Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Королевой Е.В, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца КАмерзана В.Ю. на решение Белогорского городского суда Амурской области от 15 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 5 августа 2021 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Камерзана В.Ю. к администрации г. Белогорска Амурской области об оспаривании постановления и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Камерзан В.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Белогорска Амурской области о признании незаконным постановления от 5 ноября 2015 года N 1959 о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности включить его семью в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и 2015-2020 годы.
Заявленные требования административным истцом мотивированы тем, что в 2008 году его семья в составе трех человек: он, жена Камерзан О.В. и сын ФИО1 была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список граждан для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей". Оспариваемым постановлением его семья снята с учета в связи с достижением им предельного возраста - 35 лет. Принятое решение он считает незаконным, поскольку законодательство такого основания для исключения из состава участников подпрограммы не содержит, неполучение социальной помощи в связи с недостаточным финансированием не может аннулировать право семьи на получение социальной выплаты, в данном случае произвольный отказ государства от выполнения принятых на себя публично-правовых обязательств недопустим.
Определениями Белогорского городского суда Амурской области от 16 февраля 2021 года и 15 марта 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Камерзан О.В, в том числе действующая в качестве законного представителя несовершеннолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области.
Решением Белогорского городского суда Амурской области от 15 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 5 августа 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований Камерзана В.Ю. отказано.
23 октября 2021 года Камерзаном В.Ю. через суд первой инстанции подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 12 ноября 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на аналогичные изложенным в административном исковом заявлении доводы, полагает о нарушении судами при разрешении спора норм материального и процессуального права ввиду отсутствия в действующем законодательстве положений, допускающих возможность исключения граждан, соответствовавших предъявляемым требованиям на момент принятия решения о включении подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", из числа участников данной программы по основанию достижения предельного возраста.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений, влекущих отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации г. Белогорска Амурской области от 15 мая 2008 года N 395 семья Камерзана В.Ю. признана нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей".
Постановлением администрации г. Белогорска Амурской области от 25 сентября 2015 года N 1736 семья Камерзана В.Ю. исключена из участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" муниципальной программы "Обеспечение доступным и качественным жильем населения г. Белогорск на 2015-2020 годы" в связи с несоответствием условиям подпункта "а" пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья для их использования подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на основании протокола заседания комиссии по координации и контролю за исполнением программы "Обеспечение жильем молодых семей" от 21 сентября 2015 года N 23.
В этой связи постановлением администрации г. Белогорска Амурской области от 5 ноября 2015 года N 1959 семья Камерзана В.Ю. на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации исключена из списков граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, в связи с утратой оснований.
Согласно протоколу заседания жилищной комиссии от 30 сентября 2015 года N 149 основанием принятия данного решения явилось несоответствие семьи Камерзан В.Ю. условиям подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в связи с достижением заявителя Камерзана В.Ю, 14 июля 1979 года рождения, возраста 36 лет и не включением семьи министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области в список претендентов на получение социальной выплаты в 2015 году.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Камерзаном В.Ю. требований, суд первой инстанции, с позицией которого согласился апелляционный суд, пришел к выводу о законности оспариваемого постановления администрации г. Белогорска об исключении семьи административного истца из списков граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, в связи с тем, что в 2015 году Камерзан В.Ю. достиг 36-летнего возраста, тем самым его семья перестала соответствовать требованиям, предъявляемым для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" и была исключена из списка претендентов на социальную выплату.
Судебная коллегия кассационного суда с указанными выводами судов соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам административного дела и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в состав которой вошла подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.
Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285.
Пунктом 5 названных правил установлено, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Условия предоставления социальных выплат молодым семьям после 2010 года закреплены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, которым утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а в последующем федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы. Названными правилами условия признания молодой семьи участницей подпрограммы для включения в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты не изменялись.
В соответствии с пунктами 24 - 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (в редакции, действовавшей на дату исключения семьи административного истца из участников подпрограммы) орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации; в первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей; орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой государственным заказчиком подпрограммы; после утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание
получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно материалам дела семья Камерзана В.Ю. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях именно в целях участия в ранее действующей подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, оставалась состоять на учете в целях участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения осуществлялся по категории - молодая семья.
При таких обстоятельствах, поскольку закон связывает право на получение социальной выплаты с установленным критерием возраста супругов в семье, дающим право на получение меры государственной социальной поддержки, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что достижение Камерзаном В.Ю. возраста 36 лет влечет утрату статуса молодой семьи и, соответственно, права на включение семьи в список участников подпрограммы молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2015 году, и как следствие утрату оснований состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Доводы кассационной жалобы административного истца о том, что его семья на момент первоначального включения в программу соответствовала установленным требованиям, в связи с чем, оснований для исключения ее из участников подпрограммы не имелось, не могут быть признаны состоятельными.
Из вышеприведенных положений законодательства следует, что в силу прямого указания закона условие о возрасте молодой семьи - не превышение 35 лет - должно быть не на момент включения органом местного самоуправления в очередь для участия в подпрограмме, а на момент принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Иное основано на ошибочном толковании заявителем норм права, регулирующих возникшие правоотношения.
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.
Закрепив в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе возрастному критерию. Возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет. Такое регулирование, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения от 27 мая 2010 года N 738-О-О, от 15 января 2015 года N 3-О, от 23 апреля 2015 года N 997-О).
Отсутствие в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования нормы об исключении лица из числа участников подпрограммы в связи с достижением определенного возраста, на что указывает Камерзан В.Ю. в кассационной жалобе, не свидетельствует об ошибочности выводов судов, поскольку возможность такого исключения прямо следует из толкования приведенных актов.
Ссылка заявителя в кассационной жалобе на то, что социальная выплата не была им получена в силу недостаточного финансирования, несостоятельна.
Факт признания молодой семьи участницей подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы и категорий молодых семей.
Таким образом, в силу федерального законодательства молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится только кандидатом на получение субсидии, а в случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья".
В остальной части доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию административного истца, заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной жалобе, были предметом подробного изучения и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и в целом направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Белогорского городского суда Амурской области от 15 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 5 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Камерзана В.Ю. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.