Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Чугуевский молокозавод "Усадьба" Феодосиева "данные изъяты" на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области от 26 апреля 2021 года N 10-235/21, решение судьи Чугуевского районного суда Приморского края от 9 августа 2021 года и решение судьи Приморского краевого суда от 29 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица -общества с ограниченной ответственностью "Чугуевский молокозавод "Усадьба",
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области от 26 апреля 2021 года N 10-235/21, оставленным без изменения решением судьи Чугуевского районного суда Приморского края от 9 августа 2021 года и решением судьи Приморского краевого суда от 29 ноября 2021 года, юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью "Чугуевский молокозавод "Усадьба" (далее - ООО "Чугуевский молокозавод "Усадьба") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник юридического лица Феодосиев Д.В. просит отменить вынесенные по данному делу акты, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы, представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
Ответственность по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
Согласно статье 1 Федерального закона от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон от 2 января 2000 года N 29-ФЗ) фальсифицированные пищевые продукты, материалы и изделия - пищевые продукты, материалы и изделия, которые являются умышленно изменёнными (поддельными) и (или) имеют скрытые свойства и качество и (или) информация о которых является заведомо неполной и (или) недостоверной.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 2 января 2000 года N 29-ФЗ запрещается обращение пищевых продуктов, материалов и изделий: которые являются опасными и (или) некачественными по органолептическим показателям; которые не соответствуют представленной информации, в том числе имеют в своём составе нормируемые вещества в количествах, не соответствующих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации значениям, и (или) содержат предметы, частицы, вещества и организмы, которые образовались или были добавлены (внесены) в процессе производства пищевых продуктов (загрязнители), наличие которых может оказать вредное воздействие на человека и будущие поколения, информация о которых до потребителя не доведена, и (или) которые не имеют установленных сроков годности для пищевых продуктов, материалов и изделий (в отношении которых установление срока годности является обязательным) или срок годности которых истёк, и (или) показатели которых не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, образцу, документам по стандартизации, технической документации; в отношении которых установлен факт фальсификации; в отношении которых не может быть подтверждена прослеживаемость; которые не имеют маркировки, содержащей сведения о пищевых продуктах, предусмотренные законодательством Российской Федерации, либо в отношении которых не имеется таких сведений; которые не имеют товаросопроводительных документов.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 2 января 2000 года N 29-ФЗ при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ) установлено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
Согласно пункту 1 статьи 36 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" TPТС 021/2011 от 9 декабря 2011 года N 880, утверждённого решением Комиссии Таможенного Союза от 9 декабря 2011 года N 880, пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
Согласно пункту 30 раздела VII Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" TP ТС 033/2013, принятого решением Совета Евразийской Экономической комиссии от 9 октября 2013 года N 67 (далее - ТР ТС 033/2013), молочная продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасна.
Молочная продукция должна соответствовать требованиям настоящего технического регламента и других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на неё распространяется.
Пунктом 66 раздела XII ТР ТС 033/2013, установлено, что молоко и молочная продукция должны сопровождаться информацией для потребителей, соответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части её маркировки" (TP ТС 022/2011) и дополнительным требованиям настоящего технического регламента.
Согласно пункту 81 раздела XII ТР ТС 033/2013, наименование молокосодержащего продукта с заменителем молочного жира должно начинаться со слов "молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира" (за исключением сливочно-растительного спреда, сливочно-растительной топлёной смеси, мороженого с заменителем молочного жира). Информация о технологии производства молокосодержащего продукта с заменителем молочного жира указывается в виде слов "произведённый (изготовленный) по технологии" с указанием понятия, установленного разделом II для соответствующего молочного продукта. В наименовании молокосодержащего продукта с заменителем молочного жира слово "продукт" может быть заменено общетехническим термином, характеризующим консистенцию или структуру продукта (крем, паста, соус и так далее). Например, "молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира, произведённый по технологии сметаны", "молокосодержащий крем с заменителем молочного жира, произведённый по технологии творога". На потребительской упаковке указывается информация о наличии в молокосодержащем продукте с заменителем молочного жира растительных масел. Указанная информация наносится на информационное поле, специально выделенное на упаковке или этикетке, шрифтом, контрастным цвету этого информационного поля.
Информационное поле заполняется следующей информацией: "Содержит растительные масла". Информационное поле должно быть контрастным по цвету с этикеткой или упаковкой, на которую наносится маркировка продукта, в том числе его наименование. В наименованиях молокосодержащих продуктов с заменителем молочного жира по усмотрению производителя могут использоваться понятия, характеризующие особенности сырьевого состава продукта, способ его термической и специальной обработки (в случае, если такая обработка проводилась).
Согласно пункту 17 части 4.4 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза "пищевая продукция в части её маркировки" TP ТС 022/2011, утверждённого решением Комиссии Таможенного Союза от 9 декабря 2011 года N 881, в случаях, если компоненты не использовались при производстве пищевой продукции, но их наличие в пищевой продукции полностью исключить невозможно, информация о возможном наличии таких компонентов размещается непосредственно после указания состава пищевой продукции.
Как следует из материалов дела, согласно писем поступивших из ФГБУ "Приморская межобластная ветеринарная лаборатория" от "данные изъяты" года N N и от ДД.ММ.ГГГГ года N N установлено, что ООО "Чугуевский молокозавод "Усадьба", являясь изготовителем продукции: "творог 9%", "молоко питьевое пастеризованное "Российское" м.д.ж 3, 2%, при производстве указанной продукции 4 марта 2021 года нарушило требования технических регламентов, а именно: TPТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", TPТС 033/2013 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции".
В соответствии с протоколом испытаний от ДД.ММ.ГГГГ года N N, составленному по результатам проведённых лабораторных исследований ФГБУ "Приморская межобластная ветеринарная лаборатория" в образце пробы "творог 9 %" обнаружено несоответствие установленным требованиям по соотношению метиловых эфиров жирных кислот, а также обнаружен b-ситостерин (норматив не допускается наличие в жировой фазе продукта растительных масел и жиров на растительной основе), что указывает на небезопасность продукции. В составе продукции на маркировке не указано использование растительных масел и жиров на растительной основе в процессе её производства в качестве сырья, что не соответствует требованиям ТР/ТС 021/2011 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" и ТР/ТС 033/2013 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции".
В соответствии с протоколом испытаний от ДД.ММ.ГГГГ года N N, в образце пробы "Молоко питьевое пастеризованное "Российское" м.д.ж. 3, 2% обнаружено не заявленное в составе сухое молоко (норматив - не допускается согласно маркировке), что указывает на небезопасность продукции. В составе продукции на маркировке не указано использование сухого молока в процессе её производства в качестве сырья, что не соответствует требованиям ТР/ТС021/2011 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" и ТР/ТС 033/2013 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции".
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, подробный перечень которых приведён в оспариваемых судебных актах, получившими оценку по правилам, установленным статьёй 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьёй 26.1 указанного Кодекса.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, не опровергают наличие в действиях ООО "Чугуевский молокозавод "Усадьба" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу решений.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области от 26 апреля 2021 года N 10-235/21, решение судьи Чугуевского районного суда Приморского края от 9 августа 2021 года и решение судьи Приморского краевого суда от 29 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Чугуевский молокозавод "Усадьба", оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Чугуевский молокозавод "Усадьба" Феодосиева "данные изъяты" - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.