Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной Я.Г, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы администрации муниципального образования "Бестяхский наслег" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) Соловьева В.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 июля 2021 года, принятое по административному делу по административному исковому заявлению Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) к администрации муниципального образования "Бестяхский наслег" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухина М.А, полагавшего оставить обжалуемый судебный акт без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Якутский природоохранный прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в Хангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Бестяхский наслег" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда принять меры по обустройству объекта размещения твердых коммунальных отходов - свалки твердых коммунальных отходов с. Бестях в соответствии с пунктом 6 Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от 14 мая 2019 года N 303, путем установки легкого ограждения по периметру всей территории объекта, возведения производственно-бытового здания на территории объекта, установки шлагбаума у производственно-бытового здания, оснащения объекта контрольно-дезинфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, установки переносного сетчатого ограждения для задержки легких фракций твердых коммунальных отходов и подаче в соответствии с пунктом 7 Порядка в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) заявления о включении объекта в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов Республики Саха (Якутия).
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что на территории Бестяхского наслега Хангаласского района Республики Саха (Якутия) имеется объект размещения твердых коммунальных отходов, расположенный на земельном участке с кадастровым N, принадлежащем на праве собственности муниципальному образованию "Бестяхский наслег". В нарушение пунктов 6, 7 Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от 14 мая 2019 года N 303, администрация муниципального образования "Бестяхский наслег" не приняла мер к приведению объекта размещения ТКО в соответствии с установленными требованиями и не направила в уполномоченный орган - Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) заявление о включении указанного объекта в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Республики Саха (Якутия), что влечет невозможность его использования и поэтому затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Бестяхского наслега.
Решением Хангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 12 мая 2021 года в удовлетворении административного искового заявления Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) отказано.
Принимая данное решение, суд первой инстанции исходил из того, что в данном случае объект размещения твердых коммунальных отходов в с. Бестях в соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" может быть использован для размещения твердых коммунальных отходов до 1 января 2023 года. Поэтому орган местного самоуправления вправе обратиться в соответствии с установленным порядком с заявлением о включении объекта размещения ТКО в перечень либо принять решение об его обустройстве и рекультивации не позднее 1 января 2023 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 июля 2021 года решение Хангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 12 мая 2021 года отменено, исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
3 ноября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба главы администрации муниципального образования "Бестяхский наслег" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) Соловьева В.В, поданная через суд первой инстанции 25 октября 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 июля 2021 года и оставлении в силе решения Хангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 12 мая 2021 года.
В обоснование кассационной жалобы административный ответчик указал, что апелляционное определение основано на неправильном применении норм материального права, противоречит пункту 8 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которые не предусматривают обязанность органа местного самоуправления сельского поселения по обустройству объекта размещения твердых коммунальных отходов.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 10 ноября 2021 года, вынесенным в соответствии с частью 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Административный ответчик, заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие основания для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке установлены.
Как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым N площадью 73281 кв.м, принадлежащем муниципальному образованию "Бестяхский наслег" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) на праве собственности, расположен объект размещения твердых коммунальных отходов, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что указанный объект размещения твердых коммунальных отходов, введенный в эксплуатацию до 1 января 2019 года, не включен в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации ввиду его несоответствия требованиям пункта 7 Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от 14 мая 2019 года N 303.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела, применив к спорным правоотношениям положения статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 2 статьи 8, пункта 8 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", и исходя из того, что объект размещения твердых коммунальных отходов - свалка твердых коммунальных отходов, расположенная на земельном участке с кадастровым N, в территориальную схему обращения с отходами Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) внесена, однако положительного заключения Минприроды России о возможности использования свалки не имеется, пришел к выводу, что орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, обязан осуществить действия по оборудованию объекта в соответствии с установленными требованиями и обратиться с заявлением о включении объекта размещения ТКО в перечень таких объектов на территории субъекта Российской Федерации.
Между тем судом апелляционной инстанции при разрешении заявленных прокурором требований и принятии решения не учтены полномочия органов местного самоуправления сельских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами, определенные Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. К размещению отходов отнесена деятельность по их хранению и захоронению.
В этой же статье к объектам размещения отходов отнесены специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Решение данных вопросов к компетенции муниципальных органов сельского поселения не отнесено. Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Таким образом, совершение действий по обустройству объекта размещения ТКО на земельном участке с кадастровым N на территории Бестяхского наслега Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) в соответствии с требованиями, вытекающими из пункта 7 Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от 14 мая 2019 года N 303, а именно: обустройство легкого ограждения по периметру всей территории объекта, производственно-бытового здания на территории объекта, шлагбаума у производственно-бытового здания, а также обустройство объекта контрольно-дезинфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, переносным сетчатым ограждением для задержки легких фракций твердых коммунальных отходов, высыпающихся при разгрузке твердых коммунальных отходов из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте, что должно быть подтверждено при подаче в уполномоченный орган заявления о включении объекта в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации в целях возможности использования объекта, введенного в эксплуатацию до 1 января 2019 года, для размещения твердых коммунальных отходов согласно пункту 8 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", не относится к полномочиям органа местного самоуправления муниципального образования "Бестяхский наслег" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).
Соответственно, не имеется оснований для признания незаконного бездействия со стороны административного ответчика, выразившегося в неисполнении обязанности по направлению в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предусмотренного пунктом 5 Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от 14 мая 2019 года N 303, заявления о включении объекта размещения твердых коммунальных отходов, введенного в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющего документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Препятствием для подачи такого заявления является невозможность представления органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен объект размещения ТКО, в данном случае административным ответчиком предусмотренной пунктом 7 вышеуказанного Порядка информации, в том числе фотоматериалов, подтверждающих обустройство объекта в соответствии с установленными требованиями.
Однако, возложение на орган местного самоуправления сельского поселения действующим законодательством обязанности по предоставлению необходимой информации не означает, что именно данный орган муниципального образования обязан принять меры к обустройству объекта размещения ТКО в соответствии с установленными требованиями, поскольку в данном случае необходимо исходить из разграничения компетенции в области организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений.
В рассматриваемом случае исполнение администрацией муниципального образования "Бестяхский наслег" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) обязанности, вытекающей из пункта 5 Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от 14 мая 2019 года N 303, выступить в качестве заявителя с целью включения объекта размещения ТКО в перечень таких объектов на территории Республики Саха (Якутия) обусловлено необходимостью выполнения требований, установленных пунктом 7 указанного Порядка, в части обустройства объекта, что является полномочием органа местного самоуправления муниципального района, однако, в нарушение положений части 1 статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации орган местного самоуправления муниципального образования Хангаласский район Республики Саха (Якутия) к участию в деле в качестве административного соответчика не был привлечен.
С учетом приведенных обстоятельств судебная коллегия кассационного суда приходит к выводу, что судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в порядке административного судопроизводства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 июля 2021 года отменить.
Дело направить в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) на новое апелляционное рассмотрение в порядке административного судопроизводства.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по делу судебного акта.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.