Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административных ответчиков Окружной администрации г. Якутска и Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска Кривогорницына А.П. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 8 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2021 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Емельянова ФИО6 к Окружной администрации г. Якутска, Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Емельянов Н.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным решения от 9 марта 2021 года N 869-ДИЗО/21 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", и возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность без проведения торгов.
Заявленные требования административным истцом мотивированы тем, что он является членом СНТ "Пригород", в котором ему распределен вышеуказанный земельный участок, однако в предоставлении земельного участка в собственность Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска ему отказано со ссылкой на непредставление решения органа некоммерческой организации о распределении земельного участка, несоответствие площади земельного участка предельным размерам, установленным в территориальной зоне С-2А, расположение участка в зоне экологического ограничения (зоне затопления).
С данным решением заявитель не согласен, считает его противоречащим действующему законодательству, поскольку образование спорного земельного участка предусмотрено проектом межевания территории, а его предварительное согласование предоставления для ведения садоводства предусмотрено распоряжением заместителя главы городского округа "город Якутск" от 24 сентября 2014 года.
Определениями Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25 июня 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Окружная администрация г. Якутска, в качестве заинтересованного лица - СНТ "Пригород".
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 8 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2021 года, административное исковое заявление Емельянова Н.Л. удовлетворено частично, признан незаконным отказ в предоставлении Емельянову Н.Л. в собственность земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1281 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", для садоводства и огородничества, выраженный в уведомлении от 9 марта 2021 года N 869-ДИЗО/21; на Окружную администрацию г. Якутска в лице Департамента имущественных и земельных отношений возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения в установленные действующими нормативными правовыми актами порядке и сроки заявления Емельянова Н.Л. о предоставлении земельного участка, в удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
22 ноября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя административных ответчиков Окружной администрации г. Якутска и Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска Кривогорницына А.П, поданная 26 октября 2021 года через суд первой инстанции, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Емельяновым Н.Л. административных исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что решение о представлении Емельянову Н.Л. земельного участка принято неправомочным собранием членов товарищества ввиду отсутствия установленного кворума. Кроме того, испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования, по площади не соответствует проекту межевания территории и градостроительному регламенту территориальной зоны, расположен в зоне затопления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего административного дела судами допущены такого рода нарушения.
Разрешая спор и признавая обжалуемый отказ в предоставлении земельного участка для ведения садоводства незаконным, суды нижестоящих инстанций исходили из того, что испрашиваемый Емельяновым Н.Л. земельный участок расположен на территории, предоставленной органом местного самоуправления СНТ "Пригород" под садоводство и огородничество, отдельный проект межевания и планировки СНТ "Пригород" не принят, административный истец, являясь членом садово-огороднического товарищества, которому на законном основании выделен не обремененный правами третьих лиц земельный участок товарищества, вправе претендовать на предоставление земельного участка в собственность, нахождение которого в водоохранной зоне не препятствует использованию в целях ведения садоводства и огородничества, а протокол общего собрания членов СНТ "Пригород", которым Емельянову Н.Л. распределен земельный участок, в порядке статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации не оспорен.
Между тем судами при разрешении заявленных требований не были учтены следующие обстоятельства.
Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 29 июля 2017 года "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" садовые земельные участки и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ) установлено, что до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность или в аренду указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Как следует из материалов дела, СНТ "Пригород" создано и зарегистрировано в качестве юридического лица 5 сентября 2014 года, земельный участок с кадастровым номером N площадью 67450 кв.м. представлен СНТ "Пригород" для ведения садоводства и огородничества на основании договора безвозмездного пользования земельным участком от 27 октября 2017 года, с заявлением о предоставлении земельного участка СНТ "Пригород" обратилось в орган местного самоуправления 15 августа 2016 года.
Спорный земельный участок с кадастровым номером N площадью 1281 кв.м. образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером N.
Таким образом, спорный земельный участок образован из земельного участка, предоставленного СНТ для ведения садоводства и огородничества, после вступления в силу Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", что указывает на отсутствие необходимой совокупности условий для применения в отношении данного земельного участка положений пункта 2.7 статьи 3 указанного Федерального закона.
В данном случае в соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 29 июля 2017 года "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставление членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должно осуществляться в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Кроме того, с заявлением о предоставлении земельного участка в СНТ "Пригород" Емельянов Н.Л. представил в Окружную администрацию г. Якутска в подтверждение распределения ему земельного участка с кадастровым номером N площадью 1251 кв.м. протокол общего собрания СНТ "Пригород" от 4 февраля 2021 года N 12.
Согласно данному протоколу на общем собрании 4 февраля 2021 года присутствовало семь членов СНТ "Пригород", проголосовавших за предоставление земельного участка Емельянову Н.Л.
В силу части 19 статьи 17 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" общее собрание членов товарищества правомочно, если на указанном собрании присутствует более чем пятьдесят процентов членов товарищества или их представителей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 181.3 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания недействительно по основаниям, установленным названным кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Пунктом 2 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что решение собрания является ничтожным в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.
При разрешении дела судами, несмотря на доводы административных ответчиков, правомочность общего собрания, на котором было принято решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N Емельянову Н.Л, с учетом имеющегося в материалах дела списка членов СНТ "Пригород" не проверена.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает обязанность суда определять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле, при этом по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия), принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки данному требованию суды меры для полного и правильного установления фактических обстоятельств административного дела, их всестороннего исследования не приняли, не выяснили законность предоставления земельного участка Емельянову Н.Л. на основании представленного в материалы дела решения общего собрания членов СНТ "Пригород", не выяснили вопрос о наличии у административного истца права на приобретение спорного земельного участка в собственность и возможном порядке реализации данного права.
При таком положении обжалуемые судебные акты, как принятые с существенным нарушением норм материального и процессуального права, нельзя признать законными и обоснованными, поэтому они подлежат отмене, а административное дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 8 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2021 года отменить.
Административное дело направить на новое рассмотрение в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в ином составе суда.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.