Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Раужина Е.Н.
судей: Леонтьевой Т.В, Гусева Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-41/2021 (N) по иску Забайкальской краевой общественной организации Общественного профессионального союза работников жизнеобеспечения в защиту прав и охраняемых законом интересов ФИО22, Шестакова И.В, ФИО23 к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с июля 2019 года по март 2020 года, об обязании производить начисление заработной платы за фактическое отработанное время, с учетом времени нахождения на перерыве для отдыха и питания, об обязании установить размер минимальной тарифной ставки (оклада) для исчисления заработной платы в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве в размере 10 303 рубля, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Забайкальской краевой общественной организации Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения на решение Читинского районного суда Забайкальского края от 24 мая 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 18 ноября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Забайкальская краевая общественная организация Общественного профессионального союза работников жизнеобеспечения действуя в защиту прав и охраняемых законом интересов ФИО24, Шестакова И.В, ФИО25 обратилась в суд с исками к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с июля 2019 года по март 2020 года, компенсации морального вреда, об обязании производить начисление заработной платы за фактическое отработанное время, с учетом времени нахождения на перерыве для отдыха и питания, об обязании установить размер минимальной тарифной ставки (оклада) для исчисления заработной платы в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве в размере 10 303 рубля.
Исковые требования мотивированы тем, что истцы работают в ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в должности машинистов-кочегаров. В связи с тем, что кочегары и работники аварийно-ремонтной бригады не имеют возможности отлучаться во время перерывов с места работы, то в их рабочее время должны включаться перерывы для отдыха и питания. В нарушение нормы закона работодателем в 2019 и 2020 годах расчет заработной платы производился без учета времени нахождения на рабочем месте во время приема пищи и отдыха. Так, в 2019-2020 гг. истцы выполняли работу по графику сменности, которым была предусмотрена рабочая смена продолжительностью 12 часов. Фактически они выполняли работу в дневную смену с 8.00 до 20.00 часов, ночную смену с 20.00 до 8.00 часов.
Кроме того, по условиям Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы размер минимальной тарифной ставки (оклада) для работников коммунального теплоснабжения с 1 января 2018 г. был установлен в размере 9 907 рублей, с 1 января 2019 г. - 10 303 рубля. На основании указанных норм права, по мнению истцов, работодатель должен был начислять заработную плату исходя из минимального оклада в размере 10 303 рубля, однако истцам заработная плата начислялась исходя из оклада в размере - 6 610 рублей.
С учетом уточнений Забайкальская краевая общественная организация Общественного профессионального союза работников жизнеобеспечения просила суд взыскать с ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с июля 2019 года по март 2020 года: ФИО1 в размере 98 127 рублей, ФИО3 в размере 79 363 рубля 26 копеек, Шестакову И.В. в размере 91 823 рубля 17 копеек, ФИО2 в размере 59 030 рублей 65 копеек, ФИО5 в размере 112 058 рублей 36 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей каждому; обязать ответчика производить начисление заработной платы за фактически отработанное время, с учетом времени нахождения на перерыве для отдыха и питания; обязать ответчика установить минимальную тарифную ставку (оклад) для исчисления заработной платы в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве в размере 10 303 рубля.
Определением суда от 21 сентября 2020 г. гражданские дела по указанным искам истцов объединены в одно производство.
Решением Читинского районного суда Забайкальского края от 24 мая 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 18 ноября 2021 г, исковые требования удовлетворены частично.
Взысканы с Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в пользу: ФИО1 недоначисленная и невыплаченная заработная плата за период с июля 2019 года по март 2020 года в размере 12 724 рубля 32 копейки; ФИО3 недоначисленная и невыплаченная заработная плата за период с июля 2019 года по март 2020 года в размере 13 526 рублей 71 копейка; - Шестакова И.В. недоначисленная и невыплаченная заработная плата за период с июля 2019 года по март 2020 года в размере 11 907 рублей 99 копеек; ФИО2 недоначисленная и невыплаченная заработная плата за период с июля 2019 года по март 2020 года в размере 7 002 рубля 80 копеек; ФИО5 недоначисленная и невыплаченная заработную плату за период с июля 2019 года по март 2020 года в размере в размере 15 103 рубля 21 копейка.
Возложена обязанность на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России производить начисление заработной платы ФИО1, ФИО3, Шестакову И.В, ФИО2, ФИО5 за фактическое отработанное время, с учетом времени нахождения на перерыве для отдыха и питания.
Взыскана с ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в пользу ФИО1, ФИО3, Шестакова И.В, ФИО2, ФИО5 компенсация морального вреда в размере 3 000 рублей каждому.
В остальной части иска - о возложении на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обязанности установить ФИО10, ФИО3, Шестакову И.В., ФИО2, ФИО5 размер минимальной тарифной ставки (оклада) для исчисления заработной платы в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве в размере 10 303 рубля - отказано
Забайкальской краевой общественной организацией Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения на решение Читинского районного суда Забайкальского края от 24 мая 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 18 ноября 2021 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений в части взыскания недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с июля 2019 г. по март 2020 г. в размере 11 907 рублей 99 копеек и отказа в удовлетворении требований о возложении на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обязанности установить Шестакову И.В. размер минимальной тарифной ставки (оклада) для исчисления заработной платы в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве в размере 10 303 рубля, как незаконных.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений указанных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФГБУ "ЦЖКУ" создано в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации N 607 от 3 марта 2017 г. и находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации.
На основании трудовых договоров истцы ФИО1, ФИО3, Шестаков И.В, ФИО2, ФИО5 состоят в трудовых отношениях с ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в должности машинистов (кочегаров) котельной в тепловом хозяйстве жилищно-коммунальной службы.
Рабочие места работников находятся в жилищно-коммунальной службе: у ФИО1, ФИО3, Шестакова И.В, ФИО2 - по адресу "адрес", котельной N ("адрес") в/г N, теплового хозяйства производственного участка N жилищно-коммунальной службы N филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по Восточному военному округу, у ФИО5 - по адресу: "адрес", котельная N теплового хозяйства, производственного участка N.
Пунктами 5.2, 5.3, 6.1 трудовых договоров установлено, что работнику устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода 1 год; работник обязан исполнять трудовую функцию согласно графика сменности; время начала работы и окончания работы, перерыва для отдыха и питания, внутрисменных перерывов предоставляются в соответствии с трудовым законодательством, Правилами внутреннего трудового распорядка, графиком сменности.
На основании дополнительного соглашения к трудовому договору от 1 января 2020 г. ФИО2 установлен должностной оклад с 1 января 2020 г. 6 610 рублей.
ФИО1 на основании дополнительных соглашений к трудовому договору установлен должностной оклад с 1 января 2018 г. в размере 6 334 рубля, с 1 октября 2019 г. в размере 6 607 рублей, с 1 января 2020 г. 6 610 рублей.
На основании дополнительных соглашений к трудовому договору от 1 января 2018 г, от 30 сентября 2019 г, от 1 января 2020 г. ФИО3 установлен должностной оклад с 1 января 2018 г. в размере 6 334 рубля, с 1 октября 2019 г. в размере 6 607 рублей, с 1 января 2020 г. 6 610 рублей.
Согласно дополнительных соглашений к трудовому договору от 30 сентября 2019 г, от 1 января 2018 г. Шестакову И.В. установлен должностной оклад с 1 января 2018 г. в размере 6 334 рубля, с 1 октября 2019 г. в размере 6 607 рублей.
На основании дополнительных соглашений к трудовому договору от 30 сентября 2019 г, от 1 января 2020 г. ФИО5 установлен должностной оклад с 1 октября 2019 г. в размере 6 607 рублей, с 1 января 2020 г. 6 610 рублей.
Судом установлено, что из представленных в материалы дела приказов Региональной службы по тарифам Забайкальского края N-НПА от 15 декабря 2017 г. "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ФГБУ "ЦЖКУ" потребителям на территории Забайкальского края на 2018-2020 годы, N-НПА от 17 декабря 2019г, экспертного заключения по корректировке тарифов на услуги, оказываемые ФГБУ "ЦЖКУ", расчет тарифов на услуги теплоснабжения выполнен учреждением и утвержден Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края без учета показателей Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации по заработной плате с учетом размера фонда оплаты труда, установленного для ФГБУ "ЦЖКУ", при формировании которого в соответствии с Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
Разрешая спор, руководствуясь статьями 22, 103, 104, 106, 108, 129, 135, 144, 237, 349 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г..N 1082, Постановлением Правительства Российской Федерации N 583 от 5 августа 2008 г.."О введении новых систем оплаты труда работников Федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений", приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г..N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации от 29 ноября 2019 г..), пунктом 233 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 г..N 116, пунктом 1.12.
Типовой инструкции по безопасному ведению работ для персонала котельных РД 10-319-99, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 19 августа 1999г. N 49, исходя из того, что работодатель обязан был учитывать и оплачивать истцам рабочее время - 12 часов в смену, поскольку в ходе судебного разбирательства был установлен непрерывный характер работы истцов, а также невозможность работникам покидать рабочее место в течение рабочей смены и использовать перерывы для отдыха и питания по собственному усмотрению, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований о взыскании неначисленной и невыплаченной заработной платы за отработанные истцами часы, не учтенные в табеле учета рабочего времени за период с июля 2019 года по март 2020 года: ФИО1 в размере 12 724 рубля 32 копейки, ФИО3 в размере в размере 13 526 рублей 71 копейка; Шестакову И.В. в размере 11 907 рублей 99 копеек; ФИО2 в размере 7 002 рубля 80 копеек, ФИО5 в размере 15 103 рубля 21 копейка.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о возложении на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обязанности установить истцам размер минимальной тарифной ставки (оклада) для исчисления заработной платы в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно- коммунальном хозяйстве, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что работодателем обоснованно в соответствии с занимаемой истцами должностью машиниста (кочегара) котельной второй группы установлен в спорный период времени размер должностного оклада, ФГБУ "ЦЖКУ" не наделено правом самостоятельно по своему усмотрению устанавливать работникам должностные оклады, в том числе предусмотренные Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что судом первой инстанции при рассмотрении дела были исследованы все имеющиеся доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Возможность специального правового регулирования труда работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, предусмотрена статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Применительно к работникам из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации Конституционный Суда Российской Федерации в Определении от 17 октября 2006 г. N437-О, указал, что установление различных условий оплаты труда для разных категорий работников, если такая дифференциация обусловлена объективными различиями в содержании и условиях их трудовой деятельности, не может рассматриваться как не согласующееся с требованиями принципа равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод гражданина (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) либо как умаляющее право на справедливое вознаграждение за труд (статья 37, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Лица, работающие в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, отнесены Трудовым кодексом Российской Федерации к особой категории работников, на которых трудовое законодательство распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами; для них устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (статья 349). Это предопределено особым характером деятельности воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (Федеральные законы "Об обороне", "О федеральной службе безопасности", "О внешней разведке" и др.).
В силу статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации на истца, относящегося к гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, распространяется специальное правовое регулирование, предусмотренное нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, в том числе Приказа Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации".
Согласно вышеуказанного Приказа с 01 октября 2019 года установлены размеры тарифных ставок рабочих воинских частей и организаций, которые устанавливаются исходя из групп размеров тарифных ставок, соответствующих присвоенному согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих или профессиональным стандартам квалификационному разряду, а также в зависимости от сложности выполняемой работы, напряженности нормированных заданий и норм обслуживания, группы размеров тарифных ставок рабочих, а также перечень профессий рабочих, группа тарифных ставок по которым устанавливается в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками в зависимости от разряда выполняемых работ.
Согласно данному перечню машинист (кочегар) котельной (при обслуживании) водогрейных и паровых котлов, работающих на твердом топливе с суммарной теплопроизводительностью до 12, 6 ГДж/ч (до 3 Гкал/ч) относится ко второй квалификационной группе. Размер тарифной ставки по второй квалификационной группе установлен 6610 рублей (Приложение N 1 к приказу, таблицы 92, 93).
Разрешая спор, руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, исходя из того, что ФГБУ "ЦЖКУ" находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации и ответчик обязан в своей деятельности руководствоваться, в том числе, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по установлению истцам оклада в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, а также перерасчете задолженности, поскольку истцам установлен оклад в соответствии с нормами специального законодательства для работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о необходимости установления Шестакову И.В. размера минимальной тарифной ставки (оклада) для исчисления заработной платы в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, поскольку основаны на неверном толковании вышеприведенных норм материального права.
Указание кассатора на несогласие с методикой расчета заработной платы истца, применяемой ответчиком, подлежит отклонению, поскольку судом при разрешении спора были обоснованно применены положения статей 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, Приказа Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" и Положение об оплате труда ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, согласно которому у ответчика установлена оплата труда при суммированном учете рабочего времени, расчет произведенный судом является правильным.
Иные доводы кассационной жалобы по сути повторяют правовую позицию стороны истца, выраженную в ходе судебного разбирательства, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на неверном толковании норм материального права, не содержат указаний на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, и не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судебными инстанциями все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в обжалуемых судебных актах, мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Поскольку при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Читинского районного суда Забайкальского края от 24 мая 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 18 ноября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Забайкальской краевой общественной организации Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.