Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4018/2021 (УИД 55RS0002-01-2021-005840-93) по иску Масловой Ларисы Константиновны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска, Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о признании решения незаконным, по кассационной жалобе представителя истца Масловой Ларисы Константиновны - Кайдаулова Всеволода Александровича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 26 октября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Маслова Лариса Константиновна (далее - Маслова Л.К, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска (далее - УПФР в Центральном административном округе г. Омска), Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области (далее - ОПФР по Омской области) о признании решения незаконным.
В обоснование своих требований указывала на то, что Маслова Л.К. с 1972 года осуществляла трудовую деятельность и с 27 мая 2004 г. ей назначена трудовая пенсия по старости.
10 августа 1990 г. Масловой Л.К. присуждена премия Совета Министров СССР за проектирование и строительство спортивно-концертного комплекса "Иртыш" в г. Омске.
29 марта 2021 г. Маслова Л.К. обратилась к ответчику с заявлением об установлении дополнительного материального обеспечения.
Решением УПФР в Центральном административном округе г. Омска от 19 мая 2021 г. N115511/21 Масловой Л.К. отказано в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения (далее - ДМО) согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", в связи с тем, что ДМО гражданам, награждённым дипломом лауреата премии Совета Министров СССР, законом не предусмотрено.
С указанным решением Маслова Л.К. не согласна, считает его незаконным и необоснованным.
Маслова Л.К. просила суд признать решение УПФР в Центральном административном округе г. Омска от 19 мая 2021 г. N115511/21 незаконными.
Решением Куйбышевского районного суда г. Омска Омской области от 10 августа 2021 г. исковые требования Масловой Л.К. удовлетворены. Действия УПФР в Центральном административном округе г. Омска, выразившиеся в принятии решения от 19 мая 2021 г. N115511/21 об отказе в назначении Масловой Л.К. дополнительного материального обеспечения, признаны незаконными. Решение УПФР в Центральном административном округе г. Омска от 19 мая 2021 г. N115511/21 об отказе в назначении Масловой Л.К. дополнительного материального обеспечения отменено.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 26 октября 2021 г. произведена замена ответчика УПФР в Центральном административном округе г. Омска правопреемником - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 26 октября 2021 г. решение Куйбышевского районного суда г. Омска Омской области от 10 августа 2021 г. отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Масловой Л.К. отказано.
В кассационной жалобе представитель истца Масловой Л.К. - Кайдаулов В.А. просит об отмене судебного акта апелляционной инстанции как незаконного.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Маслова Л.К. является получателем трудовой пенсии по старости.
Постановлением Совета Министров СССР от 10 августа 1990 г. Масловой Л.К. присуждена премия Совета Министров СССР за проектирование и строительство спортивно-концертного комплекса "Иртыш" в г. Омске, выдан диплом лауреата премии Совета Министров СССР и нагрудный знак.
29 марта 2021 г. Маслова Л.К. обратилась в УПФР в Центральном административном округе г. Омска с заявлением о назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения.
Решением УПФР в Центральном административном округе г. Омска от 8 апреля 2021 г. Масловой Л.К. была назначена ежемесячная доплата к пенсии с 29 марта 2021 г, в период с 29 марта 2021 г. по 31 марта 2021 г. выплачено 18 500 руб, с 1 апреля 2021 г. размер составил 19 129, 31 руб.
В связи с установлением территориальным органом УПФР в Центральном административном округе г. Омска неправомерного факта назначения Масловой Л.К. ежемесячной доплаты к пенсии, принято решение о прекращении ежемесячной доплаты к пенсии с 29 мая 2021 г. и решение об отказе в назначении от 19 мая 2021 г. N115511\2021, поскольку гражданам, награжденным дипломом премии Совета Министров СССР, назначение дополнительного ежемесячного материального обеспечения не предусмотрено.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Масловой Л.К, суд первой инстанции исходил из того, что истец имеет право на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения, поскольку награжден премией Совета Министров СССР, учрежденной высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР, а потому является лауреатом государственной премии СССР за выдающиеся достижения и особые заслуги перед государством.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о неправильном применении судом первой инстанции норм права, регулирующих спорные отношения, руководствуясь положениями Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечений граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", исходил из того, что в системе премий, присуждаемых в СССР, различаются Государственные премии СССР и премии Совета Министров СССР, которые имеют различные цели и основания присуждения, правовой статус и субъектов присуждения; премия Совета Министров СССР к числу государственных не относится.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции не усматривает, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 указанного Закона установлено, что граждане Российской Федерации, получающие пенсию, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 1 названного Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечений граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается: лауреатам Ленинской премии, лауреатам Государственных премий СССР и лауреатам Государственных премий Российской Федерации (РСФСР).
Правительство Российской Федерации в пункте 2 постановления от 7 июня 2002 г. N 390 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" установило, что перечень документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Реализуя указанные полномочия и в соответствии с подпунктом 5.2.162 пункта 5.2 и подпунктом 10.20 пункта 10 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России по согласованию с Минфином России издал Приказ, утвердивший Перечень. Субъектами правоотношений, названных в подпункте 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечений граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", являются лауреаты Ленинской премии, лауреаты государственных премий СССР, лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР).
Пункт 5 Перечня в полной мере согласуется с указанной нормой Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечений граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", устанавливая, что для назначения дополнительного материального обеспечения гражданами Российской Федерации, являющимися лауреатом Ленинской премии, лауреатом Государственной премии СССР, лауреатом Государственной премии РСФСР, лауреатом Государственной премии Российской Федерации, представляется диплом: лауреата Ленинской премии, лауреата Государственной премии СССР, лауреата Государственной премии РСФСР, лауреата Государственной премии Российской Федерации.
По смыслу Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечений граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" к числу граждан, имеющих право на дополнительное материальное обеспечение, относятся лауреаты лишь тех премий, которые присуждались за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией. Такими премиями являются государственные премии Российской Федерации, учрежденные (учреждавшиеся) от имени Российской Федерации в системе государственного премирования и имеющие (имевшие) статус "Государственная премия" в соответствии с актом, учредившим соответствующую премию, и положением о ней (ранее государственные премии РСФСР). Полномочия Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти определены Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", который не предусматривает компетенции по учреждению и присуждению премий от имени Российской Федерации.
Премии Совета Министров СССР учреждены Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 15 марта 1977 г. N 211 "О совершенствовании порядка премирования руководящих, инженерно-технических работников и служащих производственных объединений, предприятий и организаций производственных отраслей народного хозяйства" для присуждения ежегодно коллективам работников научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических и других организаций, производственных и научно-производственных объединений, предприятий за выполнение комплексных научных исследований, проектно-конструкторских и технологических работ по важнейшим направлениям развития народного хозяйства и его отраслей и за внедрение результатов этих исследований и работ, которые выплачиваются за счет средств централизованного фонда премирования за создание и внедрение новой техники.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР N 950 от 18 октября 1979 г. премия Совета Министров СССР присуждалась Советом Министров СССР по представлению: Госстроя СССР, Государственного комитета СССР по науке и технике и ВЦСПС за разработку наиболее выдающихся проектов и строительство по этим проектам предприятий, зданий и сооружений; Государственного комитета СССР по науке и технике, Министерства сельского хозяйства СССР, Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, Госкомсельхозтехники СССР и ВЦСПС за разработку и внедрение в производство результатов наиболее крупных научно-технических исследований и открытий, имеющих важное значение для развития сельского хозяйства; Государственного комитета СССР по науке и технике и ВЦСПС за выполнение комплексных научных исследований, проектно конструкторских и технологических работ по важнейшим направлениям развития народного хозяйства и его отраслей и за внедрение результатов этих исследований и работ (в том числе за выполнение научно-технических программ).
Государственной премией СССР являлась ежегодная государственная премия, учрежденная ЦК КПСС и Советом Министров СССР в 1966 году. Согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 739 от 9 сентября 1966 г. в целях стимулирования дальнейшего развития научного, технического и культурного прогресса в СССР, повышения значения Ленинских премий, а также учитывая необходимость более дифференцированного и широкого поощрения творческих работ, заслуживающих государственной поддержки, Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР постановили ввести, начиная с 1967 года, Государственные премии СССР, которые присуждать ежегодно в годовщину Великой Октябрьской социалистической революции; лицам, удостоенным Государственной премии СССР, присваивать звание "Лауреат Государственной премии СССР" с выдачей диплома и нагрудного знака.
Таким образом, данные виды премий - премия Совета Министров СССР и государственная премия СССР - имели различный правовой статус, основания и порядок награждения ими были также различными, диплом лауреата Государственной премии СССР и диплом лауреата премии Совета Министров СССР являются самостоятельными видами документов. Соответственно, премия Совета Министров СССР не относилась к перечню государственных премий СССР.
Из вышеизложенного следует, что граждане, удостоенные премий, учрежденной Советом Министров СССР, не имеют права на предусмотренное Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечений граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" дополнительное материальное обеспечение.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что истцом не предоставлено доказательств награждения его государственной премией СССР.
Кроме того, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 марта 2018 г. N 172 утвержден Перечень документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерации, где в пункте 5 указаны: диплом лауреата Ленинской премии, лауреата Государственной премии СССР, лауреата Государственной премии РСФСР, лауреата Государственной премии Российской Федерации. Постановление Совета Министров СССР о присуждении премии Совета Министров СССР и присвоении звания лауреата в этом перечне не названо.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что отказ в назначении выплаты дополнительного материального обеспечения пенсионным органом осуществлен в рамках предоставленных ему полномочий и в соответствии с действующим правовым регулированием.
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что к Государственным премиям СССР, с присуждением которых федеральный законодатель связывает право граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и выдающиеся достижения, на получение дополнительного материального обеспечения, устанавливаемого к пенсии, относятся премии, имеющие статус Государственной в соответствии с нормативным актом, учредившим их, и положением о них. Соответственно, субъектами правоотношений, вытекающих из норм Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" являются лауреаты указанных премий - лауреаты Ленинской премии, лауреаты Государственной премии СССР, лауреаты соответствующей Государственной премии Российской Федерации (РСФСР). В отличие от Государственной премии СССР премия Совета Министров СССР учреждена в целях совершенствования системы премирования в определенной области, стимулирования профессиональной деятельности в этой области и статусом "Государственной" премии не наделена.
Установив, что истцу присуждена премия Совета Министров СССР, а не Государственная премия СССР, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для назначения истцу дополнительного материального обеспечения, соответственно, к отказу в удовлетворении иска.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полностью соглашается с выводами суда апелляционной инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судом дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суд отразил в постановленном судебном акте. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
Судом апелляционной инстанции все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда в апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, не опровергают правильных выводов суда апелляционной инстанции и не могут явиться основанием для отмены обжалуемого постановления в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного постановления суда апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 26 октября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя истца Масловой Ларисы Константиновны - Кайдаулова Всеволода Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи Л.П. Кожевникова
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.