Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-648/2021, УИД: 38RS0032-01-2021-001302-29 по иску Колмакова Александра Алексеевича к Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании решений об отказе в рассмотрении документов незаконными, обязании выплатить пособия по временной нетрудоспособности, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 12 июля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 октября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Колмаков А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Иркутское РО ФСС РФ) о признании решений об отказе в рассмотрении документов незаконными, обязании выплатить пособия по временной нетрудоспособности.
Требования мотивированы тем, что ООО "АЛЕКСКО" зарегистрировано 23 октября 2019 г, единственным учредителем и директором которого является Колмаков А.А. Трудовой договор ООО "АЛЕКСКО" с Колмаковым А.А. оформлен 11 сентября 2020 г. ООО "АЛЕКСКО" обратилось к ответчику с заявлениями о назначении (возмещения) пособия по временной нетрудоспособности Колмакову А.А. Истцом были получены решения ответчика об отказе в рассмотрении документов (сведений). Отказ в рассмотрении документов для назначения (возмещения) пособия по временной нетрудоспособности истцу ответчик мотивировал тем, что трудовые отношения с Колмаковым А.А. оформлены в период самоизоляции 65+ 11 сентября 2020 г, что, по мнению ответчика, нарушает "Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2020 г. N402. Истец полагает, что указанный документ не содержит положений, согласно которым оформление трудовых отношений в период самоизоляции нарушает цели данного акта. Между тем, назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется территориальными органами Фонда по месту регистрации страхователя. Фонд осуществляет назначение и выплату пособий по временной нетрудоспособности единовременно за весь период временной нетрудоспособности в течение 7 календарных дней со дня формирования электронного листка нетрудоспособности. Истец считает, что отказы ответчика в рассмотрении документов для назначения (возмещения) ему пособия по временной нетрудоспособности являются незаконными и необоснованными.
С учетом уточнений исковых требований просил суд признать незаконными решения ГУ - Иркутское РО ФСС РФ об отказе в рассмотрении документов (сведений) от 25 сентября 2020 г. N; от 25 сентября 2020 г. N; от 25 сентября 2020 г. N; от 12 октября 2020 г. N; от 8 октября 2020 г. N; от 30 октября 2020 г. N; от 19 октября 2020 г. N; обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов гражданина Колмакова А.А, назначив ему пособия по временной нетрудоспособности.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 12 июля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 октября 2021 г. исковые требования Колмакова А.А. удовлетворены. Признано незаконным решение ГУ - Иркутское РО ФСС РФ об отказе в рассмотрении документов (сведений) от 25 сентября 2020 г. N; от 25 сентября 2020 г. N; от 25 сентября 2020 г. N; от 12 октября 2020 г. N; от 8 октября 2020 г. N; от 30 октября 2020 г. N; от 19 октября 2020 г. N. На ГУ - Иркутское РО ФСС РФ возложена обязанность назначить и выплатить Колмакову А.А. пособие по временной нетрудоспособности.
В кассационной жалобе представитель ГУ - Иркутское РО ФСС РФ Щеколкова Е.О. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений и удовлетворении заявленных требований в полном объеме и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении исковых требований.
На кассационную жалобу Колмаковым А.А. принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с правилами части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением N от
18 октября 2019 г. в лице единственного учредителя Колмакова А.А. создано ООО "АЛЕКСКО", Колмаков А.А. назначен также на должность директора Общества.
23 октября 2019 г. в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о создании юридического лица - ООО "АЛЕКСКО".
11 сентября 2020 г. директором ООО "АЛЕКСКО" Колмаковым А.А. было принято решение об уходе на самоизоляцию, в целях противодействию распространения коронавирусной инфекции и в связи с высокой опасностью данного заболевания для здоровья лиц старше 65 лет. Временно исполняющей обязанности директора назначена О.
ФГБУ "НМИЦ ГБ им. Гемгольца" Минздрава России истцу были открыты больничные листы: 11 сентября 2021 г. (листок нетрудоспособности N); с 12 сентября 2020 г. по 14 сентября 2020 г. (листок нетрудоспособности N); с 15 сентября 2020 г. по 28 сентября 2020 г. (листок нетрудоспособности N); с 29 сентября 2020 г. по 12 октября 2020 г. (листок нетрудоспособности N); с 13 октября 2020 г. по 26 октября 2020 г. (листок нетрудоспособности N).
Указанные листки были направлены ООО "АЛЕКСКО" в ГУ - Иркутское РО ФСС РФ.
Ответчиком у ООО "АЛЕКСКО" были запрошены документы в отношении Колмакова А.А. о его трудоустройстве (извещения о предоставлении недостающих документов или сведений N от 16 сентября 2020 г.; N от 16 сентября 2020 г.; N от 16 сентября 2020г.; N от 30 октября 2020 г.).
ООО "АЛЕКСКО" в адрес ГУ - Иркутское РО ФСС РФ были направлены документы: копия трудовой книжки Колмакова А.А.; копия приказа от 11 сентября 2020 г. N о приеме на работу Колмакова А.А.
Решением ГУ - Иркутское РО ФСС РФ от 25 сентября 2020 г. N, на основании пункта 14 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. N293, листок нетрудоспособности N от 11 сентября 2020 г. был возвращен ООО "АЛЕКСКО" без рассмотрения. Основание: трудовые отношения оформлены в период самоизоляции 65+ 11 сентября 2020 г. Отказ в рассмотрении в связи с нарушением режима самоизоляции, предусмотренного пунктом 2 "Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2020 г. N 402.
Решением ГУ - Иркутское РО ФСС РФ от 25 сентября 2020 г. N был возвращен ООО "АЛЕКСКО" листок нетрудоспособности N, по основаниям, изложенным выше.
Решением ГУ - Иркутское РО ФСС РФ от 25 сентября 2020 г. N был возвращен ООО "АЛЕКСКО" листок нетрудоспособности N, по основаниям, изложенным выше.
Решением ГУ - Иркутское РО ФСС РФ от 8 октября 2020 г. N был возвращен ООО "АЛЕКСКО" листок нетрудоспособности N, по основаниям, изложенным выше.
Решением ГУ - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 12 октября 2020 г. N был возвращен ООО "АЛЕКСКО" листок нетрудоспособности N (повторно), по основаниям, изложенным выше.
Решением ГУ - Иркутское РО ФСС РФ от 19 октября 2020 г. N был возвращен ООО "АЛЕКСКО" листок нетрудоспособности N, по основаниям, изложенным выше.
Решением ГУ - Иркутское РО ФСС РФ от 30 октября 2020 г. N был возвращен ООО "АЛЕКСКО" листок нетрудоспособности N (повторно), по основаниям, изложенным выше.
Указанные выше обстоятельства явились основанием для обращения истца с иском в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что в установленном законом порядке ООО "АЛЕКСКО" в ГУ - Иркутское РО ФСС РФ были предоставлены сведения о застрахованных лицах, в том числе об истце, истец является застрахованным лицом в возрасте 65 лет и старше, кроме того, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за спорный период ООО "АЛЕКСКО" были уплачены, на истца оформлены листки нетрудоспособности медучреждением, оценив представленные по делу доказательства, пришел к выводу о том, что Колмаков А.А, осуществляя трудовую деятельность в ООО "АЛЕКСКО" и являясь застрахованным лицом, при принятии решения об уходе на самоизоляцию, в целях противодействия распространения коронавирусной инфекции и в связи с высокой опасностью данного заболевания для здоровья лиц старше 65 лет, вправе, с учетом оформленных листков нетрудоспособности, получить пособие по временной нетрудоспособности, в связи с чем, принятые ответчиком решения не отвечают требованиям закона.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не находит.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1.3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) страховым случаем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признается временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных статьей 5 Федерального закона N 255-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а"); устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" данного пункта (подпункт "у"); с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 указанного Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 названного Федерального закона (подпункт "ф").
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Подпунктом "б" пункта 3, подпунктами "в", "г" пункта 4 вышеуказанных Правил определено, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно- эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2020г. N 402 (действующее на момент возникновения спорных правоотношений), в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации прав граждан на охрану здоровья, были утверждены Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше.
В силу пункта 2 Временных правил, оформление листков нетрудоспособности, назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности за период, указанный в абзаце 6 пункта 8 настоящих Временных правил, осуществляются в случае принятия высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) на основании предложений (предписаний) главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации и их заместителей решения о продлении срока действия ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в части необходимости соблюдения режима самоизоляции лицами
в возрасте 65 лет и старше.
Назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляются на основании листка нетрудоспособности, сформированного и размещенного в информационной системе Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд), в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, уполномоченной Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее соответственно - электронный листок нетрудоспособности, уполномоченная медицинская организация) (пункт3).
Согласно пункту 1 Указа Губернатора Иркутской области от 18 марта 2020 г. N 59- уг "О введении режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (утратил силу с 12 октября 2020 г.), на территории Иркутской области с 20-00 часов 18 марта 2020 г. введен режим функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В силу пункта 6 Указа, в соответствии с пунктом 2(1) Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2020 г. N 402, был установлен срок действия ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в части необходимости соблюдения режима самоизоляции лицами в возрасте 65 лет и старше, а также с учетом пункта 7 настоящего указа: с 15 июня 2020 г. по 28 июня 2020 г.; с 29 июня 2020 г. по 12 июля 2020 г.; с 13 июля 2020 г. по 26 июля 2020 г.; с 27 июля 2020 г. по 31 июля 2020 г.; с 1 августа 2020 г. по 9 августа 2020 г.; с 10 августа 2020 г. по 23 августа 2020 г.; с 24 августа 2020 г. по 28 августа 2020 г.; с 29 августа 2020 г. по 11 сентября 2020 г.; с 12 сентября 2020 г. по 14 сентября 2020 г.; с 15 сентября 2020 г. по 28 сентября 2020 г.; с 29 сентября 2020 г. по 12 октября 2020 г. Рекомендовано лицам в возрасте 65 лет и старше соблюдать режим самоизоляции с 13 октября 2020 г. до исключения угрозы жизни и здоровью граждан в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Руководствуясь приведенными выше нормами права, установив, что Колмаков А.А, как лицо, достигшее 65 лет, воспользовался своим правом ухода на самоизоляцию, гарантированным ему Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2020 г. N 402, что трудовому законодательству не противоречит, а также установив факт уплаты за Колмакова А.А. страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных истцом исковых требований о признании незаконным решений ГУ - Иркутское РО ФСС РФ об отказе в рассмотрении документов (сведений) от 25 сентября 2020 г. N; от 25 сентября 2020 г. N; от 25 сентября 2020 г. N; от 12 октября 2020 г. N; от 8 октября 2020 г. N; от 30 октября 2020 г. N; от 19 октября 2020 г. N и возложении на ГУ - Иркутское РО ФСС РФ обязанности назначить и выплатить Колмакову А.А. пособие по временной нетрудоспособности.
Выводы суда первой и апелляционной инстанций подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 12 июля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 октября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.