Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 42RS0009-01-2021-003402-86 (2-2203/21) по иску Л.Е.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 11 ноября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Л.Е.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее- УПФР в г. Кемерово) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указала, что 26 февраля 2018г. года обратилась через сайт ПФР в Клиентскую службу (на правах отдела) в Ленинском районе г. Кемерово с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Решением УПФР в г. Кемерово от 25 мая 2018 г. N отказало истцу в досрочном назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимого стажа.
В частности, в стаж на соответствующих видах работ по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400 - ФЗ не были включены в льготном исчислении следующие периоды работы истца:
- с 1 июля 1991 г. по 14 октября 1994 г. (3 года 3 месяца 14 дней) - медицинская сестра отделения новорожденных в палате интенсивной терапии Городской клинической больницы N 3, в льготном исчислении 1:1, 6 ответчик указанный период не засчитал, поскольку, по его мнению, Перечнем отделений структурных подразделений хирургического профиля в стационарах, утвержденных Списками от 6 сентября 1991 г. N 464 и от 29 октября 2002 г. N 781 "медицинская сестра отделения новорожденных" не предусмотрена, с 3 ноября 2006 г. по 7 февраля 2007 г. (3 месяца 5 дней) - медицинская сестра по физиотерапии в МУЗ "Кемеровский кардиологический диспансер", с 1 апреля 2009 г. по 21 марта 2011 г. (1 год 11 месяцев 21 день) - медицинская сестра по физиотерапии в физиотерапевтическом отделении N2 МУЗ "Кемеровский кардиологический диспансер", с 10 декабря 2013 г. по 26 февраля 2018 г. (4 года 2 месяца 16 дней) - медицинская сестра по физиотерапии ГБУЗ КО "Кемеровская городская детская клиническая больница N7".
Также, ответчик не усмотрел оснований для зачета в стаж в календарном порядке по Спискам от 6 сентября 1991 г. N 464, от 22 сентября 1999 г. N 1066 и от 29 октября 2002 г. N 781 следующих периодов работы:
с 2 января 1989 г. по 28 июня 1989 г. (5 месяцев 27 дней) - участковая медицинская сестра в Енакиевской городской детской больнице Донецкой области, так как стаж на соответствующих видах работ не подтвержден документально (п.9 ст.21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, п.22 Правил N 884-н от 17 ноября 2014 г, Правил от 31 марта 2011г. N 258-н), отсутствует справка, подтверждающая льготный характер работы, -с 12 сентября 1989 г. по 5 марта 1991 г. (1 год 5 месяцев 24 дня) - медицинская сестра Ждановской горбольницы Донецкой области, так как стаж на соответствующих видах работ не подтвержден документально (п.9 ст.21. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, п.22 Правил N 884-н от 17 ноября 2014г, Правил от 31 марта 2011г. N 258- н), отсутствует справка, подтверждающая льготный характер работы, с 17 марта 2003 г. по 28 марта 2005 (2 года 12 дней) - фельдшер в Кемеровской технической школе РОСТО, так как стаж на соответствующих видах работ не подтвержден индивидуальными сведениями, отсутствует справка, подтверждающая льготный стаж работы, с 30 марта 2005 г. по 31 декабря 2005 г. (9 месяцев 2 дня), с 1 января 2006 г. по 2 января 2006 г. (2 дня), с 3 января 2006 г. по 2 ноября 2006 (10 месяцев) - медицинская сестра в процедурном кабинете в ООО "Семейный доктор", так как законодательством изначально определена единственная организационно-правовая форма лечебно-профилактических организаций - учреждение, а не общества с ограниченной ответственностью, с 30 ноября 2012 г. по 10 декабря 2012г. (11 дней) - медицинская сестра МУЗ "Центр врачебной практики", так как Списком N 781 от 29 октября 2002 г. "Центр врачебной практики" не предусмотрен, стаж на соответствующих видах работ подтвержден индивидуальными сведениями, с 3 декабря 1996 г. по 31 декабря 1996 г. (29 дней) - цикл повышения квалификации с отрывом от работы.
Истец считает решение ответчика в указанной части необоснованным, просила суд признать незаконным решение УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе от 25 мая 2018 г. N об отказе в установлении пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400 - ФЗ в части отказа во включении в стаж на соответствующих видах работ вышеуказанных периодов, возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды :
с 1 июля 1991 г. по 14 октября 1994 г. (3 года 3 месяца 14 дней) - медицинской сестрой отделения новорожденных в палате интенсивной терапии Городской клинической больницы N3 в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев, с 3 ноября 2006 г. по 7 февраля 2007г. (3 месяца 5 дней) - медицинской сестрой по физиотерапии в МУЗ "Кемеровский кардиологический диспансер" в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 месяца, с 1 апреля 2009 г. по 21 марта 2011 г. (1 год 11 месяцев 21 день) - медицинской сестрой по физиотерапии в физиотерапевтическом отделении N2 МУЗ "Кемеровский кардиологический диспансер" в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 месяца, с 10 декабря 2013 г. по 26 февраля 2018 г. (4 года 2 месяца 16 дней) - медицинской сестрой по физиотерапии ГБУЗ КО "Кемеровская городская детская клиническая больница N7" в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев, с 2 января 1989 г. по 28 июня 1989 г. (5 месяцев 27 дней) - участковой медицинской сестрой в Енакиевской городской детской больнице Донецкой области, с 12 сентября 1989 г. по 5 марта 1991 г. (1 год 5 месяцев 24 дня) - медицинской сестрой Ждановской горбольницы Донецкой области, с 17 марта 2003 г. по 28 марта 2005 г. (2 года 12 дней) - фельдшером в Кемеровской технической школе РОСТО, с 30 марта 2005 г. по 31 декабря 2005 г. (9 месяцев 2 дня), с 1 января 2006 г. по 2 января 2006 (2 дня), с 3 января 2006 г. по 2 ноября 2006 г. (10 месяцев) - медицинской сестрой в процедурном кабинете в ООО "Семейный доктор", с 30 ноября 2012 г. по 10 декабря 2012 г. (11 дней) - медицинской сестрой МУЗ "Центр врачебной практики", с 3 декабря 1996г. по 31 декабря 1996 г. (29 дней) - цикл повышения квалификации с отрывом от работы; возложить на ответчика обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с 8 сентября 2018 г.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 27 июля 2021 г. в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии от 25 мая 2018 г. N, включении периодов работы в специальный стаж: с 1 июля 1991 г. по 14 октября 1994 г. (3 года 3 месяца 14 дней); с 3 ноября 2006 г. по 7 февраля 2007 г. (3 месяца 5 дней); с 1 апреля 2009 г. по 21 марта 2011 г. (1 год 11 месяцев 21 день); с 10 декабря 2013 г. по 26 февраля 2018 г. (4 года 2 месяца 16 дней); с 2 января 1989 г. по 28 июня 1989 г. (5 месяцев 27 дней); с 12 сентября 1989 г. по 5 марта 1991 г. (1 год 5 месяцев 24 дня); с 17 марта 2003 г. по 28 марта 2005 г. (2 года 12 дней); с 30 марта 2005 г. по 31 декабря 2005 г. (9 месяцев 2 дня); с 1 января 2006 г. по 2 января 2006 г. (2 дня); с 3 января 2006 г. по 2 ноября 2006 г. (10 месяцев); с 30 ноября 2012 г. по 10 декабря 2012 г. (11 дней); с 3 декабря 1996 г. по 31 декабря 1996 г. (29 дней), назначении досрочной страховой пенсии по старости - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 11 ноября 2021 г. решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 27 июля 2021 г. отменено в части отказа в признании незаконным решения УПФР в г. Кемерово от 25 мая 2018 г. N об отказе Л.Е.В. в установлении пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ во включении в стаж на соответствующих видах работ периодов с 2 января 1989 г. по 28 июня 1989 г. (5 месяцев 27 дней) - участковой медицинской сестрой в Енакиевской городской детской больнице Донецкой области, с 12 сентября 1989 г. по 5 марта 1991 г. (1 год 5 месяцев 24 дня) - медицинской сестрой Ждановской горбольницы Донецкой области, с 30 ноября 2012 г. по 10 декабря 2012 г. (11 дней) - медицинской сестрой МУЗ "Центр врачебной практики", с 3 декабря 1996 г. по 31 декабря 1996 г. (29 дней) - повышение квалификации с отрывом от работы в должности медицинской сестры-анестезиолога в эндоскопическом отделе в Городском клиническом медицинском диагностическом центре, а также в части отказа включения периодов работы с 1 января 1992 г. по 14 октября 1994 г. (2 года 10 месяцев 14 дней) медицинской сестрой отделения новорожденных в палате интенсивной терапии Городской клинической больницы N 3 в льготной исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев; периодов работы в должности медицинской сестры по физиотерапии в МУЗ "Кемеровский кардиологический центр" с 3 ноября 2006 г. по 7 февраля 2007 г. в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 месяца; в должности медицинской сестры по физиотерапии в физиотерапевтическом отделении N 2 МУЗ "Кемеровский кардиологический центр" в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 месяца.
В отмененной части суд апелляционной инстанции принял новое решение, которым исковые требования Л.Е.В. в части признания незаконным решения ответчика об отказе во включении в специальный стаж в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периодов работы частично удовлетворил, признал незаконным решение ответчика от 25 мая 2018 г. N об отказе во включении в специальный стаж истца в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периодов работы
- с 2 января 1989 г. по 28 июня 1989 г. (5 месяцев 27 дней) - участковой медицинской сестрой в Енакиевской городской детской больнице Донецкой области, -с 12 сентября 1989 г. по 5 марта 1991 г. (1 год 5 месяцев 24 дней) - медицинской сестрой Ждановской горбольницы Донецкой области, -с 30 ноября 2012 г. по 10 декабря 2012 г. (11 дней) - медицинской сестрой МУЗ "Центр врачебной практики", -с 3 декабря 1996 г. по 31 декабря 1996 г. (29 дней) - повышение квалификации с отрывом от работы в должности медицинской сестры-анестезиолога в эндоскопическом отделе в Городском клиническом медицинском диагностическом центре;
с 1 января 1992 г. по 14 октября 1994 г. (2 года 10 месяцев 14 дней) медицинской сестрой отделения новорожденных в палате интенсивной терапии Городской клинической больницы N 3 в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев;
периодов работы в должности медицинской сестрой по физиотерапии в МУЗ "Кемеровский кардиологический центр" с 3 ноября 2006 г. по 7 февраля 2007 г. в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 месяца; в должности медицинской сестры по физиотерапии в физиотерапевтическом отделении N 2 МУЗ "Кемеровский кардиологический центр" в период с 1 апреля 2009 г. по 21 марта 2011 г. в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 месяца.
Суд апелляционной инстанции возложил на ответчика обязанность включить в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ указанные периоды работы истца. В остальной части решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 27 июля 2021 г. оставлено без изменения.
Представитель Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с заявлением о процессуальном правопреемстве и с кассационной жалобой, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 11 ноября 2021 г, как незаконного, вынесенного с нарушением норм материального права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Учитывая представленные заявителем документы, подтверждающие реорганизацию Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) путем присоединения к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции на основании ст.44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пришла к выводу об удовлетворении заявленного ходатайства о правопреемстве и замене Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) правопреемником Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы ответчика.
Судами установлено и следует из материалов дела, решением ответчика от 25 мая 2018 г. истцу было отказано в назначении досрочной пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ (стаж на соответствующих видах работ составил 19 лет 10 месяцев 1 день, при требуемом 30 лет), при этом ответчиком в специальный стаж не были включены вышеуказанные периоды работы.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для включения в специальный стаж Л.Е.В. вышеперечисленных спорных периодов работы не имеется, поскольку в материалах гражданского и пенсионного дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что работа, выполняемая Л.Е.В. в спорные периоды работы относится к работам, дающим право на пенсию на льготных условиях в соответствии с п. 20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 213 г. N 400-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции, проанализировал представленные доказательства, в том числе, записи в трудовой книжке, справки работодателей, уточняющие условия и характер работы, ответ Пенсионного фонда Донецкой народной республики в г. Енакиево от 21 мая 2018 г, истребовав новые доказательства, пришел к выводу о том, что спорные периоды работы истца с 2 января 1989 г. по 28 июня 1989 г. (5 месяцев 27 дней) - участковой медицинской сестрой в Енакиевской городской детской больнице Донецкой области, с 12 сентября 1989 г. по 5 марта 1991 г. (1 год 5 месяцев 24 дня) - медицинской сестрой Ждановской горбольницы Донецкой области подлежат включению в специальный стаж, поскольку регулируются Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397).
Указанным Перечнем предусмотрены амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований (поликлиники, амбулатории, диспансеры всех профилей, в том числе здравпункты), а также предусмотрена должность медицинской сестры.
Суд апелляционной инстанции также пришел к выводу о включении в специальный стаж истца периода работы с 30 ноября 2012 г. по 10 декабря 2012 г. медицинской сестрой в муниципальном учреждении здравоохранения "Центр врачебной практики", поскольку спорный период регулируется Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, которым в графе учреждения предусмотрены центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения: федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований) (п.8); в графе должность предусмотрена медицинская сестра. При этом суд учел, что муниципальное учреждение здравоохранения "Центр врачебной практики" является учреждением, созданным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, - Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово, Уставом указанного учреждения предусмотрено осуществление деятельности для удовлетворения общественной потребности в медицинском обслуживании граждан - оказание медицинской помощи населению г. Кемерово; предметом деятельности учреждения является оказание амбулаторно-поликлинической, консультативной помощи по профилю развернутых учреждением отделений.
Также суд апелляционной инстанции пришел к выводу о включении в специальный стаж истца периода с 3 декабря 1996 г. по 31 декабря 1996 г. (29 дней) - повышение квалификации с отрывом от работы в должности медицинской сестры-анестезиолога в эндоскопическом отделе в Городском клиническом медицинском диагностическом центре, указав, что оплата указанного периода произведена Л.Е.В. как ученический отпуск, а в соответствии с трудовым законодательством период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Повышение квалификации является обязательным условием трудового договора для медицинских работников и предусматривается должностными обязанностями, не выполнение которых влечет отстранение от работы. Работодатель предъявляет определенные требования к уровню профессиональной подготовки медицинских работников и требует их постоянного повышения, документального подтверждения квалификации и медицинских навыков.
Кроме того, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о включении в стаж истца периода работы с 1 января 1992 г. по 14 октября 1994 г. (2 года 10 месяцев 14 дней) медицинской сестрой отделения новорожденных в палате интенсивной терапии Городской клинической больницы N 3 в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев, ссылаясь на Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 и Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, которыми предусмотрено исчисление выслуги лет в льготном порядке как 1 : 1, 6 для среднего медицинского персонала отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии в лечебном учреждении.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу и о включении в специальный стаж периодов работы истца в должности медицинской сестры по физиотерапии в муниципальном учреждении здравоохранения "Кемеровский кардиологический центр" с 3 ноября 2006 г. по 7 февраля 2007 г. в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 месяца; в должности медицинской сестры по физиотерапии в физиотерапевтическом отделении N 2 муниципального учреждения здравоохранения "Кемеровский кардиологический центр" в период с 1 апреля 2009 г. по 21 марта 2011 г. в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 месяца, поскольку учреждение и должность предусмотрены Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции учел, что представленными в материалы дела документами подтверждается работа истца в спорные периоды в муниципальном учреждении здравоохранения "Кемеровский кардиологический центр", расположенном в сельской местности по адресу: Кемеровская область, Елыкаевское сельское поселение, д. Журавлево, ул. Янтарная, д. 13 "б", а поскольку работа Л.Е.В. осуществлялась как в городской так и в сельской местности, периоды работы в муниципальном учреждении здравоохранения "Кемеровский кардиологический центр" суд исчислил в льготном порядке как 1 к 1, 3.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно применил нормы материального права.
В соответствии с подп. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений ч. 1.1 настоящей статьи.
Согласно пп. "н" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г, включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утвержденные Правительством Российской Федерации. При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии с подп. "а" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
В силу п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" вместе с тем в соответствии с подп. "а" п. 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
Установив периоды работы, подлежащие включению в специальный стаж истца, отсутствие необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости стажа (с учетом подлежащего включению на основании определения суда апелляционной инстанции), суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Доводы кассатора о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции о включении указанных периодов в специальный стаж истца, не влекут отмену обжалуемого судебного акта, поскольку не содержат указаний на неправильное применение судом норм материального права.
Следует отметить, что устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки.
Судом апелляционной инстанции выводы о включении спорных периодов в специальный стаж истца подробно мотивированы со ссылкой на представленные доказательства и нормативные акты.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что доводы кассационной жалобы в целом выражают несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу ч. 2 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции, поскольку ст.ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу отнесено к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Ходатайство Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о правопреемстве удовлетворить.
Произвести замену Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) правопреемником Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 11 ноября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.