Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дмитриевой О.С.
судей Прудентовой Е.В. и Баера Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 55RS0005-01-2021-002799-36 по иску прокурора Центрального административного округа г. Омска в интересах несовершеннолетних, а также неопределенного круга лиц к бюджетному дошкольному образовательному учреждению г. Омска "Детский сад N 375 комбинированного вида", администрации города Омска об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, по кассационной жалобе администрации г. Омска на решение Первомайского районного суда г. Омска от 6 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 8 сентября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Дмитриевой О.С, выслушав объяснения прокурора Козлицкой О.С, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Центрального административного округа г. Омска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к БДОУ г. Омска "Детский сад N 375 комбинированного вида", администрации города Омска о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства в сфере образования, а также в сфере противодействия терроризму в деятельности БДОУ г. Омска "Детский сад N 375 комбинированного вида" выявлены нарушения пп. "а", "б", "д" п. 25, п. 24 "Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006, а именно, объект (территория) третьей категории опасности, которая присвоена учреждению, не оснащен системами видеонаблюдения, не обеспечен охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не обеспечен ручными или стационарными металлоискателями. В адрес руководителя образовательного учреждения 18.12.2020 вынесено представление N в целях их устранения, которое не исполнено.
Просил обязать БДОУ г. Омска "Детский сад N 375 комбинированного вида" устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно: установить систему видеонаблюдения в учреждении по адресу: "адрес"; обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обеспечить наличие в учреждении ручных или стационарных металлоискателей.
Обязать администрацию г. Омска осуществить финансирование работ по установке системы видеонаблюдения, обеспечению охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, обеспечению ручных или стационарных металлоискателей в БДОУ г. Омска "Детский сад N 375 комбинированного вида" и осуществить контроль устранения нарушений по противодействию терроризму в образовательном учреждении.
Решением Первомайского районного суда г. Омска от 6 июля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 8 сентября 2021 г, исковые требования удовлетворены. На Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска "Детский сад N 375 комбинированного вида" возложена обязанность устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму: установить систему видеонаблюдения; обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обеспечить наличие в учреждении ручных или стационарных металлоискателей.
На администрацию города Омска возложена обязанность профинансировать работы по установлению системы видеонаблюдения; обеспечению охраны БДОУ г. Омска "Детский сад N375 комбинированного вида" сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обеспечению наличия в учреждении ручных или стационарных металлоискателей и проконтролировать устранение нарушений по противодействию терроризма в образовательном учреждении.
Взыскана с Бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска "Детский сад N 375 комбинированного вида" в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей.
В кассационной жалобе администрация г. Омска просит судебные постановления отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что истцом не конкретизировано, в чем именно состоит нарушение прав несовершеннолетних и неопределенного круга лиц со стороны администрации города Омска. Учредителем БДОУ города Омска "Детский сад N 375 комбинированного вида" является городской округ город Омск. Департамент образования администрации города Омска является главным распорядителем бюджетных средств и вправе самостоятельно определить приоритетные направления их расходования. Полагает, что администрация г. Омска не является субъектом, на который постановлением Правительства N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" может быть возложена ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) как на руководителя органов (организаций), являющихся правообладателями объектов, или должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте.
Проверив материалы дела, законность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Судебными инстанциями установлено и из материалов дела следует, что согласно акту обследования и категорирования объекта (территории) образовательной организации БДОУ г. Омска "Детский сад N 375 комбинированного вида" от 31.10.2019 ему присвоена 3 категория опасности, однако в нарушение установленных требований в учреждении отсутствует система видеонаблюдения, металлоискатели, а также охрана объекта не обеспечена сотрудниками специализированных подразделений.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 3, 5 Федерального закона N35 от 06.03.2006 "О противодействии терроризму", статей 28, 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 (далее - Требования), исходил из того, что осуществление деятельности БДОУ г. Омска "Детский сад N 375 комбинированного вида" в нарушение Требований, выражающихся в отсутствии системы видеонаблюдения, металлоискателей, а также специализированной охраны, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, следовательно, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы. При этом физическое присутствие сотрудников охранных организаций в зданиях образовательных учреждений, обусловленное особым статусом образовательных учреждений и необходимостью обеспечения их большей антитеррористической защищенности, является обязательным.
Кроме того, суды пришли к выводу о том, что субъектом противодействия терроризму является именно администрация г. Омска как орган местного самоуправления, поскольку профилактика терроризма и экстремизма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории городского округа отнесено к вопросам местного значения. Орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности и учредителем образовательного учреждения, обеспечивает финансирование работ в этой области.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что оснований не согласиться с данными выводами судов по доводам кассационной жалобы не имеется, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Довод кассационной жалобы о том, что администрация г. Омска не является надлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению.
В соответствии с Уставом БДОУ г. Омска "Детский сад N 375 комбинированного вида" является бюджетным дошкольным образовательным учреждением, учредителем и собственником имущества которого является муниципальное образование - городской округ город Омск. Функции и полномочия учредителя осуществляет департамент образования администрации г. Омска (п.п. 1.1, 1.3, 1.4 Устава).
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относит участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа (п. 7.1 ст. 16); организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (п. 13 ст. 16).
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.03.2006 N 35-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 123.21, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации финансирование образовательных учреждений законом возлагается на администрацию г. Омска, которая как орган местного самоуправления является собственником и учредителем создаваемых им учреждений.
Отношения по содержанию имущества, принадлежащего муниципальному образованию и закрепленного за муниципальным бюджетным образовательным учреждением на праве оперативного управления, основаны на положениях о праве собственности и других вещных правах, обусловлены полномочиями органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности. Указанные полномочия департаменту образования администрации города Омска не переданы.
В связи с изложенным удовлетворение требований к администрации г. Омска является законным и обоснованным.
Поскольку судами верно определены и с достаточной полнотой установлены обстоятельства, имеющие значение по делу, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, либо являющихся безусловным основанием для их отмены, при рассмотрении дела не допущено, судебные постановления являются законными и обоснованными, оснований для их отмены по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первомайского районного суда г. Омска от 6 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 8 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Омска - без удовлетворения.
Председательствующий О.С. Дмитриева
Судьи Е.В. Прудентова
Е.А. Баер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.