Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу УФСИН России по Камчатскому краю, кассационную жалобу Запороцкого Николая Александровича на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 12 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 11 ноября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Запороцкого Николая Александровича к ФКУ "Исправительная колония N 6" УФСИН России по Камчатскому краю, Российской Федерации в лице ФСИН России, УФСИН России по Камчатскому краю о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Запороцкоий Н.А. обратился в Елизовский районный суд Камчатского края с вышеназванным административным исковым заявлением к ФКУ "Исправительная колония N 6" УФСИН России по Камчатскому краю (далее - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, Учреждение) и просил признать незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в ненадлежащих условиях содержания; взыскать в его пользу компенсацию за нарушение условий содержания в размере 50 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является осужденным и отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю. 15 июня 2021 года по решению дисциплинарной комиссии он водворён в помещение камерного типа (ПКТ) N 19, которое не соответствует требованиям действующего законодательства, так как в помещении отсутствует унитаз с отдельным сливным бачком. Кроме того, раковина и унитаз, установленные в ПКТ N 19, не имеют водяного колена, из-за чего распространяется канализационный запах, делающий невозможными нахождение в указанном помещении и приём пищи.
Определением судьи от 17 июня 2021 года к участию в деле в качестве административных соответчиков были привлечены Российская Федерация в лице ФСИН России, УФСИН России по Камчатскому краю.
Решением Елизовского районного суда Камчатского края от 12 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 11 ноября 2021 года, административные исковые требования Запороцкого Н.А. удовлетворены частично: признано незаконным бездействие ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю; с Российской Федерации в лице ФСИН России за счёт казны Российской Федерации в пользу Запороцкого Н.А. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 2 000 рублей.
13 декабря 2021 года, 27 января 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступили кассационные жалобы УФСИН России по Камчатскому краю и Запороцкого Н.А, поданные через Елизовский районный суд Камчатского края 01 декабря 2021 года, 25 января 2022 года соответственно, в которых ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, и принятии нового решения.
В обоснование своей позиции УФСИН России по Камчатскому краю сослалось на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, согласно техническому паспорту здание ШИЗО (ПКТ, ЕПКТ) построено в 1981 году. При строительстве данного объекта действующими в тот момент строительными нормами не было предусмотрено оборудование санузла унитазом со смывным бачком, камера ПКТ N 19 оборудована отдельным изолированным санузлом "чаша Генуя" с гидравлическим затвором-сифоном, вмонтированным в пол, смыв осуществляется посредством крана. Данные доводы судами не приняты во внимание. Пункты 17.2, 19.2.6 СП 308.1325800.2017, на которые суд ссылается в решение, неприменимы, поскольку наличие сливных бочков предусмотрено только в палатах зданий медицинского назначения в ИК особого режима для осужденных ПЛС и ЕПКТ. Ссылки Запороцкого Н.А. на наличие неприятного запаха из унитаза и раковины необоснованны, поскольку содержание их в надлежащем санитарном состоянии является обязанностью самих осужденных. Размер компенсации в размере 2 000 рублей не соответствует принципам разумности и справедливости.
Запороцкий Н.А. в своей кассационной жалобе указал, что сумма компенсации в размере 2 000 рублей является не справедливой и не разумной.
Определениями судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 10 января 2022 года, от 31 января 2022 года кассационные жалобы УФСИН России по Камчатскому краю и Запороцкого Н.А. переданы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационные жалобы в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационных жалоб и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Запороцкий Н.А. отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю с 17 января 2017 года.
В период с 15 июня 2021 года по 14 июля 2021 года Запороцкий Н.А. содержался в помещении камерного типа N 19.
Как следует из справки врио начальника ОКБИиХО от 05 августа 2021 года, в камере N 19 ПКТ ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю установлена разновидность унитаза типа "чаша Генуя" и раковина. В настоящее время в здании ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ проводится капитальный ремонт с полным демонтажём.
Из пояснений представителей административных ответчиков, данных в суде первой инстанции, следует, что в период содержания Запороцкого Н.А. в камере ПКТ N 19 гидрозатвор-сифон у раковины отсутствовал, а смыв унитаза осуществлялся краном водопровода.
Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (часть 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ)).
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 10 поименованного Кодекса).
Как следует из статьи 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и требований, содержащихся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству, при этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учётом практических требований к режиму содержания.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 227.1 КАС РФ, частями 1 и 2 статьи 12.1 УИК РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, которые рассматриваются судом одновременно.
Статьёй 10 УИК РФ установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
В силу положения статьи 13 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны, в том числе: создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных; обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Как следует из пункта 14.4.8 СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях), утверждённого и введенного в действие приказом Минстроя России от 20 октября 2017 года N1454/пр (далее - СП 308.1325800.2017) и приложения А к нему, в камерах ШИЗО, одиночных камерах, камерах ПКТ, ЕПКТ следует предусматривать, в том числе раковину (умывальник); изолированную кабину с унитазом.
В соответствии с пунктом 17.2 СП 308.1325800.2017, камеры, 1-местные помещения безопасного места необходимо оборудовать унитазами и умывальниками. В камере, 1-местном помещении безопасного места унитаз следует размещать в кабине. Перегородки кабины следует выполнять кирпичными, толщиной 120 мм на всю высоту камеры. В дверном проеме кабины устанавливается полноразмерный дверной блок с дверным полотном, открывающимся наружу. Умывальник размещается за пределами кабины.
Пунктом 19.2.6 СП 308.1325800.2017 предусмотрено, что санитарные кабины камер необходимо оборудовать антивандальными (из нержавеющей стали) унитазами со сливными бачками и умывальниками, при этом допускается в зависимости от конструктивных особенностей прибора размещение сливного бачка в технической нише за пределами камеры (палаты). В помещениях санитарных узлов, уборных, умывальных, в камерах вместо установки умывальника допускается предусматривать раковину для мытья рук.
В пункте 5 примечания к приложению N 1 приказа ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" (далее - Приказ N 512) установлено, что камеры штрафного (дисциплинарного) изолятора, помещений камерного типа, следственного изолятора и тюрьмы оборудуются санитарным узлом (унитаз, отделенный от остального помещения экраном высотой 1 м, и умывальник), окно - форточкой.
Пунктом 8.4.2 "СП 30.13330.2012. Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85*", утверждённого приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 626 (утратил силу с 1 августа 2020 года), предусмотрено, что санитарно-технические приборы и приёмники сточных вод должны быть оборудованы гидравлическими затворами-сифонами, предотвращающими поступление канализационных газов в помещения.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций в судебных актах сослались на положения УИК РФ, Закона РФ от 21 июля 1993 года N5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Положение о Федеральной службе исполнения наказания, утверждённое Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1314, СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях), утверждённый и введённый в действие приказом Минстроя России от 20 октября 2017 года N1454/пр, Номенклатуру, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утверждённую приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512, и пришли обоснованному к выводу, что в отношении осужденного Запороцкого Н.А. исправительным учреждением нарушены условия содержания, а именно унитаз и раковина не оборудованы гидрозатвором-сифоном, отсутствует сливной бачок унитаза. Данные обстоятельства послужили основанием для взыскания в пользу административного истца с Российской Федерации в лице ФСИН России компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 2 000 рублей.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационных жалобах, УФСИН России по Камчатскому краю, Запороцким Н.А. не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы УФСИН России по Камчатскому краю, судами первой и апелляционной инстанции применено соответствующее законодательство, исследованы обстоятельства дела и все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы административного истца, доводы административных ответчиков, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.
Довод кассационных жалоб относительно несогласия с размером компенсации подлежит отклонению, поскольку он уже являлся предметом оценки судов первой и апелляционной инстанции.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационных жалоб.
Несогласие УФСИН России по Камчатскому краю, Запороцкого Н.А. с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Елизовского районного суда Камчатского края от 12 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 11 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу УФСИН России по Камчатскому краю, кассационную жалобу Запороцкого Николая Александровича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.