Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу УФСИН России по Камчатскому краю на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 14 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 23 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Кильмухаметова Вячеслава Рашитовича к ФКУ "Исправительная колония N 6" УФСИН России по Камчатскому краю, Российской Федерации в лице ФСИН России, УФСИН России по Камчатскому краю о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кильмухаметов В.Р. обратился в Елизовский районный суд Камчатского края с вышеназванным административным исковым заявлением к ФКУ "Исправительная колония N 6" УФСИН России по Камчатскому краю (далее - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, Учреждение) и просил признать незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся: в необеспечении его горячим водоснабжением в помещении камерного типа (камере N 17) в период с 06 мая 2021 года по 08 июня 2021 года, в необеспечении в период с 01 мая 2021 года по 31 мая 2021 года гигиеническим набором; взыскать в его пользу компенсацию за нарушение условий содержания в размере 500 000 рублей.
Определением судьи от 18 июня 2021 года к участию в деле в качестве административных соответчиков были привлечены Российская Федерация в лице ФСИН России, УФСИН России по Камчатскому краю.
Решением Елизовского районного суда Камчатского края от 14 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 23 сентября 2021 года, административные исковые требования Кильмухаметова В.Р. удовлетворены: признаны условия содержания Кильмухаметова В.Р. с 06 мая 2021 года по 08 июня 2021 года в помещении ПКТ N 17 ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю ввиду отсутствия в ней горячего водоснабжения несоответствующими требованиям закона; признано незаконным бездействие ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, выразившееся в необеспечении в мае 2021 года гигиеническим набором Кильмухаметова В.Р.; с Российской Федерации в лице ФСИН России за счёт казны Российской Федерации в пользу Кильмухаметова В.Р. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 5 000 рублей.
10 декабря 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба УФСИН России по Камчатскому краю, поданная через Елизовский районный суд Камчатского края 01 декабря 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, и принятии нового решения.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, право осужденного Кильмухаметова В.Р. на обеспечение гигиеническими наборами за май 2021 года не нарушено, поскольку за период времени с ноября 2020 года по май 2021 года ему были выданы гигиенические наборы, в том числе за май 2021 года - 02 июля 2021 года. Отсутствие в камере горячего водоснабжения не может быть расценено как условие, несоответствующее требованиям закона, поскольку согласно техническому паспорту здание ШИЗО (ПКТ, ЕПКТ) построено в 1981 году в период действия указаний по проектированию и строительству ИГУ и военных городков войсковых частей МВД СССР (ВСН 10-73/МВД СССР), действовавших до 2003 года, которые не предусматривали требования о подводе горячей воды в здание изолятора. Из содержания Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Минюстом России от 02 июня 2003 года N 130-ДСП, Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утверждённого приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, не следует, что приведённые в них нормативные требования должны применяться к зданиям и помещениям, которые были спроектированы и построены до издания указанных приказов. В соответствии с приказом Минюстом России от 16 декабря 2016 года N 295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" в исправительном учреждении организована работа банно-прачечного комбината, в котором осуществляется помывка осужденных не менее двух раз в семь дней с еженедельной сменой нательного и постельного белья. Дополнительно установлена и функционирует дезинфекционная камера.
Техническая возможность подключения здания колонии к сетям централизованного горячего водоснабжения отсутствует. При этом негативных последствий для Кильмухаметова В.Р. не наступило. Размер компенсации не соответствует принципам разумности и справедливости.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 10 января 2022 года кассационная жалоба УФСИН России по Камчатскому краю передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, ходатайств о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи не заявили, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Кильмухаметов В.Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю с 17 августа 2010 года.
В период с 06 мая 2021 года по 08 июня 2021 года Кильмухаметов В.Р. содержался в помещении камерного типа N 17, где отсутствовало горячее водоснабжение.
Гигиенический набор за май 2021 года выдан Кильмухаметову В.Р. 02 июля 2021 года.
Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (часть 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ)).
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 10 поименованного Кодекса).
Как следует из статьи 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и требований, содержащихся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству, при этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учётом практических требований к режиму содержания.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 227.1 КАС РФ, частями 1 и 2 статьи 12.1 УИК РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, которые рассматриваются судом одновременно.
Статьёй 10 УИК РФ установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Согласно части 2 статьи 99 УИК РФ осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 99 УИК РФ).
Так, пунктом 3 постановления Правительства РФ от 11 апреля 2005 года N 205 утверждена минимальная норма материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, которая включает в себя: хозяйственное мыло - 200 граммов в месяц, туалетное мыло - 50 граммов в месяц, зубную пасту (порошок) - 30 граммов в месяц, зубную щетку - 1 штуку в 6 месяцев, одноразовую бритву - 6 штук в месяц, туалетную бумагу - 25 метров в месяц.
Согласно пункту 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утверждённой приказом Министерства юстиции РФ от 2 июня 2003 года N 130-ДСП, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий". Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 20.5 Инструкции).
Аналогично, в силу пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утверждённого приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20 октября 2017 года N 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Указанные Правила распространяются на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий исправительных учреждений, исправительных центров, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений (пункт 1.1).
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций в судебных актах сослались на положения УИК РФ, Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Положение о Федеральной службе исполнения наказания, утверждённое Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 314, постановление Правительства РФ от 11 апреля 2005 года N 205, СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях), утверждённый и введённый в действие приказом Минстроя России от 20 октября 2017 года N1454/пр, установили, что в помещении камерного типа ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, где содержался осужденный Кильмухаметова В.Р. в период с 06 мая 2021 года по 08 июня 2021 года отсутствовало горячее водоснабжение, гигиенический набор за май 2021 года выдан Кильмухаметову В.Р. 02 июля 2021 года, и пришли к обоснованному выводу о том, что в отношении осужденного Кильмухаметова В.Р. исправительным учреждением нарушены условия его содержания. Данные обстоятельства послужили основанием для взыскания в пользу административного истца с Российской Федерации в лице ФСИН России компенсации за нарушение условий содержания в размере 5 000 рублей.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, УФСИН России по Камчатскому краю не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы факт проектирования и строительства здания штрафного изолятора исправительного учреждения до принятия Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утверждённой приказом Минюста России от 02 июня 2003 года N 130-ДСП, и Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утверждённых приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20 октября 2017 года N 1454/пр, предусматривающих оборудование зданий исправительных учреждений горячим водоснабжением, не освобождает учреждение уголовно-исполнительной системы от обязанности по созданию осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Доводы кассационной жалобы о том, что отсутствует техническая возможность подключения здания колонии к сетям централизованного горячего водоснабжения не может повлечь за собой отмену либо изменение обжалуемых судебных актов, поскольку со стороны административного ответчика судам в нарушение положений части 2 статьи 62 КАС РФ не были представлены доказательства невозможности организации горячего водоснабжения в камерах, где отбывают наказание осужденные.
Вопреки доводам кассационной жалобы, исправительным учреждением нарушены условия содержания осужденного Кильмухаметова В.Р, предусмотренные требованиями действующих нормативных актов.
Довод кассационной жалобы относительно несогласия с размером компенсации подлежит отклонению, поскольку он уже являлся предметом оценки судов первой и апелляционной инстанции.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Несогласие УФСИН России по Камчатскому краю с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Елизовского районного суда Камчатского края от 14 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 23 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу УФСИН России по Камчатскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.