Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу директора Краевого государственного автономного стационарного учреждения социальной защиты "Паратунский дом-интернат для престарелых и инвалидов" Акчувакова И.И. на вступившие в законную силу постановление судьи Елизовского районного суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Елизовского районного суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - Краевое государственное автономное стационарное учреждение социальной защиты "Паратунский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (далее - КГАСУСЗ "Паратунский дом-интернат", учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и с применением частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление судьи районного суда от ДД.ММ.ГГГГ изменено, из описательно-мотивировочной части постановления исключено указание на нарушение КГАСУСЗ "Паратунский дом-интернат" статьи 50 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, директор КГАСУСЗ "Паратунский дом-интернат" Акчуваков И.И. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы директора КГАСУСЗ "Паратунский дом-интернат" Акчувакова И.И, материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет административную ответственность.
Из части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (введена в действие Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 99-ФЗ, вступившим в силу с 1 апреля 2020 года) следует, что те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Из части 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ следует, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В соответствии с абзацами 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 65.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих", коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715.
Распоряжением Губернатора Камчатского края от 12 марта 2020 года N 267Р на территории Камчатского края введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Камчатского края территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Из материалов дела следует, что распоряжением руководителя Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю N от ДД.ММ.ГГГГ в целях установления причин возникновения инфекционных заболеваний на основании экстренных извещений на заболевших новой коронавирусной инфекцией назначено проведение эпидемиологического расследования в отношении КГАСУСЗ "Паратунский дом-интернат".
В ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ с 14 часов 50 минут до 17 часов 30 минут эпидемиологического расследования в отношении КГАСУСЗ "Паратунский дом-интернат" установлены нарушения абзацев 1, 3, 4, 5 пункта 4.4, пунктов 6.1, 6.3 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15, пункта 1.1.4 постановления Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю от 13 апреля 2020 года N 246 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019 в Камчатском крае", статей 11, 29, части 3 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а именно:
персоналом пищеблока не используются антисептики, в горячем цехе на раковине нет в наличии антисептиков (только мыло);
в местах общего пользования в холлах отделений "Милосердие" N и N проживающие смотрели телевизор без масок и без соблюдения социальной дистанции (на одном диване находились вплотную друг к другу);
обеденные столы, стулья в холлах всех отделений расставлены без учета социальной дистанции не менее 1, 5-2 метра;
в мужском туалете отделения "Милосердие" N нижняя полка шкафа для хранения уборочного инвентаря в ржавчине (краска отсутствует), в бытовой комнате для персонала отделения "Милосердие" N мебель с поврежденной отделкой, что не позволяет проводить качественно текущую дезинфекцию с применением моющих и дезинфицирующих средств; текущая дезинфекция в бытовой комнате для персонала отделения "Милосердие" N и помещениях пищеблока ДД.ММ.ГГГГ после обеда не проводилась, о чем свидетельствует наличие крошек на обеденном столе в бытовой комнате персонала и остатки картофеля в универсальном приводе для готовой продукции в горячем цехе пищеблока;
дезинфекция белья в отделении "Милосердие" N проводится 0, 05% дезинфицирующим раствором "Сат22", где не указаны дата приготовления раствора и срок его годности, в результате чего невозможно установить качественно ли проводится дезинфекция белья;
организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу проводится не в полном объеме, а именно: опрос на входе в организацию о наличии в близком окружении работника лиц с признаками острого респираторного заболевания не проводится, о чем свидетельствует отсутствие в журнале строки опроса.
Вышеуказанные нарушения послужили основанием для привлечения КГАСУСЗ "Паратунский дом-интернат" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судья районного суда исключил из объема выявленных нарушений - нарушение требований пункта 1.1.4 постановления Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю от 13 апреля 2020 года N 246 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019 в Камчатском крае", выразившееся в отсутствии опроса на входе в организацию о наличии в близком окружении работника лиц с признаками острого респираторного заболевания не проводится, поскольку в КГАСУСЗ "Паратунский дом-интернат" имелся "Журнал здоровья" с необходимыми графами.
Кроме этого судья краевого суда исключил из описательно-мотивировочной части постановления судьи районного суда указание на нарушение КГАСУСЗ "Паратунский дом-интернат" статьи 50 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, установленные статьей 26.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая судебные акты, судебные инстанции сочли, что КГАСУСЗ "Паратунский дом-интернат" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению в условиях распространения инфекционного заболевания.
Вопреки доводам жалобы, деяние совершенное КГАСУСЗ "Паратунский дом-интернат" образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учреждение не проявило должной степени заботливости и осмотрительности, необходимой для строгого соблюдения действующих норм и правил, нарушило требования вышеуказанного законодательства, в связи с чем, вопреки доводам жалобы, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о правомерном привлечении его к административной ответственности.
Вопреки доводам жалобы, основанием для проведения эпидемиологического расследования послужили экстренные сообщения о нескольких заболевших новой коронавирусной инфекцией, на дату проведения обследования количество заболевших составило 35 человек, что свидетельствует о недостаточности принимаемых мер по профилактике инфекционного заболевания.
Доводы жалобы о необоснованности привлечения учреждения к ответственности за нарушение требований пунктов 6.1, 6.3 СП 3.1.3597-20 Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", устанавливающих обязанность проведение профилактической и текущей дезинфекции, не могут быть приняты во внимание, поскольку, как следует из акта санитарно-эпидемиологического обследования на момент проверочных мероприятий 10 декабря 2020 года в КГАСУСЗ "Паратунский дом-интернат" имелся ряд заболевших новой коронавирусной инфекцией из числа работников учреждения, что обязывало юридическое лицо проводить не только профилактическую, но и текущую дезинфекцию в очаге заболевания.
Учитывая, что КГАСУСЗ "Паратунский дом-интернат" оборудовано буфетными и столовой, то вопреки доводам жалобы на учреждение также возлагается обязанность предпринимать меры по дезинфекции оборудования и инвентаря, что следует из абзаца 5 пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" - обязанность по проведению дезинфекции во всех рабочих помещениях, созданию запаса дезинфицирующих средств.
Оснований для признания правонарушения совершенного КГАСУСЗ "Паратунский дом-интернат" малозначительным в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, поскольку допущенные учреждением нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенные в период пандемии, имеют повышенную степень общественной опасности.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и опровергаются представленными в дело доказательствами.
Аналогичные доводы, включая о том, что сотрудникам пищеблока регулярно выдаются антисептические средства, дезинфекция проводится в учреждении по утвержденному графику дезинфицирующим раствором, были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях (бездействии) КГАСУСЗ "Паратунский дом-интернат" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено КГАСУСЗ "Паратунский дом-интернат" с применением частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Елизовского районного суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении Краевого государственного автономного стационарного учреждения социальной защиты "Паратунский дом-интернат для престарелых и инвалидов" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора Акчувакова И.И. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.