Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Окружной администрации г. Якутска Кривогорницына А.П. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2021 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Куцовой ФИО9, Куцова ФИО10, Куцова ФИО11 к Окружной администрации г. Якутска, Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска об оспаривании решения и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Куцова Г.М, Куцов В.С. и Куцов С.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным уведомления от 30 апреля 2021 года N 1021 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются долевыми собственниками земельного участка с кадастровым номером N и расположенного на нем жилого дома с кадастровым номером N. 20 апреля 2021 года они обратились к административному ответчику с уведомлением о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке, в ответ на которое Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска направил им уведомление от 30 апреля 2021 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке в связи наличием ограничений на земельный участок с кадастровым номером N ввиду его расположения в границах зоны затопления.
С данным решением заявители не согласны, считают его незаконным, поскольку водное законодательство не запрещает реконструкцию объектов недвижимости на земельных участках, расположенных в зоне затопления, а градостроительным законодательством установлена возможность использования земельных участков для реконструкции объектов капитального строительства до 1 января 2022 года независимо от ограничений в отношении земельных участков, расположенных в границах зон с особыми условиями использования территории.
Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Окружная администрация г. Якутска.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2021 года, требования Куцовой Г.М, Куцова В.С. и Куцова С.В. удовлетворены, уведомление Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска от 30 апреля 2021 года N 1021 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке признано незаконным, на Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска возложена обязанность повторно рассмотреть уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома по адресу: "адрес" в соответствии с требованиями законодательства.
10 ноября 2021 года представителем административного ответчика Окружной администрации г. Якутска Кривогорницыным А.П. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 26 ноября 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Куцовой Г.М, Куцовым В.С. и Куцовым С.В. административных исковых требований.
В кассационной жалобе заявитель указывает, что принадлежащий административным истцам земельный участок расположен на территории, отнесенной к зоне затопления, в которой градостроительным законодательством не предусмотрено строительство, реконструкция объектов капитального строительства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных постановлений в кассационном порядке.
Разрешая заявленные административными истцами требования, суды нижестоящих инстанций, руководствуясь положениями статей 1, 51, 51.1, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 56, 85 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, и установив, что Куцовыми заявлено о планируемой реконструкции принадлежащего им объекта индивидуального жилищного строительства, а не строительства нового объекта капитального строительства, пришли к выводу о несоответствии оспариваемого уведомления Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска требованиям закона, поскольку расположение земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории (зоны затопления) не является препятствием к реконструкции уже существующего объекта
Данный вывод нижестоящих судов соответствует установленным по делу обстоятельствам и основан на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В силу части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в котором указывает сведения, перечисленные в пунктах 1 - 9 части 1 статьи 51.1 данного Кодекса, и к которому прилагает документы, перечисленные в части 3 указанной статьи.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (реконструкции).
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 17 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации зоны затопления относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
Следовательно, в силу вышеприведенных положений закона в зоне затопления установлен запрет на строительство объектов капитального строительства на будущий период.
При таких обстоятельствах, поскольку административными истцами направлено уведомление о реконструкции существующего на земельном участке индивидуального жилого дома, тогда как в части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации установлен запрет лишь на строительство новых объектов, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что уведомление Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке не соответствует требованиям закона и повлекло нарушение прав и законных интересов заявителей.
Доводы кассационной жалобы административного ответчика правильность выводов судебных инстанций не опровергают и оснований для отмены принятых по делу судебных актов не содержат.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, поэтому оснований для отмены решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 июля 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2021 года в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 июля 2021 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.