Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 03 февраля 2022 г. по делу N 16-149/2022-
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Ефимович Л.Г. на вступившие в законную силу решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - краевого государственного унитарного предприятия "Камчатский водоканал" (далее - КГУП "Камчатский водоканал", предприятие)
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю N от ДД.ММ.ГГГГ КГУП "Камчатский водоканал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ изменено, исключено из описания события административного правонарушения указание на недостоверность расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду по выпуску " "данные изъяты"" по нитратам, АПАВ, хлоридам, сульфатам; на неверное применение коэффициента 0, 5 по выпуску N " "данные изъяты""; на неверное указание массы нитрит-иона по выпуску " "данные изъяты"" в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. В остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление - государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Ефимович Л.Г. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности.
КГУП "Камчатский водоканал", уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче жалобы, в установленный срок направило письменные возражения, в которых просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив доводы жалобы государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Ефимович Л.Г, возражения КГУП "Камчатский водоканал", материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Из статьи 16.1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со статьей 16.2 Федерального закона N 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (часть 1). Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (часть 2). Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления (часть 3). При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение (часть 4).
Из части 1 статьи 16.3 Федерального закона N 7-ФЗ следует, что плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности (часть 2 статьи 16.3 Федерального закона N 7-ФЗ).
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Правила N 255).
Из материалов дела следует, что приказом исполняющего обязанности руководителя Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора N от ДД.ММ.ГГГГ назначено проведение плановой выездной проверки в отношении КГУП "Камчатский водоканал" по местам фактического осуществления деятельности: на канализационных очистных сооружениях " "данные изъяты"", выпуске сточных вод N " "данные изъяты"", производственной площадке " "данные изъяты"", выпуске сточных вод N " "данные изъяты"", канализационных очистных сооружениях " "данные изъяты"", выпуске сточных вод N " "данные изъяты"", очистных сооружениях с сетями канализации в "адрес", по результатам которой составлен акт проверки N от ДД.ММ.ГГГГ.
КГУП "Камчатский водоканал" ДД.ММ.ГГГГ предоставлена декларация о плате за негативное воздействие за 2020 год.
В ходе проверки декларации установлено, что по выпуску " "данные изъяты"" у КГУП "Камчатский водоканал" оформлено разрешение на сброс загрязняющих веществ N от ДД.ММ.ГГГГ в пределах нормативов допустимых сбросов (далее - НДС) на следующие вещества: нитрат-ион, АПАВ, хлориды, сульфаты. Масса по остальным веществам (взвешенные вещества, БПК, аммоний-ион", нитрат-ион, фосфаты, железо, нефтепродукты), для которых отсутствует разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в водный объект в переделах утвержденных нормативов, должна считаться как сверхлимитная.
Вместе с тем, по всем веществам плата определена в пределах НДС, что привело к существенному занижению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
По выпуску " "данные изъяты"" предоставлены недостоверные данные о массе нитрит-иона, поступившего в водный объект, поскольку в соответствии с отчетностью 2-тп за 2020 год масса составила 36, 38 кг, в то время как в декларации указано 36, 38 т.
По выпуску " "данные изъяты"" неверно применен коэффициент 0, 5, в том время как на выпуске отсутствуют очистные сооружения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения КГУП "Камчатский водоканал" к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении по жалобе защитника КГУП "Камчатский водоканал" судья городского суда согласился с выводами должностного лица о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения в части предоставления искаженной экологической информации о платежной базе в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, выразившегося в определении по выпуску " "данные изъяты"" массы по взвешенным веществам, БПК, ион-аммонию, нитратам, фосфатам и нефтепродуктам как в пределах нормативов допустимых сбросов.
При этом судья городского суда исключил из описания события административного правонарушения указание на недостоверность расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду по выпуску " "данные изъяты"" по нитратам, АПАВ, хлоридам, сульфатам; на неверное применение коэффициента 0, 5 по выпуску N " "данные изъяты""; на неверное указание массы нитрит-иона по выпуску " "данные изъяты"" в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
С выводами судебных инстанций в части исключения вышеуказанных нарушений не согласилось должностное лицо вынесшее постановление.
Однако с доводами жалобы согласиться нельзя.
Так вопреки доводам жалобы, выводы судебных инстанций о наличии в действиях КГУП "Камчатский водоканал" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом изменения постановления должностного лица основаны на исследованных и приведенных в постановлении доказательствах, которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценены на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая решения, судебные инстанции учли, что КГУП "Камчатский водоканал" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но предприятием не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие КГУП "Камчатский водоканал" всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей предприятием не представлено.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Аналогичные доводы, включая и о невозможности применения стимулирующего коэффициента 0, 5 при начислении платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты в связи с отсутствием на выпуске N " "данные изъяты"" очистных сооружений, указание в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год массы нитрит-иона в количестве 36, 38 т вместо 36, 38 кг, были предметом проверки судьей краевого суда своего подтверждения не нашли, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном акте.
Выводы судебных инстанций соответствуют обстоятельствам дела, административное наказание назначено КГУП "Камчатский водоканал" с применением положений установленным статьями 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции статьи 8.5 названного Кодекса.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену принятых по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении КГУП "Камчатский водоканал" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Ефимович Л.Г. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.