Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска Кривогорницына А.П. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 2 августа 2021 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Михайловой Т.В. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска, Муниципальному казенному учреждению "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск" об оспаривании отказа в образовании земельного участка и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Михайлова Т.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным отказа в образовании земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: "адрес", выраженного в решении МКУ "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск" от 17 февраля 2021 года N 424-АЗО, возложении обязанности образовать земельный участок под многоквартирным домом.
Заявленные требования административным истцом мотивированы принадлежностью ей на праве собственности квартиры N 1 в двухквартирном жилом доме по адресу: "адрес" в целях формирования земельного участка под многоквартирным домом она обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска с соответствующим заявлением. Письмом от 17 февраля 2021 года в образовании земельного участка отказано ввиду его расположения в территориальной зоне П-4, в которой не предусмотрен такой вид разрешенного использования, и проект межевания территории квартала "164" не предусматривает образование земельного участка под многоквартирным домом.
Данное решение административный истец считает незаконным, поскольку формирование земельного участка под многоквартирным домом является обязанностью органов местного самоуправления, которые должны инициировать процедуру внесения изменений в Правила землепользования и застройки, а также в проект межевания территории для приведения их в соответствие с фактическим использованием собственниками многоквартирного дома земельного участка под ним. Кроме того, учитывая, что многоквартирный дом возведен до утверждения Правил землепользования и застройки г. Якутска, расположение земельного участка в территориальной зоне П-4 не может являться основанием к отказу для его формирования для целей обслуживания и эксплуатации многоквартирного дома.
На основании определения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 мая 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено МКУ "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск".
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 2 августа 2021 года, требования Михайловой Т.В. удовлетворены, признан незаконным отказ МКУ "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск", изложенный в уведомлении от 17 февраля 2021 года N 424-АЗО, на Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска возложена обязанность сформировать земельный участок под многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес".
18 октября 2021 года представителем Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска Кривогорницыным А.П. через суд первой инстанции подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 8 ноября 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Михайловой Т.В. административных исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указал, что документы территориального планирования являются обязательными для органов местного самоуправления, градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, что не было учтено судами при разрешении дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных по делу судебных актов в кассационном порядке.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Михайловой Т.В. требования, суды нижестоящих инстанций исходили из того, что обязанность по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом возложена на орган местного самоуправления в силу действующего жилищного и градостроительного законодательства, а расположение земельного участка в территориальной зоне, не предусматривающей такой вид разрешенного использования, не является основанием для отказа гражданам в реализации их права на формирование земельного участка в указанных целях, в связи с чем пришли к выводу о несоответствии оспариваемого решения закону и нарушении им прав и законных интересов административного истца как собственника жилого помещения в многоквартирном жилом доме.
Судебная коллегия кассационного суда соглашается с указанными выводами судов, поскольку они соответствуют обстоятельствам административного дела и постановлены при правильном применении норм материального права.
Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами (часть 13 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из положений частей 3, 4 и 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что в случае обращения собственника помещения в многоквартирном доме в уполномоченный орган с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен этот дом, формирование и проведение кадастрового учета земельных участков осуществляются в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Из этого также исходит Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28 мая 2010 года N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова", говоря о том, что формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений; органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, рассматривается как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что предполагает необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Таким образом, право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", следовательно, собственники помещений в многоквартирном жилом доме вправе требовать формирования границ земельного участка в целях надлежащей эксплуатации и обслуживания такого дома.
Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 31, 32, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой, внесения в нее изменений, по общим правилам, принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 2 части 4 статьи 41, статьи 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу, что в данном случае, заявление административного истца, направленное в уполномоченный орган, являлось основанием для выполнения органом местного самоуправления действий по формированию земельного участка под многоквартирный жилой дом в соответствии с земельным и градостроительным законодательством, а то обстоятельство, что проектом межевания территории не предусмотрено образование земельного участка под МКД, а также вид разрешенного использования в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Якутска не предусматривает возможность его использования под многоквартирный дом, не может препятствовать реализации права административного истца на формирование земельного участка.
Доводы кассационной жалобы административного ответчика основаны на неверном толковании вышеприведенных положений законодательства, поэтому не могут являться основанием для отмены принятых по делу судебных актов в кассационном порядке.
Исходя из принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников помещений в многоквартирном доме установилв Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственником помещений в расположенном на нем многоквартирном доме, а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен, предусматривающие обязанность органов государственной власти или органов местного самоуправления в целях образования такого земельного участка совершать все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе утверждение (либо внесение изменений) в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории.
При таких обстоятельствах судебная коллегия кассационного суда приходит к выводу, что судами не допущено нарушений, которые привели к неправильному разрешению дела, поэтому оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 2 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 мая 2021 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.