Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Министерства обороны Российской Федерации Лебедева С.Г. на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 20 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 30 августа 2021 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению военного прокурора Уссурийского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности провести осмотр и капитальный ремонт здания.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишонову Ф.А, полагавшую, что судебные акты подлежат отмене в части, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
военный прокурор Уссурийского гарнизона обратился к Министерству обороны Российской Федерации и ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации с исковыми требованиями, уточнив которые просил обязать ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", пунктов 44, 45 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 860, и приказа начальника ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации от 21 февраля 2018 года N 35 в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести внеплановый (внеочередной) осмотр здания хранилища инв. N N войсковой части N, расположенного по адресу: "адрес", в рамках которого уточнить объемы работ по капитальному ремонту; обязать Министерство обороны Российской Федерации провести капитальный ремонт здания хранилища инв. N N войсковой части N согласно результатам внепланового (внеочередного) осмотра.
В обоснование заявленных требований военный прокурор указал, что в ходе проведенной проверки выявлено здание хранилища инв. N N, расположенное по адресу: "адрес", используемое в интересах войсковой части N, которое ввиду длительной эксплуатации и своего технического состояния требует проведения капитального ремонта. Исчерпание несущей способности здания может привести к его обрушению, что в свою очередь может повлечь гибель и травмирование людей, причинение реального ущерба Министерству обороны Российской Федерации.
В ходе производства по делу военный прокурор Уссурийского гарнизона отказался от первоначально заявленных требований к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности при проведении внепланового (внеочередного) осмотра здания хранилища инв. N N войсковой части N обеспечить участие в указанном осмотре специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов, в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", определением Уссурийского районного суда Приморского края от 20 апреля 2021 года производство по делу в указанной части прекращено.
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 20 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 30 августа 2021 года, исковые требования военного прокурора удовлетворены, на ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", пунктов 44, 45 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 860, и приказа начальника ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации от 21 февраля 2018 года N 35 в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести внеплановый (внеочередной) осмотр здания хранилища инв. N N войсковой части N, расположенного по адресу: "адрес", в рамках которого уточнить объемы работ по капитальному ремонту, на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность провести капитальный ремонт здания хранилища инв. N N войсковой части N, расположенного по адресу: "адрес", согласно результатам внепланового (внеочередного) осмотра.
13 ноября 2021 года представителем Министерства обороны Российской Федерации Лебедевым С.Г. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 2 декабря 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных военным прокурором к Министерству обороны Российской Федерации требований.
В кассационной жалобе заявитель указывает на недопустимость военного прокурора вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность органов военного управления и понуждать к проведению капитального ремонта объекта без соблюдения установленной законом процедуры выделения лимитов бюджетных обязательств и заключения государственного контракта. Судами не учтено, что содержание и эксплуатация, контроль за техническим состоянием объектов военной и социальной инфраструктуры возложено на ФГБУ "ЦЖКУ", поэтому обязанность по исполнению заявленных прокурором требований должна возлагаться на данное учреждение.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 6 декабря 2021 года настоящее дело с кассационной жалобой Министерства обороны Российской Федерации передано для рассмотрения в порядке административного производства.
Административные ответчики о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, их представители в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о наличии предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов в части и принятия в отмененной части нового решения.
Общие требования безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) установлены Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
В силу части 1 статьи 36 указанного Федерального закона безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Нормативной основой для контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической безопасности зданий и сооружений, а также нормативным актом, регламентирующим требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности зданий и сооружений, является ГОСТ 31937-2011 Межгосударственный стандарт "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", введенный в действие Приказом Росстандарта от 27 декабря 2012 года N 1984-ст (далее - ГОСТ 31937-2011).
Пунктом 4.1 ГОСТ 31937-2011 предусмотрено, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
В соответствии с пунктом 4.4 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
Как следует из материалов дела, по адресу: "адрес" расположено здание хранилище инв. N N, 1935 года постройки, используемое в интересах войсковой части N.
Согласно акту общего осеннего осмотра указанного здания от 1 октября 2019 года, акту осмотра от 15 июня 2020 года, проведенного военной прокуратурой Уссурийского гарнизона, в техническом состоянии указанного объекта выявлены недостатки строительных конструкций.
Учитывая, что приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года N 155 создано ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление", основной целью деятельности которого является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 13 Устава учреждения), суды нижестоящих инстанций пришли к выводу о возложении обязанности на ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации провести внеплановый (внеочередной) осмотр здания хранилища (инв. N N), расположенного по адресу: "адрес", которое находится в неудовлетворительном состоянии и не отвечает установленным требованиям, что предусмотрено пунктом 44 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 860.
Выводы судов в данной части подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, соответствуют установленным обстоятельствам и основаны на законе.
Между тем доводы заявителя кассационной жалобы о необоснованном возложении на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по проведению капитального ремонта здания хранилища заслуживают внимание.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которого указанное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил (подпункт 71 пункта 7 Положения).
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из приведенных положений закона следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта.
Возложение на собственника обязанностей по содержанию или ремонту (капитальному, текущему) его имущества возможно, если это предусмотрено законом, либо если ненадлежащее содержание собственником своего имущества нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие решения, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение таким решением, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).
Возлагая на Министерство обороны Российской Федерации, как собственника имущества, по требованию прокурора в интересах неопределенного круга лиц обязанность произвести капитальный ремонт имущества, суды не установили, какую именно обязанность, возложенную законом, по отношению к неопределенному кругу лиц не выполнил собственник, материалы административного дела не содержат сведений об уклонении Министерства обороны Российской Федерации от возложенной на него законом обязанности по содержанию объекта военного имущества.
При разрешении спора судами не выяснялся вопрос о фактическом использовании здания хранилища (инв. N N), его эксплуатации по назначению, что имеет значение для разрешения вопроса о соблюдении прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также не учтено, что необходимость проведения капитального ремонта здания и объемы работ по капитальному ремонту могут быть установлены только после выполнения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России возложенной на него обязанности по проведению внепланового осмотра объекта, при этом собственник на основании результатов внепланового (внеочередного) осмотра вправе принять решение как о целесообразности проведения капитального ремонта, так и реконструкции объекта или его сносе.
При таких обстоятельствах у судов не имелось оснований для удовлетворения требований военного прокурора о возложении на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по проведению капитального ремонта здания штаба, поэтому в данной части судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем подлежат отмене с принятием нового судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 20 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 30 августа 2021 года отменить в части возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности провести капитальный ремонт здания хранилища (инв. N N), расположенного по адресу: "адрес", согласно результатам внепланового (внеочередного) осмотра.
Принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований военного прокурора Уссурийского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности провести капитальный ремонт здания хранилища (инв. N N), расположенного по адресу: "адрес", согласно результатам проведенного внепланового (внеочередного) осмотра отказать.
В остальной части решение Уссурийского районного суда Приморского края от 20 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 30 августа 2021 года оставить без изменения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.