Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Кондратюка А.Б. на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 24 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 11 августа 2021 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Иванова ФИО7 к администрации г. Владивостока о признании незаконным постановления об отказе в постановке на учет в качестве лица, имеющего право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав представителя администрации г. Владивостока Багаеву Е.А, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Иванов М.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Владивостока о признании незаконным постановления от 11 ноября 2019 года N 3956 об отказе в постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о поставке его на указанный учет.
Заявленные требования Иванов М.М. мотивировал тем, что он обратился с заявлением в администрацию г. Владивостока о постановке его на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, бесплатно в собственность для ведения садоводства. Постановлением администрации г. Владивостока от 11 ноября 2019 года N 3956 ему отказано в постановке на такой учет по причине нахождения в его собственности земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 626 кв.м, что свидетельствует о реализации им ранее права на предоставление земельного участка бесплатно.
С указанным решением он не согласен, считает, что ограничением для постановки гражданина на вышеуказанный учет является не сам факт получения ранее земельного участка в собственность бесплатно, а основания предоставления такого участка. Земельный участок с кадастровым номером N передан ему собственность как члену садоводческого товарищества, а не в связи с наличием у него льготы на бесплатное предоставление земельного участка как участнику Великой Отечественной войны или инвалиду II группы, и до вступления в силу Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 24 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 11 августа 2021 года, в удовлетворении заявленных Ивановым М.М. административных исковых требований отказано.
10 ноября 2021 года представителем административного истца Кондратюком А.Б. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 26 ноября 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на аналогичные изложенным в административном исковом заявлении доводы, считая, что в рассматриваемом случае юридическое значение имеют основания, в связи с которыми Иванову М.М. ранее предоставлялся земельный участок в собственность бесплатно, тогда как принцип однократности предоставления земельного участка подразумевает, что лицо реализовало право на предоставление земельного участка именно по льготному основанию, что по настоящему делу не установлено. Предоставление земельного участка в садоводческом товариществе в соответствии с ранее действовавшим Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ не свидетельствует о реализации права на получение земельного участка на основании подпункта 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.
Административный истец о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя административного ответчика, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 9 октября 2019 года Иванов М.М. обратился в администрацию г. Владивостока с заявлением о постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно для ведения садоводства по категории ветеран труда.
Постановлением администрации г. Владивостока от 11 ноября 2019 года N 3956 Иванову М.М. отказано постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно в связи с несоблюдением условия, предусмотренного пунктом 2 части 4 статьи 10 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае".
Из письма администрации г. Владивостока от 1 апреля 2021 года N 6173/1у следует, что основанием к отказу в постановке Иванова М.М. на соответствующий учет послужил факт предоставления заявителю ранее в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Ивановым М.М. требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется однократно, и данное право административный истец реализовал, получив бесплатно в собственность земельный участок с кадастровым номером N При этом не имеет правового значения, на каком основании гражданином ранее реализовано право на бесплатное получение от государства земельного участка.
Судебная коллегия кассационного суда находит указанные выводы правильными.
Подпунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан - в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
Согласно пункту 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Земельные отношения на территории Приморского края в пределах полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации федеральным законодательством, регулируются Законом Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" (далее - Закон Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ), пунктом 2 части 1 статьи 10 которого определен перечень категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Приморского края и имеющих право в соответствии с настоящим Законом на однократное бесплатное предоставление в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства (по выбору граждан), в том числе такие земельные участки предоставляются инвалидам II и III групп, участникам Великой Отечественной войны, а также гражданам, на которых действующим законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны, и ветеранам труда.
В соответствии с частью 4 статьи 10 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется при соблюдении следующих условий: гражданин состоит на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, бесплатно; гражданину ранее земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлялся в собственность бесплатно в соответствии с подпунктом 7 статьи 39(5) Земельного кодекса Российской Федерации, настоящим Законом, Законом Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае", Законом Приморского края от 27 сентября 2013 года N 250-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края".
Несоблюдение указанного условия является основанием для отказа гражданину в постановке на учет в силу пункта 2 части 6 статьи 11 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ.
Приведенные нормы федерального и регионального законодательства в их системном единстве свидетельствуют о том, то принцип однократности предоставления земельного участка предполагает, что граждане имеют право на бесплатное приобретение земельного участка в собственность один раз независимо от основания и времени предоставления земельного участка.
Статья 1 Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4196-1 "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства", действовавшего до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривала передачу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства, а также под индивидуальные жилые дома и хозяйственные постройки в частную собственность граждан в городах, поселках и сельской местности в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации и настоящим Законом.
В соответствии с Порядком выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, утвержденным Роскомземом 20 мая 1992 года, право собственности на землю удостоверяется свидетельством, которое имеет законную силу до выдачи государственного акта, удостоверяющего это право, по утвержденной форме. Свидетельства выдаются на основании принятых исполнительными органами Советов народных депутатов решений о предоставлении земельных участков либо о перерегистрации права на ранее предоставленный земельный участок.
Как следует из материалов дела, на основании решения главы администрации г. Артема от 3 марта 1993 года N 67 Иванову М.М. предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", площадью 0, 06 га, 28 апреля 1994 года выдано свидетельство на право собственности на землю N N. 13 сентября 2016 года зарегистрировано право собственности Иванова М.М. на земельный участок с кадастровым номером N, площадью 626 кв.м, назначение объекта: для ведения садоводства.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о реализации Ивановым М.М. права на однократное бесплатное предоставление в собственность земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, тем самым у администрации г. Владивостока имелись предусмотренные пунктом 2 части 6 статьи 11 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ основания к отказу Иванову М.М. в постановке на учет граждан в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно.
В этой связи, учитывая, что оспариваемое постановление соответствует требованиям закона и не нарушает прав административного истца, суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе Иванову М.М. в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы заявителя о том, что земельный участок с кадастровым номером N приобретен Ивановым М.М. по иным основаниям, не связанным с отнесением его к льготной категории граждан, имеющих право в соответствии с Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ на получение бесплатно в собственность земельного участка, отмену постановленных по делу судебных актов не влекут, поскольку основаны на неверном толковании вышеприведенных норм материального права, исходя из которых при предоставлении земельных участков бесплатно в собственность действует принцип однократности их предоставления, условием такого предоставления является отсутствие у гражданина земельных участков, которые он ранее приобрел в собственность бесплатно, однако данное условие в настоящем случае не соблюдено.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций не допущены ошибки в применении норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход рассмотрения дела, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции и апелляционном определении, соответствуют обстоятельствам административного дела, в связи с чем оснований для их отмены по доводам кассационной жалобы административного истца не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 24 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 11 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Иванова М.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.