Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Леонтьевой Т.В, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А, с участием прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трифоновой М.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2813/2021 (УИД 75RS0001-02-2021-002056-84) по иску Павленко Евгения Анатольевича к Федеральной таможенной службе Дальневосточного таможенного управления - Читинская таможня о восстановлении на работе, возложении обязанности произвести выплаты, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Федеральной таможенной службы Дальневосточного таможенного управления - Читинская таможня на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 28 октября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, пояснения представителя Федеральной таможенной службы Дальневосточного таможенного управления - Читинской таможни Савватеевой Г.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трифоновой М.К. об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Павленко Евгений Анатольевич (далее - Павленко Е.А, истец) обратился в суд с иском к Федеральной таможенной службе Дальневосточного таможенного управления - Читинская таможня о восстановлении на работе, возложении обязанности произвести выплаты, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований указывал на то, что на основании приказа Федеральной таможенной службы Дальневосточного таможенного управления - Читинская таможня от 30 января 2020 г. с Павленко Е.А. заключен служебный контракт N 10719000/0062ск/20 о прохождении государственной гражданской службы, согласно которому с 5 февраля 2020 г. Павленко Е.А. принят на неопределенный срок на государственную гражданскую службу на должность главного государственного таможенного инспектора Читинского таможенного поста Читинской таможни.
25 августа 2020 г. Павленко Е.А. вручено уведомление о сокращении его должности в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями в Читинской таможне.
Приказом Федеральной таможенной службы Дальневосточного таможенного управления - Читинская таможня от 10 ноября 2020 г. N 1359-к Павленко Е.А. назначен на должность старшего государственного таможенного инспектора отделения распоряжения имуществом и исполнения постановлений уполномоченных органов Читинской таможни, на период отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы.
10 декабря 2020 Павленко Е.А. вручено уведомление об истечении 12 января 2021 г. срока действия служебного контракта, заключенного на период отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы 11 января 2021 г.
Приказом Федеральной таможенной службы Дальневосточного таможенного управления - Читинская таможня от 16 декабря 2020 г. N 1403-К служебный контракт N 10719000 1183ск/20 от 10 ноября 2020 г. расторгнут с 11 января 2021 г, Павленко Е.А. уволен 11 января 2021 г. по пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта.
Павленко Е.А. с увольнением не согласен.
Павленко Е.А. просил суд восстановить его в ранее занимаемой должности главного государственного таможенного инспектора Читинского таможенного поста Читинской таможни с 3 ноября 2020 г.; уволить его из органов Читинской таможни в связи с проведением организационно-штатных мероприятий и сокращением его должности с 12 января 2021 г.; обязать ответчика произвести выплаты в связи с увольнением Павленко Е.А. при проведении организационно-штатных мероприятий и сокращением его должности в размере 206 451, 45 руб.; взыскать с Федеральной таможенной службы Дальневосточного таможенного управления - Читинская таможня разницу в должностных окладах по ранее занимаемой должности главного государственного таможенного инспектора Читинского таможенного поста Читинской таможни в размере 8 216, 60 руб.; компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 руб.; признать прием на временную декретную должность фактом перевода на иную должность.
Решением Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 29 июня 2021 г. исковые требования Павленко Е.А. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 28 октября 2021 г. решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 29 июня 2021 г. отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований истца о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. Исковые требования в данной части удовлетворены частично. Павленко Е.А. восстановлен с 12 января 2021 г. в должности главного государственного таможенного инспектора Читинского таможенного поста Читинской таможни. С Читинской таможни в пользу Павленко Е.А. взыскана заработная плата за время вынужденного прогула в сумме 329661, 98 руб, компенсация морального вреда в размере 20 000 руб. С Читинской таможни в доход бюджета городского округа "Город Чита" взыскана государственная пошлина в размере 6 797 руб. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Федеральная таможенная служба Дальневосточного таможенного управления - Читинская таможня просит об отмене судебного акта апелляционной инстанции как незаконного.
Читинской транспортной прокуратурой поданы возражения на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что на основании приказа N 77-К от 30 января 2020 г. Федеральной таможенной службы Читинской таможней заключен служебный контракт с Павленко Е.А. о прохождении им государственной гражданской службы главного государственного таможенного инспектора Читинского таможенного поста Читинской таможни N 10719000/Ь062ск/20 с 5 февраля 2020 г. на неопределенный срок.
Согласно приказу Дальневосточного таможенного управления от 17 августа 2020 г. N 295 "Об организационно-штатных мероприятиях в таможенных органах, подчиненных Дальневосточному таможенному управлению" Читинской таможне поручено провести организационно-штатные мероприятия в Читинской таможне и внести изменения в штатное расписание таможни.
В рамках данного поручения Дальневосточным таможенным управлением был издан приказ Читинской таможни от 19 августа 2020 г. N 566 "Об организационно-штатных мероприятиях в Читинской таможне", согласно которому, из штатного расписания Читинской таможни исключались должности государственных гражданских служащих отдела таможенного оформления и таможенного контроля N 1 Читинского таможенного поста.
25 августа 2020 г, за 2 месяца до наступления организационно-штатных мероприятий, Павленко Е.А. ознакомлен с уведомлением о сокращении замещаемой им должности гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" с 3 ноября 2020 г.
10 ноября 2020 г. с Павленко Е.А. проведено собеседование, в рамках которого ему были предложены вакантные должности главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Сибирского таможенного поста (центр электронного декларирования) Сибирской электронной таможни, от которой Павленко Е.А. отказался.
Кроме того, истцу Павленко Е.А. предложена должность старшего государственного таможенного инспектора отделения распоряжения имуществом и исполнения постановлений уполномоченных органов на период отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы с заключением срочного служебного контракта. С данной должностью Павленко Е.А. согласился.
По состоянию на 10 ноября 2020 г. имелись и другие вакантные должности в Читинской таможне и Сибирской электронной таможне: главный государственный таможенный инспектор (по информационной безопасности и технической защите информации) Читинской таможни; начальник отделения товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Читинской таможни; главный государственный таможенный инспектор по правовой работе таможенного поста МАПП Забайкальск; главный государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля Сибирского таможенного поста (центр электронного декларирования) Сибирской электронной таможни.
С данным списком вакантных должностей Павленко Е.А. также ознакомлен 10 ноября 2020 г.
По итогам беседы Павленко Е.А. было принято решение об отказе от предложенной должности, решение оформлено в листе собеседования от 10 ноября 2020 г.
10 ноября 2020 Павленко Е.А. написано заявление о назначении на должность старшего государственного, таможенного инспектора отделения распоряжения имуществом и исполнения постановлений уполномоченных органов на период отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы.
Приказом Читинской таможни от 10 ноября 2020 г. N 1359-к "О назначении Е.А. Павленко" Павленко Е.А. назначен на должность старшего государственного таможенного инспектора, отделения распоряжения имуществом и исполнения постановлений уполномоченных органов Читинской таможни, на период отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы, К, служебный контракт N 10719000/0062ск/20 от 5 февраля 2020 г. с Павленко Е.А. прекращен с 10 ноября 2020 г.
С 10 ноября 2020 г. с Павленко Е.А заключен срочный служебный контракт N 10719000/1183ск/20 о прохождении государственной гражданской службы и замещении должности государственной гражданской службы на определенный срок на период отсутствия гражданского служащего К, за которым сохраняется должность гражданской службы в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 25 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
13 декабря 2020 г. К. написала заявление о досрочном выходе из отпуска по уходу за ребенком с 12 января 2021 г.
9 декабря 2020 г. приказом таможни N 1388-КМ отпуск К. прекращён с 12 января 2021 г.
9 декабря 2020 г. Павленко Е.А. вручено уведомление об истечении 12 января 2021 г. срока действия служебного контракта, заключенного на период отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы, и освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы 11 января 2021 г. по пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 79-ФЗ Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Приказом Читинской таможни от 16 декабря 2020 г. N 1403-К "Об увольнении Е.А. Павленко", служебный контракт N 10719000 1183ск/20 от 10 ноября 2020 г. расторгнут с 11 января 2021 г, Павленко Е.А. подлежит увольнению. С данным приказом Павленко Е.А. ознакомлен 16 декабря 2020 г.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводам о законности увольнения истца и отсутствии оснований для восстановления его на работе в прежней должности.
Суд апелляционной инстанции не согласился с такими выводами суда первой инстанции.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что суд первой инстанции оставил без внимания подлежащие применению к спорным отношениям в системной взаимосвязи нормы части 3 статьи 30 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", определяющие порядок временного перевода гражданского служащего для замещения должности временно отсутствующего гражданского служащего, и положения части 1 статьи 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации, исходя из которых представитель нанимателя не вправе отказать гражданскому служащему, ранее проходившему службу на условиях служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и назначенному в порядке перевода по основному месту службы временно на иную должность гражданской службы на период отсутствия другого гражданского служащего, в предоставлении по окончании срока такого перевода по его требованию прежней должности.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции о том, что предыдущий контракт от 5 февраля 2020 г. с Павленко Е.А. был прекращен при заключении нового служебного контракта от 10 ноября 2020 г, в связи с чем временного перевода не имелось, а также о том, что Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не содержит императивных предписаний, обязывающих представителя нанимателя перевести гражданского служащего на ранее занимаемую должность по окончании срока временного перевода на должность отсутствующего гражданского служащего, не основанными на законе.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно Конституции Российской Федерации труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями у труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1). Данное право может быть реализовано гражданином в различных формах, в том числе путем поступления на государственную гражданскую службу.
На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе (часть 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статья 2 этого закона; далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации (статья 13 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Представитель нанимателя - руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Одним из принципов государственной гражданской службы Российской Федерации, установленных в статье 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, является принцип стабильности гражданской службы (пункт 5 статьи 4 названного закона).
Прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы осуществляются на основе служебного контракта - соглашения между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон (часть 1 статьи 23 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы (часть 1 статьи 26 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Частью 5 статьи 24 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.
Для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим: 1) служебный контракт на неопределенный срок; 2) срочный служебный контракт (часть 1 статьи 25 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ и другими федеральными законами (часть 3 статьи 25 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 25 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ срочный служебный контракт заключается, в частности, в случае: замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с названным федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы (пункт 2); замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта (пункт 6).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ одним из общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является истечение срока действия срочного служебного контракта.
Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа (часть 2 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено Федеральным законом (часть 1 статьи 35 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Срочный служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ сохраняется должность гражданской службы, расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу, гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы (часть 3 статьи 35 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Наряду с нормами, регулирующими заключение срочного служебного контракта для замещения должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего, а также прекращение такого контракта, в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ в статье 30 определен порядок временного замещения гражданским служащим иной, не обусловленной служебным контрактом должности гражданской службы, ранее замещаемой временно отсутствующим гражданским служащим.
Так, частью 3 статьи 30 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ предусмотрено, что по соглашению сторон служебного контракта представитель нанимателя вправе назначить гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, в том числе более высокой группы должностей, с установлением должностного оклада по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже должностного оклада по ранее замещаемой должности гражданской службы, выплатой установленных по временно замещаемой должности гражданской службы надбавок и предоставлением государственных социальных гарантий.
Вместе с тем в названной статье не содержится норм, регулирующих отношения сторон служебного контракта по окончании срока временного перевода гражданского служащего на иную должность в том же государственном органе на период временного отсутствия гражданского служащего, ранее замещающего такую должность.
Статьей 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ.
Следовательно, данной статьей предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с гражданской службой.
Эта правовая позиция отражена в преамбуле Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2016 г.).
В Трудовом кодексе Российской Федерации в части 1 статьи 72.2, определяющей порядок и условия временного перевода работника на другую работу, закреплена норма, согласно которой по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, работник может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя на срок до одного года, а в случае, когда такой перевод осуществляется для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу. Если по окончании срока перевода прежняя работа работнику не предоставлена, а он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, статья 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает случаи временного перевода на другую работу, при этом по письменному соглашению сторон работник может замещать временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, до выхода этого работника на работу. По окончании срока перевода работнику гарантируется предоставление прежней работы, в случае же, если прежняя работа работнику не предоставлена, он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 1912-О, от 16 июля 2015 г. N 1658-О).
Из приведенных нормативных положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи следует, что специфика государственной гражданской службы в Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению полномочий органов государственной власти предопределяет особый правовой статус гражданских служащих.
Прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы осуществляются на основе служебного контракта, который заключается между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим на неопределенный или определенный срок.
При этом законодательство, регулирующее отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, устанавливая требования к содержанию контракта, права сторон по определению его условий и виды контрактов (служебный контракт на неопределенный срок и срочный служебный контракт), по общему правилу не наделяет представителя нанимателя правом переоформить контракт, заключенный с гражданским служащим на неопределенный срок, на срочный служебный контракт.
Назначение гражданского служащего, проходящего гражданскую службу на условиях служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, на иную (невакантную) должность гражданской службы в том же государственном органе в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ возможно только по соглашению сторон служебного контракта, осуществляется на период временного отсутствия гражданского служащего, замещающего такую должность (болезнь, отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет и др.) и оформляется актом государственного органа о назначении на должность гражданской службы.
Ввиду того, что в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ лишь статья 30 регламентирует порядок временного перевода гражданского служащего на иную должность в том же государственном органе на период временного отсутствия гражданского служащего, замещающего такую должность, и в названной статье не содержится норм, регулирующих отношения сторон служебного контракта по окончании срока этого временного перевода, в силу статьи 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ в таком случае подлежат применению положения части 1 статьи 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации, по смыслу которых по окончании срока временного перевода работника на другую работу ему гарантируется предоставление прежней работы.
Установив, что в приказе Читинской таможни от 10 ноября 2020 г. N 1359 о назначении Павленко Е.А. на должность старшего государственного таможенного инспектора отделения распоряжения имуществом и исполнения постановлений уполномоченных органов Читинской таможни, на период отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы, оснований для прекращения служебного контракта N 10719000/0062ск/20 от 5 февраля 2020 г, предусмотренных действующим законодательством о государственной гражданской службе, не указано, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что не имелось оснований для прекращения служебного контракта от 5 февраля 2020 г.
Частью 1 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью 3 статьи 81 данного кодекса.
Поскольку должности временно отсутствующих на работе сотрудников, не являются вакантными, так как за указанными работниками сохраняется место работы, то при проведении процедуры мероприятий по сокращению численности или штата работников ответчик не мог предлагать истцу должность старшего государственного таможенного инспектора, отделения распоряжения имуществом и исполнения постановлений уполномоченных органов Читинской таможни, на период отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы.
Между тем, поскольку такая должность истцу была предложена, и он на нее согласился, то в случае окончания срока перевода работнику должно быть гарантировано предоставление прежней работы, а потому суд апелляционной инстанции правомерно признал увольнение Павленко Е.А. незаконным по пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 79-ФЗ Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с истечением срока служебного контракта, а потому обоснованно восстановил его на работе в прежней должности.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судом апелляционной инстанции верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебного акта, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 28 октября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной таможенной службы Дальневосточного таможенного управления - Читинская таможня - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Леонтьева
Судьи И.А. Новожилова
Д.А. Гусев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.