Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Камчатского края "Спецтранс" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 21 октября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Пенжинского района Камчатского края, поданному в защиту прав неопределённого круга лиц, к государственному унитарному предприятию Камчатского края "Спецтранс" о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав возражения на доводы кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царевой М.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 6 июля 2021 года отказано в удовлетворении административного искового заявления прокурора Пенжинского района Камчатского края, поданного в защиту прав неопределённого круга лиц, к государственному унитарному предприятию Камчатского края "Спецтранс" (далее - ГУП "Спецтранс", предприятие) о возложении обязанности по организации сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживании, захоронения твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения "село Таловка" Пенжинского муниципального района Камчатского края.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 21 октября 2021 года решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 6 июля 2021 года отменено; по делу принято новое решение об удовлетворении требований прокурора: на ГУП "Спецтранс" возложена обязанность организовать осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твёрдых коммунальных отходов на территории сельского поселения "село Таловка" Пенжинского муниципального района Камчатского края в срок не позднее шести месяцев с момента вступления в законную силу апелляционного определения.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций в порядке гражданского судопроизводства.
15 ноября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ГУП "Спецтранс", поданная через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края 3 ноября 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения в связи с несоответствием выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела, допущенными судом нарушениями при применении норм материального права, а также об оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2021 года кассационная жалоба вместе с делом в соответствии с частью 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации передана в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции для её рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Помимо прокурора, иные участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения апелляционного определения судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом не установлено.
В силу частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов настоящего административного дела, ГУП "Спецтранс" на основании соглашения от 20 декабря 2016 года N 273, заключённого с Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, является региональным оператором, осуществляющим деятельность в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами на территории Камчатского края.
Дополнительным соглашением от 11 ноября 2019 N 4 в качестве одной из технологических зон, где предприятие осуществляет свою деятельность, определен Пенжинский район Камчатского края.
В ходе проверки, проведённой прокуратурой Пенжинского района Камчатского края в феврале-марте 2021 года, в селе Таловка Пенжинского муниципального района Камчатского края выявлены несанкционированные места размещения твёрдых коммунальных отходов (мусорные контейнеры и мусорные площадки) которые переполнены, требуют вывоза мусора и расчистки.
В силу положений пункта 3.12 соглашения от 20 декабря 2016 года N 273 в случае обнаружения региональным оператором мест несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов, региональный оператор обязан предпринять меры для обеспечения ликвидации места несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов в порядке, которые установлены Правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, прокурор указал, что ГУП "Спецтранс" не осуществляет ликвидацию выявленных в ходе проверки мест несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов, что нарушает права и охраняемые законом интересы неопределённого круга лиц.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края указал в решении, что прокурором Пенжинского района Камчатского края не представлено доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. Оказание региональным оператором услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Пенжинского района Камчатского края невозможно, поскольку органом местного самоуправления не сформированы места для их накопления, договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами региональному оператору не направлялись, денежные средства не выделялись. Факт отсутствия утверждённых мест размещения контейнеров на территории села Таловка не свидетельствует о ненадлежащем оказании услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об удовлетворении требований прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда пришла к выводу, что в силу положений Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ), Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ), Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее - Правила обращения с ТКО), региональный оператор (ГУП "Спецтранс") обязан обеспечить исполнение условий соглашения от 20 декабря 2016 года N 273 на всей территории Камчатского края, с связи с чем, подтверждённое материалами дела бездействие предприятия, которое не осуществляет ликвидацию выявленных в селе Таловка Пенжинского муниципального района Камчатского края мест несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов, приводит к нарушению прав неопределённого круга лиц на благоприятную среду обитания, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку, разрешая настоящий административный спор, судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда правильно определилафактические обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому верно применила нормы материального права.
Положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) и статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.
Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ определено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введённого постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
Пунктом 16 Правил обращения с ТКО предусмотрено, что в случае обнаружения региональным оператором места складирования твёрдых коммунальных отходов, объём которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов; уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 17 Правил обращения с ТКО, если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесённых расходов.
Согласно пункту 18 Правил обращения с ТКО собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов с региональным оператором.
Настоящее административное дело рассмотрено судом апелляционной инстанций в порядке гражданского судопроизводства, хотя с учётом положений пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ и разъяснений, приведённых в пунктах 1 и 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", дела, связанные с оспариванием решений, действий (бездействия) организаций, наделённых публичными полномочиями, подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Между тем неверный выбор вида судопроизводства не привёл к принятию по результатам рассмотрения дела незаконного и необоснованного решения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, организация и проведение мероприятий по ликвидации несанкционированных мест размещения твёрдых коммунальных отходов в селе Таловка Пенжинского муниципального района Камчатского края возложена на регионального оператора - ГУП "Спецтранс", что прямо следует из содержания пункта 3.12 соглашения от 20 декабря 2016 года N 273, пунктов 16, 17, 18 Правил обращения с ТКО.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают верных выводов суда апелляционной инстанции, изложенных в апелляционном определении, по существу они сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств и к неверному толкованию норм материального права, в связи с чем данные доводы не могут являться предусмотренными статьёй 328 КАС РФ основаниями для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены апелляционного определения.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судом апелляционной инстанции были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, не допущено. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 21 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Камчатского края "Спецтранс" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.