолжительности его службы в календарном исчислении более 10 лет.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что у истца отсутствует право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем при отсутствии доказательств постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 1 марта 2005 г. в соответствии с действующим правовым регулированием, Курбановым М.Х. не соблюдены условия для получения мер государственной поддержки по обеспечению жильем, поскольку им не представлены документы, свидетельствующие о его нуждаемости в улучшении жилищных условий, на момент увольнения со службы в 2008 году Курбанов М.Х. и члены его семьи были обеспечены жилым помещением, расположенном по адресу "адрес". Кроме того, Курбановым М.Х. пропущен срок исковой давности, поскольку он узнал о нарушении своих прав в 2014 году с момента отказа жилищной комиссией УМВД России по Забайкальскому краю о включении Курбанова М.Х. в сводный список граждан - участников программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что они соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации в России создаются условия для взаимного доверия государства и общества.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Правила N 153).
Пунктом 1 названного постановления установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Правила N 153 устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (далее - сертификат) в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Указанные положения предполагают предоставление мер социальной поддержки в жилищной сфере за счет федерального бюджета, направлены на реализацию социальных гарантий в жилищной сфере в данном случае граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе.
В соответствии с абзацем 6 подпункта "а" пункта 5 Правил N 153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и признанные участниками ведомственной целевой программы в порядке, установленном пунктами 19 - 21 настоящих Правил (далее - граждане - участники ведомственной целевой программы), которые подтвердили свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году (пункт 6 Правил N153).
В случае, предусмотренном пунктом 16 (2) Правил N 153, при совершении гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи, действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, на которую в результате указанных действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер общей площади занимаемого указанными гражданами жилого помещения (размером отчужденной общей площадью жилого помещения). Указанные действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в целях учета действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за 5 лет.
В случае если гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил, и членами его семьи, не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, занимаемого указанными гражданами по договору социального найма.
Согласно пункту 18 Правил N 153 выдача сертификатов осуществляется гражданам, указанным в подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил, - федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба) (далее - федеральный орган), в котором указанные граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 данного закона) (далее по тексту - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Названный Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ вступил в законную силу с 1 января 2012 г, то есть после увольнения Курбанова М.Х. со службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрен порядок предоставления сотрудникам органов внутренних дел единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.
Частью 6 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Как следует из части 1 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 г, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 данной статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся в том числе действия, связанные, в том числе с отчуждением жилых помещений или их частей.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила N 1223).
Пунктом 2 Правил N 1223 установлено, что принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников, в том числе сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта, - в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту службы.
Согласно пункту 3 Правил N 1223 предоставление единовременной выплаты осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены для сотрудников: гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии с правом на пенсию и принятым в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты; гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии и принятым до 1 марта 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, с приложением перечисленных документов (пункт 5 Правил N 1223).
При наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений (пункт 8 Правил N 1223).
Пунктом 9 Правил N 1223 предусмотрено, что в случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет (пункт 16 Правил).
Как указал Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 5 марта 2014 г. N 505-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Б. на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частью 1 статьи 44 Федерального закона "О полиции", частью 6 статьи 4, частями 1 и 2 статьи 6 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вводя новый порядок обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями - в виде предоставления им единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, федеральный законодатель предусмотрел распространение данной льготы и на граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, которые до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации (т.е. до 1 марта 2005 г.) были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (статья 6 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения только тем уволенным со службы в органах внутренних дел гражданам Российской Федерации, которые в период службы в органах внутренних дел были в установленном законодательством порядке приняты на соответствующий учет, по своей правовой природе является входящей в систему мер социальной защиты данной категории граждан льготой, направленной на удовлетворение потребности в жилье нуждающихся в нем граждан. Вместе с тем данная льгота не предоставлена тем гражданам, которые были уволены со службы в органах внутренних дел, но не состояли на учете ни в качестве имеющих право на единовременную социальную выплату (в органах внутренних дел), ни в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в органах местного самоуправления).
Таким образом, из анализа действующего правового регулирования следует, что сотрудники, уволенные из органов внутренних дел и имеющие общую продолжительность службы в календарном исчислении 10 лет и более, могут претендовать на меры государственной поддержки по обеспечению жилым помещением в случае признания за ними нуждаемости в улучшении жилищных условий, в связи с чем они должны состоять на соответствующем учете при соблюдений условий, в том числе при необеспеченности в установленном размере жилой площадью на состав семьи. При этом лицо, претендующее на меры социальной поддержки, как в виде предоставления государственного жилищного сертификата, так и в виде социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, должны представить документы, подтверждающие их нуждаемость в мерах социальной поддержки по обеспечению их жилым помещением. В том числе при постановке на учет лица в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, учитывается наличие у него в пользовании или собственности других жилых помещений, а также обстоятельства намеренного ухудшения им своих жилищных условий.
Из материалов дела следует, что Курбановым М.Х. условия для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, либо сохранения за ним очереди в соответствующем списке указанного учета, не соблюдены, судами дана надлежащая оценка установленным обстоятельствам и сделан обоснованным вывод о том, что фактически не имеется оснований считать истца нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях предоставления мер социальной поддержки.
Судами установлено, что согласно рапорту начальника тыла МО МВД России "Агинский" от 29 октября 2013 г, поданному на имя начальника тыла УМВД России по Забайкальскому краю, во исполнение телефонограммы от 18 октября 2013 г. "Об организации работы по принятию на учет для получения единовременной социальной выплаты" в МО МВД России "Агинский", сведений по наличию учетных дел и журнала учета лиц нуждающихся в жилых помещениях сотрудников органов внутренних дел и пенсионеров МВД России, вставших на учет до 1 марта 2005 г, нет.
В то же время распоряжением от 13 апреля 2011 г. N подтверждается, что объект недвижимости - квартира, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенная по адресу: "адрес", в связи с приватизацией исключен из состава имущества, находящегося на праве оперативного управления на балансе УВД по Забайкальскому краю.
Согласно сведениям ООО "Жилсервис" от 9 сентября 2021 г. дом, расположенный по адресу "адрес", не находится на обслуживании.
Из сообщения администрации городского округа " "адрес"" от 8 сентября 2021 г. следует, что ввиду отсутствия данных в программе регистрации МО предоставить выписку на дом, расположенный по адресу "адрес", нет возможности. ДД.ММ.ГГГГ представлены сведения о том, что в реестре муниципального имущества ГО " "адрес"" отсутствуют сведения о доме, расположенном по адресу "адрес".
Согласно сведениям МО МВД России "Агинский" от 13 сентября 2021 г. в связи с созданием в 2008 году нового субъекта "адрес", было создано новое юридическое лицо Управление внутренних дел по Забайкальскому краю. Все объекты недвижимого имущества, ранее состоявшие на балансе в УВД по АБАО в порядке правопреемства по актам приема-передачи были переданы в УВД по Забайкальскому краю.
Из ответа УМВД по Забайкальскому краю от 20 сентября 2021 г. следует, что дома, расположенного по адресу "адрес", в перечне передаваемого имущества не имелось, данный объект в 2000 году был приобретен УВД по АБАО по договору купли-продажи. В последующем данный объект был закреплен на праве оперативного управления за УМВД России по Забайкальскому краю, как ранее неучтенный.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Забайкальскому краю от 22 июня 2009 г. N согласован акт приема-передачи имущества с баланса Управления внутренних дел АБАО на баланс УВД по Забайкальскому краю, в котором жилое помещение по адресу: "адрес", отсутствует.
Распоряжением ТУ Росимущества в Забайкальском крае от 26 октября 2009 г. N УВД по Забайкальскому краю принято к учету ранее не учтенное государственное имущество - жилой дом, расположенный по адресу "адрес".
Распоряжением ТУ Росимущества в Забайкальском крае от 13 апреля 2011 г. N исключена из состава имущества УВД по Забайкальскому краю квартира, расположенная по адресу "адрес".
Из ответа Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в "адрес" и "адрес" от 22 сентября 2021 г. следует, что отсутствуют сведения в реестре федерального имущества об объекте недвижимости, расположенного по адресу "адрес".
С учетом изложенного судами обоснованно указано, что приведенные обстоятельства не подтверждают доводы стороны истца о том, что предоставленное ему 29 ноября 2001 г. жилое помещение по адресу: "адрес" относилось к служебному (специализированному) жилому фонду, на что обоснованно указано в протоколе N заседания жилищной комиссии УМВД России по Забайкальскому краю от 22 августа 2014 г.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 22 июня 2000 г. дом, расположенный по адресу "адрес", по договору купли-продажи от 17 мая 2000 г. приобретен УВД по АБАО у Б.Б.М.
Департамент государственного имущества АБАО 3 сентября 2008 г. в ответ на обращение К.Р.М. (сына истца Курбанова М.Х.) о рассмотрении заявления о приватизации дома, расположенного по адресу "адрес", сообщило, что в связи с реорганизацией, правопреемником УВД АБАО является УВД по Забайкальскому краю, в связи с чем решение о приватизации принимается УВД по Забайкальскому краю.
Заместителем прокурора "адрес" 17 сентября 2009 г. было внесено представление об устранении нарушений законодательства о постановке на учет федерального имущества по факту обращения Курбанова М.Х. в УВД по Забайкальскому краю, согласно которому 17 мая 2000 г. УВД по АБАО приобретен дом и земельный участок, расположенные по адресу "адрес". В 2001 году данный дом предоставлен для проживания сотруднику милиции Курбанову М.Х. Приказом МВД РФ от 22 октября 2007г. N "О создании УВД по Забайкальскому краю" с 1 марта 2008 г. на базе упраздняемых УВД по Читинской области и УВД по АБАО создано УВД по Забайкальскому краю. Проверкой установлено, что имущество, закрепленное за УВД по АБАО передано в УВД по Забайкальскому краю на основании акта приема-передачи объектов недвижимости и товарно-материальных ценностей от 30 июня 2008 г. Среди переданного имущества дом, расположенный по адресу "адрес", не значится.
В связи с изложенным, как указанно выше, распоряжением ТУ Росимущества в Забайкальском крае от 26 октября 2009 г. N в составе имущества УВД по Забайкальскому краю учтено ранее не учтенное государственное имущество: жилой дом, расположенный по адресу: "адрес".
Из копии паспорта истца следует, что Курбанов М.Х. с 8 августа 2003 г. был зарегистрирован по адресу "адрес", снят с регистрационного учета 23 августа 2010 г. В период с 23 августа 2010 г. по 21 апреля 2011 г. был зарегистрирован по адресу "адрес". С 21 апреля 2011 г. зарегистрирован по адресу "адрес". Иных отметок о снятии либо регистрации нет.
Из ответа МО МВД России "Агинский" отделения по вопросам миграции от 22 сентября 2021 г. следует, что Курбанов М.Х. с 21 апреля 2011 г. зарегистрирован по адресу "адрес", с 8 августа 2003 г. был зарегистрирован по месту жительства по адресу "адрес".
Согласно ответу администрации городского поселения "Новоорловское" в выписке из похозяйственной книги на момент 9 сентября 2021 г, в жилом помещении, расположенном по адресу "адрес", под N, значится Курбанов М.Х. с отметкой о постоянной регистрации с 21 апреля 2011 г.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30 ноября 2011 г, собственником квартиры, расположенной по адресу "адрес", значится К.Р.М.
Таким образом вопреки доводов кассационной жалобы являются обоснованными выводы судом об отсутствии оснований считать Курбанова М.Х. нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставлении мер социальной поддержки.
Не имеется оснований полагать, что Курбанов М.Х. не был обеспечен жилым помещением, поскольку как было указано выше согласно протокола заседания жилищной комиссии УМВД России по Забайкальскому краю от 22 августа 2014 г. N истец состоял на учете сотрудников УВД Агинского округа, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечении их жилой площадью под номером "данные изъяты" с составом семьи 4 человека, ему было предоставлено жилое помещение общей площадью по адресу: "адрес", в котором он был зарегистрирован и фактически проживал в том числе на момент увольнения из органов внутренних дел, при этом поскольку материалы дела не содержат сведений о присвоении данному жилому помещении статуса служебного, то суд апелляционной инстанции указал, что фактически данное жилое помещение было предоставлено на условиях социального найма, с регистрационного учета в данном жилом помещении истец самостоятельно снялся 23 августа 2010 г, тогда как при приватизации данного жилого помещения сыном истца в 2011 году отказ от приватизации был дан только К.Л.П, следовательно указанное жилое помещение было предоставлено истцу 29 ноября 2001 г. в качестве жилого помещения по договору социального найма на состав его семьи в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, данным жилым помещением истец фактически распорядился по своему усмотрению, снявшись с регистрационного учета и предоставив своему сыну право приватизировать жилое помещение.
Кроме того, следует отметить, что правоотношения по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 г. регулировались Жилищным кодексом РСФСР, а также Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 г. N335 (действовавшего до 1 марта 2005 г.).
Из положений пунктов 13, 14, 16, 17, 19 Примерных правил следует, что заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий рассматривалось жилищно-бытовой комиссией, которая вносила предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет; о принятом решении сообщалось гражданам в письменной форме; принятые на учет граждане включались в книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая велась как документ строгой отчетности по установленной форме; на каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводилось учетное дело, в котором должны были содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет; ежегодно в период с 1 января по 1 апреля предприятия, учреждения организации проводили перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий.
Порядок учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников органов внутренних дел и предоставления им жилых помещений регламентировался приказом МВД РФ от 5 января 1996 г. N18 "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел" (с 199 года по 2003 год) и приказом МВД РФ от 24 мая 2003 г. N 345 "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел" (с 2003 года по настоящее время), содержащими аналогичные нормы.
Приведенные правовые нормы указывают на обязанность лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, по прохождению ежегодной перерегистрации путем предоставления ежегодно в жилищную комиссию органа внутренних дел подтверждающих нуждаемость в жилом помещении документов, тогда как истцом каких-либо доказательств, подтверждающих его нуждаемость в улучшении жилищных условий на момент увольнения из органов внутренних дел в 2008 году и предоставления в подтверждение этого обстоятельства ежегодно необходимых документов, не представлено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, по сути, выражают несогласие с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, повторяют позицию истца, изложенную суду первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией истца, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке, фактически направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предусматривает недопустимость пересмотра окончательного решения суда исключительно в целях проведения повторного слушания по делу и постановления нового решения. Пересмотр окончательного решения суда возможен лишь с целью исправления судебных ошибок при неправильном применении правовых норм. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств. Указанные обстоятельства заявителем в кассационной жалобе не приведены.
Юридически значимые обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций определены правильно, выводы судов должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 13 мая 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 23 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Курбанова Миновасила Хозиевича - Терешонок Светланы Анатольевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.