Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2432/2021, УИД: 42RS0009-01-2021-003852-94 по иску Смирновой Елены Анатольевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 1 июля 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 октября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Смирнова Е.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее по тексту также УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное)) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж.
Требования мотивированы тем, что 17 февраля 2021 г. она обратилась через клиентскую службу (на правах отдела) в Ленинском районе г. Кемерово с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ответчика от 3 марта 2021 г. N ей отказано в назначении досрочной пенсии в связи отсутствием требуемого педагогического стажа, так как при требуемых 25 лет, у нее стаж 10 лет 03 месяца 26 дней. Ответчиком не приняты к зачету спорные периоды работы в должности учителя русского языка в АНО "Средняя общеобразовательная школа "ШАНС", так как законодателем определена единственная организационно - правовая форма - в учреждениях для детей, а не организациях, а также стаж на соответствующих видах работ не подтвержден индивидуальными сведениями. Работа в должности заместителя директора по учебно - воспитательной работе с педагогической нагрузкой 0, 5 ставки МОУ "Средняя общеобразовательная школа N7" не включена в специальный стаж, так как ею не выработана норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы. Стаж на соответствующих видах работ подтвержден индивидуальными сведениями 0, 5 ставки, где она работала по внутреннему совмещению с педагогической нагрузкой учителя русского языка и литературы 19 часов. Отсутствует зачисление на данную должность.
Просила суд признать незаконным решение УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 3 марта 2021 г. N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в части отказа принятия к зачету периодов: с 30 августа 2000 г. по 19 марта 2002 г. (1 год 6 месяцев 18 дней), с 1 апреля 2002 г. по 29 июля 2002 г. (3 месяца 29 дней), с 1 сентября 2002 г. по 18 марта 2003 г. (6 месяцев 18 дней), с 22 марта 2003 г. по 1 июня 2003 г. (2 месяца 10 дней), с 1 июля 2003 г. по 25 августа 2003 г. (1 месяц 24 дня), с 1 сентября 2003 г. по 31 мая 2004 г. (9 месяцев), с 1 июля 2004 г. по 24 августа 2004 г. (1 месяц 24 дня), с 1 сентября 2004 г. по 26 сентября 2005 г. (1 год 25 дней), с 15 ноября 2011 г. по 1 сентября 2012 г. (9 месяцев 15 дней), с 2 сентября 2012 г. по 1 июля 2014 г. (1 год 10 месяцев 5 дней), с 7 июля 2014 г. по 31 августа 2014 г. (1 месяц 24 дня), с 1 сентября 2014 г. по 6 июля 2015 г. (10 месяцев 16 дней), с 7 июля 2015 г. по 31 августа 2015 г. (1 месяц 24 дня), с 1 сентября 2015 г. по 6 июля 2016 г. (10 месяцев 6 дней), с 7 июля 2016 г. по 31 августа 2016 г. (1 месяц 24 дня), с 1 сентября 2016 г. по 31 декабря 2017 г. (1 год 4 месяца 1 день), с 1 января 2018 г. по 24 ноября 2018 г. (10 месяцев 24 дня), с 25 ноября 2018 г. по 3 декабря 2018 г. (9 дней), с 4 декабря 2018 г. по 16 февраля 2021 г. (2 года 2 месяца 12 дней) в должности учителя русского языка в Автономной некоммерческой организации "Средняя общеобразовательная школа "ШАНС"; с 1 сентября 2010 г. по 12 августа 2011 г. (11 месяцев 11 дней) в должности заместителя директора по учебно - воспитательной работе МОУ "Средняя общеобразовательная школа N7"; обязать ответчика включить в специальный стаж педагогической деятельности указанные периоды работы; обязать ответчика провести перерасчет ее стажа на соответствующих видах работ; взыскать с ответчика в ее пользу расходы по оплате государственной пошлины.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 1 июля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 октября 2021 г. постановлено:
"Исковые требования Смирновой Елены Анатольевны удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) N от 3 марта 2021 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в части отказа во включении периодов ее работы с 1 сентября 2000 г. по 19 марта 2002 г. (1 год 6 месяцев 18 дней), с 1 апреля 2002 г. по 29 июля 2002 г. (3 месяца 29 дней), с 1 сентября 2002 г. по 18 марта 2003 г. (6 месяцев 18 дней), 22 марта 2003 г. по 1 июня 2003 г. (2 месяца 10 дней), с 1 июля 2003 г. по 25 августа 2003 г. (1 месяц 24 дня), с 1 сентября 2003 г. по 31 мая 2004 г. (9 месяцев), с 1 июля 2004 г. по 24 августа 2004 г. (1 месяц 24 дня), с 1 сентября 2004 г. по 26 сентября 2005 г. (1 год 25 дней), с 16 ноября 2011 г. по 1 сентября 2012 г. (9 месяцев 15 дней), с 2 сентября 2012 г. по 6 июля 2014 г. (1 год 10 месяцев 5 дней), с 7 июля 2014 г. по 31 августа 2014 г. (1 месяц 24 дня), с 1 сентября 2014 г. по 6 июля 2015 г. (10 месяцев 16 дней), с 7 июля 2015 г. по 31 августа 2015 г. (1 месяц 24 дня), с 1 сентября 2015 г. по 6 июля 2016 г. (10 месяцев 6 дней), с 7 июля 2016 г. по 31 августа 2016 г. (1 месяц 24 дня), с 1 сентября 2016 г. по 31 декабря 2017 г. (1 год 4 месяца 1 день), с 1 января 2018 г. по 24 ноября 2018 г. (10 месяцев 24 дня), с 25 ноября 2018 г. по 3 декабря 2018 г. (9 дней), с 4 декабря 2018 г. по 16 февраля 2021 г. (2 года 2 месяца 12 дней) в должности учителя русского языка в Автономной некоммерческой организации "Средняя общеобразовательная школа "ШАНС"; месяцев с 1 сентября 2010 г. по 12 августа 2011 г. (11 месяцев 11 дней) в должности заместителя директора по учебно - воспитательной работе с педагогической нагрузкой 0, 5 ставки МОУ "Средняя общеобразовательная школа N7".
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) засчитать Смирновой Елене Анатольевне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды ее работы с 1 сентября 2000 г. по 19 марта 2002 г. (1 год 6 месяцев 18 дней), с 1 апреля 2002 г. по 29 июля 2002 г. (3 месяца 29 дней), с 1 сентября 2002 г. по 18 марта 2003 г. (6 месяцев 18 дней), 22 марта 2003 г. по 1 июня 2003 г. (2 месяца 10 дней), с 1 июля 2003 г. по 25 августа 2003 г. (1 месяц 24 дня), с 1 сентября 2003 г. по 31 мая 2004 г. (9 месяцев), с 1 июля 2004 г. по 24 августа 2004 г. (1 месяц 24 дня), с 1 сентября 2004 г. по 26 сентября 2005 г. (1 год 25 дней), с 16 ноября 2011 г. по 1 сентября 2012 г. (9 месяцев 15 дней), с 2 сентября 2012 г. по 6 июля 2014 г. (1 год 10 месяцев 5 дней), с 7 июля 2014 г. по 31 августа 2014 г. (1 месяц 24 дня), с 1 сентября 2014 г. по 6 июля 2015 г. (10 месяцев 16 дней), с 7 июля 2015 г. по 31 августа 2015 г. (1 месяц 24 дня), с 1 сентября 2015 г. по 6 июля 2016 г. (10 месяцев 6 дней), с 7 июля 2016 г. по 31 августа 2016 г. (1 месяц 24 дня), с 1 сентября 2016 г. по 31 декабря 2017 г. (1 год 4 месяца 1 день), с 1 января 2018 г. по 24 ноября 2018 г. (10 месяцев 24 дня), с 25 ноября 2018 г. по 3 декабря 2018 г. (9 дней), с 4 декабря 2018 г. по 16 февраля 2021 г. (2 года 2 месяца 12 дней) в должности учителя русского языка в Автономной некоммерческой организации "Средняя общеобразовательная школа "ШАНС"; с 1 сентября 2010 г. по 12 августа 2011г. (11 месяцев 11 дней) в должности заместителя директора по учебно - воспитательной работе с педагогической нагрузкой 0, 5 ставки МОУ "Средняя общеобразовательная школа N7".
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) устранить в полном объеме допущенные нарушения прав путем проведения перерасчета стажа Смирновой Елене Анатольевне на соответствующих видах работ.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) в пользу Смирновой Елены Анатольевны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей".
В кассационной жалобе представитель УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) Кузнецова С.И. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных.
Смирновой Е.А. на кассационную жалобу принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с правилами части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 17 февраля 2021 г. Смирнова Е.А. обратилась в УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) в Клиентскую службу в Ленинском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 3 марта 2021 г. N ей было отказано в назначении пенсии по указанному основанию ввиду недостаточности специального стажа.
Комиссией не включены в стаж работы истца периоды работы:
- с 1 сентября 2000 г. по 19 марта 2002 г. (1 год 6 месяцев 18 дней), с 1 апреля 2002 г. по 29 июля 2002 г. (3 месяца 29 дней), с 1 сентября 2002 г. по 18 марта 2003 г. (6 месяцев 18 дней), 22 марта 2003 г. по 1 июня 2003 г. (2 месяца 10 дней), с 1 июля 2003 г. по 25 августа 2003 г. (1 месяц 24 дня), с 1 сентября 2003 г. по 31 мая 2004 г. (9 месяцев), с 1 июля 2004 г. по 24 августа 2004 г. (1 месяц 24 дня), с 1 сентября 2004 г. по 26 сентября 2005 г. (1 год 25 дней), с 16 ноября 2011 г. по 1 сентября 2012 г. (9 месяцев 15 дней), с 2 сентября 2012 г. по 6 июля 2014 г. (1 год 10 месяцев 5 дней), с 7 июля 2014 г. по 31 августа 2014 г. (1 месяц 24 дня), с 1 сентября 2014 г. по 6 июля 2015 г. (10 месяцев 16 дней), с 7 июля 2015 г. по 31 августа 2015 г. (1 месяц 24 дня), с 1 сентября 2015 г. по 6 июля 2016 г. (10 месяцев 6 дней), с 7 июля 2016 г. по 31 августа 2016 г. (1 месяц 24 дня), с 1 сентября 2016 г. по 31 декабря 2017 г. (1 год 4 месяца 1 день), с 1 января 2018 г. по 24 ноября 2018 г. (10 месяцев 24 дня), с 25 ноября 2018 г. по 3 декабря 2018 г. (9 дней), с 4 декабря 2018 г. по 16 февраля 2021 г. (2 года 2 месяца 12 дней) в должности учителя русского языка в АНО "Средняя общеобразовательная школа "ШАНС", так как законодателем изначально определена единственная организационно-правовая форма - в учреждениях для детей, а не в организациях. Стаж на соответствующих видах работ не подтвержден индивидуальными сведениями. Не выработана норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы;
- с 1 сентября 2010 г. по 12 августа 2011 г. (11 месяцев 11 дней) в должности заместителя директора по учебно - воспитательной работе в педагогической нагрузкой 0, 5 ставки МОУ "Средняя общеобразовательная школа N7", так как не выработана норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы. Стаж на соответствующих видах работ подтвержден индивидуальными сведениями на 0, 5 ставки при работе по внутреннему совмещению с педагогической нагрузкой учителя русского языка и литературы 19 часов, отсутствует зачисление на штатную должность учителя.
По мнению ответчика специальный стаж Смирновой Е.А. составляет 10 лет 3 месяца 26 дней при требуемом специальном стаже в 25 лет.
Из представленной совокупности документов следует, что 30 августа 2000 г. Смирнова Е.А. назначена на должность учителя русского языка в Негосударственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа "ШАНС" и 26 сентября 2005 г. уволена по инициативе работника.
10 октября 2005 г. Смирнова Е.А. была принята в МОУ "Средняя общеобразовательная школа N7" учителем начальных классов, 1 сентября 2010 г. переведена заместителем директора по учебно ? воспитательной работе и 12 августа 2011 г. уволена по собственному желанию.
С 15 ноября 2011 г. принята в АНО "Средняя общеобразовательная школа "ШАНС" на должность учителя русского языка и литературы. 2 сентября 2012 г. назначена на должность заместителя заведующего по учебно -воспитательной работе.
Согласно справке N от 17 ноября 2020 г. Смирнова Е.А. работала в АНО "Средняя общеобразовательная школа "ШАНС" с 30 августа 2000 г. по 26 сентября 2005 г, за период работы Смирнова Е.А. имела объем педагогической нагрузки: ставка. Частная школа среднего (полного) общего образования валеологического воспитания и обучения переименована в Негосударственное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа "ШАНС", а впоследствии реорганизовано в Автономную некоммерческую организацию "Средняя общеобразовательная школа "ШАНС".
Из справок АНО "Средняя общеобразовательная школа "ШАНС" N от 17 ноября 2020 г. и N от 24 февраля 2021 г. Смирнова Е.А. назначена с 2 сентября 2012 г. на должность заместителя заведующего по учебно - воспитательной работе с объемом педагогической нагрузки - 0, 5 ставки (дополнительно к педагогической нагрузке учителя русского языка объемом 1 ставка).
Справкой АНО "Средняя общеобразовательная школа "ШАНС" N от 30 июня 2021 г. подтверждена учебная нагрузка Смирновой Е.А. в спорные периоды в данной общеобразовательной школе, а также представлены копии соответствующих приказов о распределении учебной нагрузки.
Из лицензий за период с 2 марта 1998 г. по 19 июня 2014 г. (с приложениями), выданных государственной лицензионно-аттестационной службой Администрации г. Кемерово, следует, что НОУ "Средняя общеобразовательная школа "ШАНС", а впоследствии АНО "Средняя общеобразовательная школа "ШАНС" разрешено осуществление образовательной деятельности в области начального общего, основного общего, среднего/полного/общего образования, согласно которым кроме того, организация имеет право осуществления общеобразовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении к лицензии, при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, воспитанников.
24 июня 2014 г. АНО "Средняя общеобразовательная школа "ШАНС" выдано свидетельство серии N о государственной аккредитации, в соответствии с которым организации установлен статус общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа, которая в соответствии с установленным государственным статусом образовательное учреждение реализует образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Из раздела (V Устава АНО "Средняя общеобразовательная школа "ШАНС" следует, что предметом деятельности организации является реализация основных общеобразовательных программ - образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, организация внеурочной деятельности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Основной целью деятельности организации является образовательная деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Из справки МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 7" следует, что с 10 октября 2005 г. по 12 августа 2011 г. Смирнова Е.А. была принята на работу в МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 7" учителем начальных классов (на 1 ставку) и 1 сентября 2010 г. была переведена на должность заместителя директора по учебно - воспитательной работе на 0, 5 ставки. Также по внутреннему совмещению ей была установлена педагогическая нагрузка учителя русского языка и литературы объемом 19 часов. В справке также указано на последовательность переименования данного образовательного учреждения, а также представлен приказ N от 1 сентября 2010 г. об установлении учебной нагрузки за период с 1 сентября 2010 г. по 31 августа 2011 г, из которого следует, что Смирнова Е.А. установлено 19 часов педагогической нагрузки в неделю как учителю русского языка и литературы.
Из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Смирновой Е.А, сведений о величине ИПК, его составляющих и стаже застрахованного лица усматривается, что в период с 10 октября 2005 г. по 12 августа 2011 г. (5 лет 10 месяцев 3 дня) Смирнова Е.А. работала в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N7".
Разрешая спор, оценив в совокупности представленные доказательства, проверив доводы и возражения сторон, руководствуясь статьей 39 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 3 октября 2018 г..N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", Федеральным законом от 17 декабря 2001 г..N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановлением Правительством Российской Федерации от 16 июля 2014 г..N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение", Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статьями 120, 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 г..), пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г..N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", статьей 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г..N 3266-1 "Об образовании" (действовавшего до 1 сентября 2013 г..), Федеральным законом от 29 декабря 2012 г..N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
При этом суд первой инстанции установил, что АНО "Средняя общеобразовательная школа "ШАНС" является общеобразовательным учреждением, основным критерием для назначения льготной пенсии педагогу является непосредственное осуществление педагогической деятельности, а организационное устройство образовательной организации не в соответствии с наименованием, предусмотренным Списками, как обстоятельство, не зависящее от истца, не может лишить его права на включение спорного периода работы в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости. Поскольку Смирновой Е.А. полностью выработана норма рабочего времени (педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы (должностной оклад) не менее 18 часов, в том числе в периоды когда она являлась заместителем руководителя по учебно-воспитательной работе как в МОУ "Средняя общеобразовательная школа N7", так и в АНО "Средняя общеобразовательная школа "ШАНС", суд первой инстанции включил данные периоды работы в стаж, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1.1 статьи 30 указанного Федерального закона, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложением 7, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту также постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту также Список от 29 октября 2002 г. N 781).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с пунктом 4 которых, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Кроме того, в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ), необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка (абз. 2 пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30).
Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных пунктом 4 Правил (абз. 2 пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30).
Учитывая вышеназванные нормы права и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанции установив, что АНО "Средняя общеобразовательная школа "ШАНС" согласно представленных документов осуществляет общеобразовательную деятельность на основании государственных стандартов, пришли к правильному выводу о том, что работая АНО "Средняя общеобразовательная школа "ШАНС" в должности учителя истец осуществляла педагогическую деятельность, связанную с воспитанием и обучением детей, в связи с чем правомерно включили указанный период ее работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Доводы кассационной жалобы о том, что спорные периоды работы истца в АНО "Средняя общеобразовательная школа "ШАНС" не подлежат зачету в специальный стаж, поскольку законодателем изначально определена единственная организационно-правовая форма - в учреждениях для детей, а не в организациях, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции и обоснованно признаны несостоятельными.
При этом суды обоснованно указали, что согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" и на момент осуществления истцом педагогической деятельности в АНО "Средняя общеобразовательная школа "ШАНС") учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
В соответствии с пунктом 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в действующей редакции) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с названным кодексом.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании", действовавшим в спорные периоды педагогической деятельности истца, было установлено, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (пункт 1 статьи 12 названного закона).
Согласно пунктам 1, 3 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.
Аналогичные положения закреплены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившем в силу с 1 сентября 2013 г, в части 1 статьи 22 которого установлено, что образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.
Установив, что АНО "Средняя общеобразовательная школа "ШАНС" согласно представленных документов осуществляет общеобразовательную деятельность на основании государственных стандартов, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что организационное устройство не в соответствии с наименованием, предусмотренном Списком не может лишить права истца на включение спорного периода в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Выводы суда первой и апелляционной инстанций подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 1 июля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 октября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.