Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Белогорского муниципального округа на решение Белогорского городского суда Амурской области от 21 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 3 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Белогорского района Амурской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Белогорского района Амурской области о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав возражения на доводы кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шиловой Я.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Белогорского городского суда Амурской области от 21 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 3 июня 2021 года (в апелляционном определении ошибочно указано 3 июня 2020 года), удовлетворено административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Белогорского района Амурской области, поданное в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Белогорского района Амурской области (далее - Администрация): на Администрацию возложена обязанность поставить на учёт объект ВЛ-10 кВ ПС "Белогорская" Ф-6 (протяженностью 1215 м. от точки присоединения ПС 220/110/35/10 кВ "Белогорская", Ф 6-10 кВ, ТП 214 до территории садоводческого некоммерческого товарищества "Новый хутор" (далее - СНТ "Новый хутор")) в качестве бесхозяйного имущества.
26 ноября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Администрации, поданная через Белогорский городской суд Амурской области 9 ноября 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам дела, допущенными судами нарушениями при применении норм материального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Помимо прокурора, иные участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Белогорского городского суда Амурской области от 21 января 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 3 июня 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений пунктов 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) определено, что к вопросам местного значения муниципального округа относятся организация в границах муниципального округа электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоснабжения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных округов организуют и проводят мероприятия, предусмотренные законодательством об энергосбережении (пункт 8.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
В свою очередь, пункт 4 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ) предусматривает, что в перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на уровне местного самоуправления должны включаться мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учёт в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
Из содержания пункта 3 Порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 931 (далее - Порядок), следует, что на учёт бесхозяйных недвижимых вещей принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учёт такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учёт в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учёт бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях муниципальных образований (пункт 5 Порядка).
Частями 1 и 4 статьи 40 Устава Белогорского муниципального округа Амурской области, принятого решением Думы Белогорского муниципального округа от 20 ноября 2020 года N 6/36 (далее - Устав), установлено, что Администрация является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, к полномочиям которой относятся, в том числе, организация в границах Белогорского муниципального округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов настоящего административного дела, на территории муниципального образования Белогорский муниципальный округ Амурской области находится воздушная линия электропередач - ВЛ-10 кВ ПС "Белогорская" Ф-6 (протяжённостью 1215 м, от точки присоединения ПС 220/110/35/10кВ "Белогорская" Ф-6 - 10 кВ, ТП 214 до территории СНТ "Новый Хутор"), посредством которой производится электроснабжение объектов, расположенных на территории СНТ "Новый хутор", и которая является ответвлением от ВЛ-10 кВ Ф-6 "Белогорская" протяжённостью 6661, 45 погонных м, находящейся в собственности акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания".
Строительство указанной выше линии электропередач протяжённостью 1215 м. осуществлено обществом с ограниченной ответственностью "СК "Мост-Восток" (далее - ООО "СК "Мост-Восток") в отсутствие необходимых разрешений на её строительство и на ввод объекта в эксплуатацию.
1 июля 2015 года между ООО "СК "Мост-Восток" и СНТ "Новый хутор" заключён договор купли-продажи в отношении объекта электросетевого хозяйства - воздушной линии электропередач напряжением 10 кВ от отпайки ВЛ-10 кВ Ф-6 "Белгородская" до трансформаторной подстанции, расположенной на территории данного товарищества, протяжённостью 1215 м.
В то же время, согласно письменной информации от 16 ноября 2020 года N КУВИ-002/2020-39397162, представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Амурской области, сведения об указанном выше объекте недвижимости (включая сведения о его правообладателе) в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, и.о. прокурора Белогорского района указал, что неисполнение Администрацией предусмотренной действующим законодательством обязанности по постановке воздушной линии электропередач на учёт в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества влечёт нарушение прав и законных интересов неопределённого круга лиц.
Удовлетворяя заявленные прокурором административные исковые требования, Белогорский городской суд Амурской области и судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проанализировав положения действующего гражданского законодательства, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, пришли к выводу, что со стороны Администрации допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер по постановке на учёт в качестве бесхозяйного имущества линии электропередач - ВЛ-10 кВ ПС "Белогорская" Ф-6 (протяжённостью 1215 м, от точки присоединения ПС 220/110/35/10кВ "Белогорская" Ф-6 - 10 кВ, ТП 214 до территории СНТ "Новый Хутор"), находящейся в пределах территории муниципального образования Белогорского муниципального округа Амурской области; отсутствие собственника у объекта электроэнергетики создаёт угрозу возникновения аварийных ситуаций, нарушения прав неопределённого круга лиц, являющихся добросовестными потребителями электрической энергии.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами судов первой и апелляционной инстанций, положенными в основу решения и апелляционного определения, у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они полностью согласуются с приведёнными выше положениями статей 218, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 16, 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ, пунктов 3 и 5 Порядка, статьи 40 Устава, основаны на верном применении норм процессуального права и правильном установлении юридически значимых обстоятельств по делу, а также на надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.
Подпунктом "г" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с абзацем 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Согласно частям 5 и 6 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации; государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Из содержания пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт, а в случае постановки на учёт линейного объекта - по истечении трёх месяцев со дня постановки на учёт, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Следовательно, в силу положений действующего законодательства Администрация как орган местного самоуправления, на котором лежит обязанность по организации надлежащего электроснабжения населения в границах муниципального округа и по принятию мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, обязана выявлять бесхозяйные линейные объекты электроснабжения и принимать их на соответствующий учёт.
Доводы кассационной жалобы о том, что спорная линия электропередач находится в собственности СНТ "Новый хутор", что она построена самовольно и не является объектом недвижимости, что у Администрации отсутствует публичная обязанность по организации электроснабжения СНТ "Новый хутор", и по постановке линии электропередач на учёт в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, что прокурор обратился с административным иском в суд не в интересах неопределённого круга лиц, - заявлялись административным ответчиком при рассмотрении дела, были полно и всесторонне исследованы и проверены судами первой и апелляционной инстанций. В связи с тем, что они основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, указанные доводы были отвергнуты по мотивам, изложенных в оспариваемых судебных актах, несогласие с которой в силу положений статьи 328 КАС РФ само по себе не может являться основанием для отмены или изменения судебных актов.
Иные доводы кассационной жалобы Администрации по существу сводятся к несогласию с выводами нижестоящих судов относительно оценки имеющихся в материалах дела доказательств. Вместе с тем суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной статьёй 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки имеющихся доказательств суд кассационной инстанции не наделён.
Таким образом, при разрешении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Белогорского городского суда Амурской области от 21 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 3 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Белогорского муниципального округа - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.