Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу начальника КГКУ "Хабаровскуправтодор" Залевского Ю.П. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 19 судебного района "Кировский район г. Хабаровска" Хабаровского края от 28 мая 2021 года и решение судьи Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 11 августа 2021 года в отношении краевого государственного казенного учреждения "Хабаровское управление автомобильных дорог" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 19 судебного района "Кировский район г. Хабаровска" Хабаровского края от 28 мая 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 11 августа 2021 года, юридическое лицо - краевое государственное казенное учреждение "Хабаровское управление автомобильных дорог" (далее - КГКУ "Хабаровскуправтодор") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, начальник КГКУ "Хабаровскуправтодор" Залевский Ю.П. просит судебные акты отменить, как незаконные, производство по делу прекратить.
Изучив, доводы жалобы, представленные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В силу пункта 21 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3- ФЗ "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется среди прочих право при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела, далее - Закон о безопасности дорожного движения).
К таким уполномоченным органам в соответствии с подпунктом "д" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 года N 716 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения", утратившего действие в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1101, утвердившего Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, отнесены, в том числе руководители отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям и их заместители.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 30 Закона о безопасности дорожного движения к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 4 - 8 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ) при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц.
В силу пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 указанного Федерального закона.
Частью 2 статьи 25 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ установлено, что юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, допустившие нарушение названного Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлено, что КГКУ "Хабаровскуправтодор" 13 апреля 2021 года в 10 час. 00 мин, находясь по адресу: "адрес", не обеспечило участие своего представителя при проведении внеплановой выездной проверки, осуществляемой на основании распоряжения ОМВД России по Советско-Гаванскому району N 13 от 1 апреля 2021 года по месту фактического осуществления деятельности юридического лица: "данные изъяты" тем самым воспрепятствовало законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), осуществляющего проведения внеплановой выездной проверки.
Установленные обстоятельства послужили основанием для привлечения на основании постановления мирового судьи, с выводами которого согласился судья районного суда, КГКУ "Хабаровскуправтодор" к административной ответственности по части 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ.
Факт совершения КГКУ "Хабаровскуправтодор" административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, полный перечень которых приведен в оспариваемых судебных актах, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Мировой судья и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о том, что юридическим лицом допущено воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверки, что повлекло невозможность ее проведения, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 2.10 КоАП РФ административной ответственности подлежат юридические лица за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 указанной статьи Кодекса).
Указанное свидетельствует о виновном бездействии КГКУ "Хабаровскуправтодор", что обоснованно повлекло наступление административной ответственности за совершение вмененного в вину правонарушения.
Доводы жалобы о том, что у органа государственного контроля (надзора) не имелось законных оснований требовать присутствие представителя КГКУ "Хабаровскуправтодор" по адресу: 4+000 м автомобильной дороги "город Советская Гавань-рп Ванино" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, по которому юридическое лицо не находится, обоснованно признаны судами несостоятельными.
В силу части 2 статьи 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ выездная проверка может проводиться не только по месту нахождения юридического лица, но и по месту фактического осуществления им деятельности.
В соответствии с пунктом 2.2 Устава КГКУ "Хабаровскуправтодор" целью его деятельности является осуществление полномочий исполнительных органов государственной власти Хабаровского края в сфере управления автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них на территории Хабаровского края, гидротехнических сооружений, в пределах, определенных настоящим Уставом, и осуществления на них дорожной деятельности, а также содействие в повышении безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах Хабаровского края.
Исходя из указанных целей деятельности юридического лица, автомобильная дорога общего пользования регионального или межмуниципального значения, состояние которой надлежало проверить должностному лицу органа государственного контроля (надзора) применительно к надлежащему содержанию дорог ответственным лицом, обоснованно расценено как место осуществления уставной деятельности КГКУ "Хабаровскуправтодор", куда представитель учреждения был обязан явиться для целей осуществления проверки.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 19 "Кировский район г. Хабаровска" Хабаровского края Хабаровского края от 28 мая 2021 года и решение судьи Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 11 августа 2021 года в отношении краевого государственного казенного учреждения "Хабаровское управление автомобильных дорог" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Залевского Ю.П. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.